1924 |
Совет труда и обороны СССР утвердил перспективный план развития железных дорог страны. На картосхеме впервые появились контуры будущей магистрали через Сибирь к Тихоокеанскому побережью. |
1930 | В ЦК ВКП и Совет Народных Комиссаров СССР, дальневосточным краевыми организациями направлены предложения о проектировании и строительстве второй магистральной железно-дорожной линии с выходом к Тихому океану. В этом документе будущая железная дорога впервые названа Байкало-Амурская Магистраль (Б.А.М.) |
1932 | Наркомат Путей сообщения СССР начал изыскания будущей трассы. В городе Свободном создано управление строительства. От Карымской до Ворошилово-Уссурийского возводятся вторые пути. От маленького разъезда вблизи Сковородино на север ушла рокада к районному центру -- посёлку Тындинский. Название разъездика писалось заглавными буквами Б.А.М. |
1933 | Определено общее направление трассы БАМ от Тайшета до Тихого океана. Опорными пунктами её намечены Тайшет - Пандусские пороги на Ангаре - северная оконечность Байкала - посёлок Тында - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. На станции БАМ уложены первые метры рельсов в северном направлении в сторону поселка Тындинский. |
1934 | При институте "Союзтранспроект" организована Центральная экспедиция наземной и воздушной съёмки. Её возглавил старый большевик Вольдемар Карлович Иванс, главным инженером назначен видный железнодорожник Иван Георгиевич Белов. Экспедиция приобрела гидросамолёт для инженерных изысканий. |
1937 | ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани. Общая протяжённость трассы более 4000 км. Создана организация БАМтранспроект (в 1939 году переименована в БАМпроект), которая объединила усилия изыскателей и проектировщиков. Широко развернулись работы не только по основной трассе, БАМа, но и по линиям, соединяющим её с Транссибирской магистралью. К 20-й годовщине Великого Октября открыто движение поездов на участке БАМ-Тындинская. |
1938 | Начальником БАМ проекта назначен Фёдор Алексеевич Гвоздевский. Перед коллективом поставлена задача -- продолжать изыскания и проектирование магистрали, обосновать наиболее выгодного направление трассы. В кратчайшие сроки составлены проекты линий: "Комсомольск - Советская Гавань, Тайшет - Братск - Лена. 1938 Вторая соединительная линия Волочаевка ѕ Комсомольск-на-Амуре сдана в эксплуатацию накануне праздника Великого Октября. |
1940 | Открыто движение поездов на участке Известковая - Ургал. | 1941 |
С началом Великой Отечественной войны строительство БАМа и подходов к магистрали было прекращено. 1941 На базе БАМпроекта организовано военно-полевое строительство #13 во главе с Ф.А.Гвоздевским. Оборонительные сооружения, построенные им на рубеже Валдай - Кабожа, получил высокую оценку. |
1942 | Принято решение демонтировать верхнее строение пути участков железной дороги Бам - Тындинская и Известковая - Ургал. Рельсы переданы на строительство Волжской железной дороги. Государственный Комитет Обороны назначил Ф.А.Гвоздевского начальником строительства железнодорожной линии Сталинград -- Саратов протяжённостью 350 километров. Направление трасы по реке Иловля, принятое по предложению Гвоздевского, позволило снизить объёмы работ и открыть движение поездов на южном участке Иловля -- Петров Вал (длиной 133 км) за четыре месяца, а на северном участке Петров Вал -- Саратов (длиной 217 км) -- за пять месяцев. Демонтированное верхнее строение пути соединительного участка БАМ -- Тындинская ушло на строительство этой рокадной дороги. По ней осуществлялся подвоз резервов осаждённому Сталинграду. Изыскания, проектирование и строительство линии заняли всего 100 суток, хотя по решению Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии на её строительство отводилось 250 дней. |
1943 | Начались изыскания трассы Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Через два года на этом участке уже было открыто движение поездов. |
1944 | Установлено генеральное направление магистрали и составлен её сводный проект от Тайшета до Советской Гавани |
1945 | Открыто движение поездов на участке Комсомольск-на-Амуре -- Советская Гавань. |
1946 | Возобновились работы на строительстве главного железнодорожного пути БАМа по техническим условиям, разработанным к 1938 году. На западном участке линия Тайшет ѕ Усть-Кут включена в план первоочередного строительства первой послевоенной пятилетки; на Восточном велась реконструкция линии Известковая ѕ Ургал. |
1950-59 | Открыто движение На участке Тайшет - Лена.Обеспечен надёжный транспортный выход в обширный бассейн Лены, что явилось важным фактором, стимулирующим интенсивное освоение природных ресурсов района (энергетически, лесных, железорудных и др.). Действует дорога Известковая -- Ургал. От Комсомольска-на-Амуре на запад отсыпаны насыпи, рассечены скалы, в хребте Дуссе-Алин сделан тоннель. От Селихино легли рельсы к мысу Лазарева, чтобы закончить путь на Сахалине. Строительство магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре свёрнуто в связи с переориентацией на новое железнодорожное строительство в районах первоочередного хозяйственного освоения на востоке страны. Построенный участок БАМа и соединительная линия Известковая -- Ургал использовались как лесовозная дорога. К началу 60-х годов в эксплуатацию сдано более 1150 км главного железнодорожного пути БАМа. |
1960-69 |
1962 Институт земной коры Сибирского отделения АН СССР начал планомерные сейсмологические исследования по трассе БАМа, на которой зафиксирована значительная сейсмическая активность. Так, непосредственно в зоне БАМа произошли землетрясения -- Северобайкальское (9 баллов), Муяканское, Усть-Муйское (7-8 баллов), Кодарское (8 баллов), Олёкминское и Нюкжинское (по 9 баллов), Тас-Юряхское (9-10). 27 июня 1957 года в районе северных отрогов хребта Удокан произошло Муйское землетрясение силой (10-11 баллов), при котором на земной поверхности организовалась система трещин и разломов общей протяжённостью около 300 км; здесь же были сдвинуты русла рек, возникли новые озёра, местами обрушились горные склоны. Это землетрясение является наиболее значительным на территории СССР и вошло в каталог мировых сейсмических событий последнего времени. 1965 Завершена электрификация железнодорожной линии Тайшет -- Лена (Усть-Кут). 1967 Начались изыскательские и проектные работы на трассе БАМа от Лены (Усть-Кут) до Комсомольска-на-Амуре. В связи с изменившимися нормативами строительства и технической вооружённостью железнодорожного транспорта, направлениями и объёмами грузообмена, обусловленного бурным развитием производительных сил Сибири и Дальнего Востока, а также расширением внешнеторговых связей Советского Союза со странами Тихоокеанского бассейна признано целесообразным уточнить первоначальный проект строительства Байкало-Амурской магистрали. К этой работе были привлечены многие проектно-изыскательские и специализированные институты Министерства транспортного строительства СССР. Генеральной проектной организацией определён Мосгипротранс. |
1970 | Подписано генеральное соглашение с Японией о строительстве в Советском Союзе глубоководного морского Восточного порта в бухте "Врангеля" - "морских ворот" БАМа. Японская сторона предоставила СССР кредит. |
1972 | 14 сентября. Коллектив ГОРЕМ-28 управления БАМстройпуть уложил первое звено от нулевого километра на линии БАМ -- Тында -- Беркакит. Это строительное подразделение было сформировано 26 июня 1941 года по решению Наркомата обороны. Перед ним стояла задача: возводить заграждения на подступах к Москве, прокладывать "Дорогу жизни" по Ладоге к Ленинграду, восстанавливать от бомбёжек противника железную дорогу к сражающемуся Сталинграду. Трест "Дальморгидстрой" приступил к сооружению Восточного Порта |
1973 | 27 декабря. К лесному причалу Восточного Порта стало под погрузку первое судно -- теплоход "Шадринск". |
апрель | Первый молодёжный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ отправился на строительство магистрали. 3 мая первые отряды строителей прибыли на БАМ. Строительство началось одновременно во многих точках магистрали. |
июнь | Заключено генеральное соглашение о поставках из СССР в Японию южно-якутских углей. Участие японской стороны выразилось в предоставлении банковского кредита на закупку машин и оборудования, в том числе для строительства железной дороги БАМ - Тынндинская - Беркакит. Погашение кредита будет производиться поставками южно-якутского угля. |
июль | ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" Второй путь к океану должен отвечать самым современным технико-экономическим требованиям. Правительство наметило завершить строительство в течении 10 лет. |
август | На ст.Ургал прибыли первые подразделения железнодорожных войск. Им предстоит строить восточный участок БАМа - от Тындинской до Комсомолска-на-Амуре. В сентябре по берегу Амура уложены рельсы первого километра восточного участка БАМа. |
февраль | Широко развернулась шефская помощь в строительстве объектов Байкало-Амурской магистрали. Коллективы многих предприятий, научно-исследовательских институтов и проектных организаций страны решили помочь и сооружению на трассе БАМ городов и посёлков. Силами шефов из разных республик намечено построить 45 посёлков, станций и городов. |
май | На пять месяцев раньше установленного срока началось рабочее движение поездов на линии Бам-Тында. С её пуском строители получили возможность широкого разворота работ сразу в трёх направлениях: на запад, восток и север. |
сентябрь | Президиум Академии наук СССР организовал Научный Совет по проблемам БАМ, целью целью которого является координация всех научных исследованиями, связанных со строительством магистрали и освоением прилегающих к ней территорий. Уже в сентябре состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам хозяйственного освоения зоны БАМ. |
ноябрь | Мощный взрыв оповестил о начале строительства ветки Тында - Беркакит: начался начался штурм Станового хребта, через который пройдёт тоннель. Коллектив тоннельщиков сформирован из метростроевцев Москвы, Ленинграда, строителей Усть-Илимской ГЭС. |
декабрь | Подведены итоги. На трассе возведено 28 жилых посёлков, уложенно 178 километров главных железнодорожних путей, построено свыше тысячи километров притрассовых автомобильных дорог и 70 мостов. Досрочно открыто движение по линиям Бам - Тында, Усть-Кут - Звёздный и мостовым переходам через реки Амур и Лену. Главное управление по строительству БАМа переехало в Тынду, А в Москве осталась оперативная группа. Из Нижнеангарска по зимнику пробился первый десант к Северо-Муйскому хребту. Два месяца понадобилось первопроходцам, чтобы достичь района Северо-Муйского тоннеля протяжённостью 15,3 километра. |
февраль | На Нерюнгринском угольном разрезе поднят первый ковш породы. С этого момента начались разработки коксующихся углей южной Якутии. |
май | Началась проходка западного портала Байкальского тоннеля протяжённостью 6,7 километра. Для тоннельщиков создаются посёлки. |
август | Первая скоростная судоходная линия открыта на Байкале. Это трасса, которую обслуживают суда на подводных крыльях, связала Транссибирскую магистраль со строящимся на БАМе городом Северобайкальск. |
декабрь | В Восточном порту пущен контейнерный терминал, первая очерель которого способна отправлять 75 тысяч контейнеров в год. Вступил в строй действуйщий угольный причал восточного порта. Производительность первой очереди - 5.млн. угля в год. В перспективе мощность угольного терминала вырастит вдвое. |
май | Железная дорога Тында - Беркакит подошла к Нагорному туннелю. Чтобы не сдерживать развитие магистрали, принято решение построить временный железнодорожний обход туннеля. В Тайшете ведётся строительство предприятия по ремонту дорожно-строительной техники БАМа. В Шимановске возводится комплекс предприятий строительной индустрии. В Кургане начато сооружение завода металлоконструкций для мостов БАМа. В Нижнеудинске создаются предприятия строительных материалов, а в Усть-Куте завершается строительство второй очереди деревообрабатывающего комбината. |
сентябрь | Произведена сбойка 1240-метрового Нагорного туннеля. В Благовещенске начала работу вторая Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам хозяйственного освоения зоны магистрали, на которой обсуждался проект целевой комплексной программы развития зоны БАМ. |
октябрь | В Северомуйске возведен аэропорт. Самолеты совершают регулярные рейсы между Нижненагорском и поселками строителей Северо-Муйского тоннеля. Сдана в постоянную эксплуатацию с оценкой "хорошо" линия Бам - Тында. Сквозь байкальский хребет в центре будущего Байкальского тоннеля пробит вертикальный ствол. Он позволит проходчикам ускорить подземные работы. |
декабрь | Энергия Зейской ГЭС пришла на Центральный участок БАМа. Сооружена линия электропередач протяжённость свыше 400 километров. К надёжному и дешёвому источнику электроэнергии подключены все населённые пункты, расположенные вдоль линии Бам - Тында. Голубые экраны телевизоров впервые зажглись в посёлках строителей восточного участка БАМ. В Верхнебуреинском районе сдана в эксплуатацию мощная ретрансляционная телевизионная сианция. |
январь | Первые кубометры леса отгрузил потребителям новый леспромхоз "Тындинский". Это второе лесозаготовительное предприятие, всупившее в строй в зоне "малого" БАМа. |
октябрь | Линия Тында - Беркакит продлена до Нерюнгри. Последнее звено рельсов уложено на станции Угольная. По северной трассе прошёл первый эшелон с Нерюнгринским углём. В Кузбассе, на Кузнецком комбинате имени Ленина началось горячее опробование комплекса по термической обработке рельсов. С пуском комплекса в эксплуатацию прокачки ежегодно будут отгружать для БАМа и других новостроек 750 тысяч длинномерных рельсов, срок службы которых возрастёт в полтора раза. |
декабрь | По итогам года, поиском и разведкой полезных ископаемых в зоне БАМа занято около 20 тыс. рабочих и служащих Министерства геологии СССР. Строителям БАМ передано 52 месторождения строительных материалов. |
январь | Поставлена под напряжение ЛЭП-220 Усть-Илимск - Байкальский тоннель протяжённостью 563 километра |
март | В Тынде состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция "Человек на БАМе" |
май | Тысячи свай вбиты в правый берег реки Тында: закладывается крупнейшее в стране локомотивное депо, которое станет основой транспортного узла Байкало-Амурской железной дороги. Первая Всероссийская художественная выставка "Мы строим БАМ" открылась в столице Бурятской АССР почти тысяча художников и скульпторов представили более двух тысяч работ. |
июль | Почти на 1,5 года раньше срока завершено строительство восточного участка магистрали. Замкнулось Дальневосточное железнодорожнее кольцо с выходом в порт Ванино. Соединённая меридианальными линиями с Транссибом, новая дорога позволяет значительно улучшить транспортную связь с Сахалином, Камчаткой, Магаданской областью, увеличить маневренность и грузоподъемность всей железнодорожной сети Дальнего Востока. |
сентябрь | В Комсомольске-на-Амуре открылась очередная выездная сессия Научного совета Академии наук по проблемам БАМа. Учёные констатировали, что магистраль уже значительно усиливает экономические связи между западом и востоком страны. Она будет оказывать всё возрастающее влияние на развитие международных экономических связей в Тихоокеанском бассейне. Выездная сессия обсудила проблемы стыковки авиационных, железнодорожних, автотранспортных и морских грузовых потоков. |
ноябрь | Начал действовать конвейер Нерюнгри - Бам - Восточный порт. В бухту Врангеля железнодоржным составом доставлена первая партия угля, добытого в разрезах Южной Якутии. |
февраль | На строительство БАМа поступили путеукладочные краны, модернизированные на Калужском машиностроительном заводе. Производительность агрегата - километр рельсов со шпалами в час. |
март | Над ледяным панцирем, сковавшим водохранилише Зейской ГЭС, взметнулась на высоту двадцатиэтажного дома бетонные опоры будущего железнодорожнего мостового перехода. На 276-м километре западного участка БАМа произошёл сход лавины с горы - две недели продолжался снегопад в предгорьях Байкальского хребта. Поток снега и камней срезал опору ЛЭП, разорвал провода, перегородил автомобильную дорогу . Принято решение начать строительство противолавинной дамбы. |
апрель | На строительстве Байкальского тоннеля состоялось сбойка транспортно-дренажной штольни. Две встречные штольни сошлись с ювелирной точностью. |
июль | Началось сооружение важнейшего объекта БАМ - железнодоржного моста через реку Витим |
декабрь | Участок Комсомольск-на-Амуре - Постышево принят в постоянную эксплуатацию. Весь пусковой комплекс сооружён с хорошим качеством. |
январь | Организована Байкало-Амурская железная дорога с управлением в городе Тынде. В составе БАМ жд организованы Северобайкальское, Ургальское и Тындинское отделения дороги общей эксплутационной длинной 1600 километров путей. Первые тяжеловесные составы с углём и лесом прошли по маршруту Ургал - Постышево - Комсомольск-на-Амуре. Открыто постоянное грузовое движение поездов по восточному участку БАМа |
сентябрь | В Улан-Уде работает третья Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам хозяйственного освоения зоны БАМ. Специалисты приняли рекомендации по оптимальному размещению предприятий, застройке городов, созданию продовольственной базы, охране окружающей среды в зоне магистрали. Закончена установка опор автодорожнего моста через реку Витим, одного и самых сложных на трассе. Достаточно сказать, что уровень реки во время паводка поднимается на 17 метров! |
февраль | На восточном участке магистрали воины-железнодорожники преодолели хребет Турана. Путепрокладчик взял направление к станции Февральск. |
август | Строители Северо-Муйского тоннеля завершили проходку основного ствола с восточного портала до вертикальной штольни протяжённостью 3,5 километра. |
сентябрь | Уралмашзавод поставил Нерюнгринскому угольному разрезу партию эксаваторов с ковшами ёмкостью 20 кубометров. |
К 1 января 1983 года, на строительстве БАМ выполнено более 400 млн. куб. м. земляных работ. Построено 3400 притрассовых автомобильных дороги, 1400 мостов и 1800 водопропускных труб, уложено 2260км главных железодорожних путей. Вышел на проектную мощность завод крупнопанельного домостроения в Нерюнгри. Его ежегодная продукция - 85 тыс. кв. м. деталей и конструкций домов. | |
март | Завершена укладка рельсов в обход Северо-Муйского тоннеля. Первый поезд пришёл на разъезд Окусикан неподалёку от Северомуйска. |
апрель | Закончились испытания электровоза "ЧС-8", специально предназначенного для БАМа. Электровоз оснащен самым совершенным оборудованием. |
октябрь | Началась электрофикация БАМа. Первые опоры контактной сети установлены уже до Байкальского тоннеля. В Нерюнгинском угольном разрезе начал работу первый в стране "БелАз" грузоподъемностью 180 тонн. |
декабрь | По плану освоения природных богатств западного участка зоны БАМ а Усть-Куте, на левом берегу реки Лена, началось строительство лесных причалов. К штурму последнего стокилометрового перегона на восточном участка БАМа приступили воины-железнодорожники. |
январь | Произведена сбойка последнего, самого протяженного мысового тоннеля. Проходка сквозь прибрежные скалы над Байкалом 5400 м. всех четырёх мысовых тоннелей завершена, ведутся работы по бетонированию и окончательной доводке сооружений. В Москву на Ярославский вокзал точно по расписанию прибыл первый поезд №13, сформированный в Тынде. В эти же дни налажена надежная телефонная связь Москвы с Тындой. |
апрель | Железнодорожники завершили укладку главного железнодорожнего пути на восточном участке магистрали. ЦК КПСС поздравил всех участников строительства восточного участка БАМ с досрочным завершением укладки главного пути и открытием сквоздного движения поездов от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. |
август | До стыковки главного железнодорожнего пути оставалось около 50 километров. Строители ведут работы в соответствии с графиком. На завершающем участке магистрали трудятся свыше 30 тыс. человек, 2,5 тыс. большегрузных автомобилей. На ст. Куанда, в районе стыковки БАМа, сооружается обелиск - символ трудовой славы строителей магистрали. |
В конце 1984 года было уложено "золотое звено". БАМ сомкнулся на всем своем протяжении. | |
В 1985 году грянуло всенародное бедствие -- перестройка, которая тогда казалась благом. Строительство БАМа продолжалось. Но, будто кто-то действительно сунул палку в колесо телеги, стало подтормаживать. Начиная с этого года очень трудно найти информацию. | |
В 1988 году Тында встречала пассажирский поезд с почётными пассажирами: Байкало-Амурская железная дорога заработала в постоянном режиме. |
|
1997 год. После тяжелого и продолжительного
обсуждения его судьбы во многих инстанциях, на рабочем месте скончался БАМ. Дорогу разделили на несколько частей и передали в подчинение разным отделениям. Тындинский участок отошел к Хабаровску. Прочитайте, что этому предшевствовало, и как это случилось. |
Игнатов А.