79-й год

1979 6 января. Открыто регулярное движение грузовых соста-вов на линии Лена - Даван. Первый поезд доставил на верши-ну Байкальского хребта строительные материалы, оборудова-ние, механизмы. Разъезд Даван ежесуточно перерабатывает около 2000 тонн грузов. 1979 11 января. В поселке Ургал сдан в эксплуатацию круп-нейший на БАМе больничный комплекс, сооруженный по про-екту Запорожского филиала института Укргорстройпроект. 1979 1 февраля. Открытие автозимника Чара-Хани. Его проло-жил отряд И.М.Лылова. 1979 1 марта. Зимнюю автомобильную дорогу через труднодо-ступные горные перевалы к месту строительства будущей ст.Хани сдали механизированные колонны треста "Бамстроймеханизация". 1979 21 марта. В Тынде состоялась Всесоюзная научно-практи-ческая конференция "Человек на БАМе". В повестку дня вы-сокого научного форума поставлены проблемы социологии, экологии, санитарии и медицины. Предметом внимательного и заинтересованного рассмотрения стали проблемы условий труда и обитания человека, потребности его духовного развития и физического здоровья. 1979 5 апреля. Первые капитальные объекты станции Лена сдал в эксплуатацию "Ставропольбамстрой". На строительных пло-щадках микрорайона шефы освоили более пяти миллионов рублей. Сдано жилье, готовятся терапевтический и хозяйст-венный корпуса больницы. 1979 7 апреля. Шефы из Пензы приступили к строительству постоянной станции Амгунь па Восточном БАМе. До этого они обустраивали временный поселок" создавали производственную базу. К концу 1979 года сдадут детский сад. фельдшерско-акушерский пункт, жильё будет двухквартирного типа, с усадь-бами - это и станет отличительной особенностью новой стан-ции. 1979 10 апреля. Притрассовая автодорога шагнула в Муйскую долину. До Витима осталось пройти 80 километров. На строительстве ключевого моста через реку Муякан ударно трудится бригада лауреата премии Ленинского комсомола А.Руденко. 1979 11 апреля. Транспортные строители приступили к рекон-струкции станции Лена, где создается железнодорожный узел. Первая Всероссийская художественная выставка "Мы строим БАМ" открылась в Улан-Удэ. Сотни мастеров кисти и резца из разных областей РСФСР и других союзных респуб-лик представили на выставку более двух тысяч работ. 1979 14 апреля. В Северобайкальске открыта первая на маги-страли картинная галерея. Оригинальное здание вписалось в панораму застраивающегося проспекта Юности. Бамовцы привыкли к словосочетаниям ѕ "народный музей", "народный театр", "народная библиотека". Теперь в их лекси-коне появилось выражение "народная картинная галерея". 500 произведений искусств, составивших коллекцию хранилища,- это подарок художников РСФСР строителям БАМа. 1979 18 апреля. Исполком Каларского районного Совета народ-ных депутатов рассмотрел проект застройки поселка строи-телей БАМа в района станции Чара и города Удокан. 1979 22 апреля. Уложены первые 250 метров главного пути БАМа на первом перегоне Бурятского участка, работы произ-ведены тракторным путеукладчиком, которым руководит А.Сосковец. Кстати, этот мастер шагает по трассе с первого её метра. Когда встал вопрос, кому поручить сборку, а в дальней-шем и укладку рельсов, мнений руководства "Нижнеангарсктрансстроя" было единодушным: бригаде Александра Бондаря. 1979 7 мая. На правом берегу р. Тында начато строительство крупнейшего в стране локомотивного депо, которое станет основой еще одного Транспортного узла Байкало-Амурской магистрали. 1979 8 мая. Впервые на действующей линии БАМ - Тында про-ведён большегрузный состав весом 5179 тонн при норме 3600. Героями дня стали машинист тепловоза Н.П.Ярема и его помощник В.Н.Попов. Состав со станции Аносовская прибыл в Тынду точно по расписанию. 1979 20 мая. На восточный портал Северомуйского тоннеля до-ставлен проходческий комплекс "Роббинс". Советские и аме-риканские специалисты начали монтажные работы. 1979 25 мая. Комната трудовой славы посёлка Звездный преоб-разована в филиал Иркутского областного краеведческого му-зея. За два года работы одного из первых музеев БАМа здесь побывали тысячи посетителей. Фотографии, документы, ри-сунки, схемы, личные вещи строителей - всего более двух ты-сяч экспонатов наглядно рассказывают, как посланцы комсо-мола строят магистраль. 1979 7 июня. В Тынду пришел первый пассажирский поезд из Москвы. Положено начало прямому сообщению Москва - Тында. Вслед за ним начал курсировать и поезд Тында - Чита. Вступило в силу первое расписание движения поездов БАМа. 1979 20 июня. Пройдено 2,5 километра основного Байкальского тоннеля. 1979 22 июня. Министерство путей сообщения приняло решение организовать Тындинское отделение дороги, подчинив его Ди-рекции строительства БАМа. Отделению поручено эксплуати-ровать линию БАМ - Тында - Беркакит. 1979 15 июля. Коллектив СМУ Краснодарбамстроя закончил монтаж первого девятиэтажного дома в Усть-Куте. Краснодарцы впервые на севере применили объёмно-блочное домострое-ние. Блок-комнаты поступают сюда с Кубани. Всего в городе на Лене шефы построят около 20 тысяч квадратных метров жилья, много объектов социально-культурного назначения. 1979 23 июля. У строителей Западного участка побывала пар-тийная делегация округа Карл-Маркс-Штадт. Гости из ГДР осмотрели площадки Усть-Кута, поселки Ния, Улькан, Магистральный. Во время встреч со строителями они интересова-лись опытом организационной работы партийных комитетов на трассе. 1979 30 июля. Почти на полтора года раньше установленного срока завершено строительство более чем 500-километрового Восточного участка БАМа. Замкнулось дальневосточное железнодорожное кольцо, соединившее станции Известковая, Ургал, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск. Открытие движения поез-дов по дальневосточному кольцу создает благоприятные усло-вия для вовлечения в хозяйственный оборот природных ре-сурсов этого региона. Первый грузовой поезд о лесом, заготовленным на сырь-евых базах вдоль Центрального участка БАМа, прибыл по даль-невосточному железнодорожному кольцу в порт Ванино. 1979 2 августа. Бригада В.Барта из ТО-11 закончила монтаж проходческого комплекса "Роббинс", с помощью которого будет вестись сооружение транспортно-дренажной штольни со стороны восточного портала Северомуйского тоннеля. 1979 9 августа" Известный американский общественный деятель, пользующийся популярностью в нашей стране, певец Дин Рид - гость БАМа. Его маршрут прошел через поселки Западного и Бурятского участков, города Иркутск, Читу, Братск, Улан-Удэ. Гость встречался с молодыми строителями, самодея-тельными авторами и исполнителями песен, выступал перед ними со своей концертной программой. - Я очень благодарен советской молодежи за солидар-ность. Я ощущал вашу миллионную поддержку, находясь в тюрьме за свои свободолюбивые прогрессивные политические взгляды,- сказал Дин Рид. - Для меня поездка на БАМ стала откровением. Удивлен размахом работ. 1979 23 августа. На 200-метровой глубине вертикального ствола байкальского тоннеля смонтированы и пущены в работу две бурильные установки. Они ускорят строительство подземного коридора для поездов. 1979 30 августа. Как дорогих братьев встречали горняки деле-гацию транспортных строителей Вьетнама. Гости с интересом познакомились с ходом сооружения тоннелей. 1979 18 сентября. В Комсомольске-на-Амуре начала работу оче-редная выездная сессия Научного совета АН СССР по пробле-мам Байкало-Амурской магистрали, на которой рассмотрены вопросы дальнейшего освоения обширной территории, при-мыкающей к Восточному участку магистрали, а также пробле-мы стыковки авиационных, железнодорожных, автотранспорт-ных и морских грузовых потоков. 1979 26 сентября. На 807-м километре западного крыла высажен десант из шести человек. Спустя два дня к ним прилетели плотники во главе с Ааре Рохтла. Это - костяк будущего отряда, которому предстоит навести 550-метровый мост через своенравный Витим. 1979 1 октября. Открылось регулярное пассажирское движение поездов на перегоне Ургал - Сулук. В состав первого поезда вошли один багажный и два пассажирских вагона. Право про-вести этот поезд доверено машинисту Александру Александро-вичу Матусевичу. 1979 5 октября. К возведению на севере Бурятии посёлка и стан-ции Новый Уоян приступил строительно-монтажный поезд "Литвабамстрой". "Ленинградский проспект, дом №1"-такой адрес поя-вился у ста семи семей строителей Северобайкальска. Госу-дарственная комиссия приняла этот первый капитальный жи-лой дом с оценкой "отлично". 1979 8 октября. В Улькане, что на 209-м километре Западного участка магистрали, принят в эксплуатацию аэровокзал. Это двухэтажное здание сооружено по наказам избирателей. Выполнен и наказ подвести центральное отопление к домам, про-ложены деревянные тротуары, высажены деревья и кустар-ники. 1979 10 октября. Начаты горнопроходческие работы на пер-вом байкальском мысовом тоннеле. Его протяженность - 387 метров. 1979 12 октября. Праздник первого урожая отметили в новом совхозе "Магистральный". Он создан в начале 1979 года на Западном участие БАМа. Задача хозяйства - обеспечивать по-селки магистрали мясом, молоком, овощами. 1979 18 октября. Второй миллион кубометров грунта выработал экипаж экскаватора Э-1252Б №3555, возглавляемый комму-нистом, кавалером ордена Трудового Красного Знамени Влади-миром Викторовичем Астаховым. 10 апреля 1972 года он поднял первый ковш грунта на Байкало-Амурской магистрали. 20 февраля 1977 года - миллионный, на сооружении линии Тында - Беркакит. 1979 20 октября. Всего за один год эксплуатации в режиме ра-бочего движения по участку Тында - Беркакит доставлено бо-лее 1,5 млн. т грузов для формирования Южно-Якутского угольного комплекса. Для этого потребовалось переместить 39 мил-лионов кубометров скальных пород. Здесь впервые примени-ли групповой метод разработки выемок тяжелыми бульдозе-рами, внедрили метод бригадного подряда. За сутки комплек-сы П.Искуля, В.Шиша перемещали по 24 тысячи кубометров породы. На станции Герби, на Восточном участке начал работу коллектив строителей из Саратова. Посланцы Волги построят здесь за три года вокзал, общественный центр, школу, посёлок на 450 жителей. 1979 26 октября. Рабочая комиссия приняла в Золотинке в экс-плуатацию первый жилой 60-квартирный дом. Его возводила бригада лауреата премии Ленинского комсомола Юрия Боча-рова из СМП-585 треста "Центробамстрой". 1979 29 октября. В 15.00 по местному времени берег Северного Байкала впервые огласил гудок тепловоза. Вступила во вре-менную эксплуатацию линия Усть-Кут - Северобайкальск. Путь поезду открыли машинисты укладчика братья Анатолий и Виктор Сосковцы, монтёры Владимир Стеблев, Андрей Шев-чук, Владимир Снеговой, Александр Рапопорт, Демьян Розумяк. Строители Бурятского участка доложили ЦК КПСС и Пре-зидиуму Верховного Совета СССР: за пять лет работы в этом сложном географическом к климатическом районе построено восемь крупных базовых поселков, 725 километров притрассовых и автомобильных дорог, 205,2 тысячи квадратных метров жилья, более ста объектов социально-культурного и бытового назначения. Из Москвы в Тынду и Ургал отправился первый Всесоюз-ный отряд молодых эксплуатационников БАМа - посланцев комсомольских организаций страны. 228 бойцов отряда владе-ют железнодорожными специальностями, у 136 человек - выс-шее и среднетехническое образование. 50 - члены КПСС 468 - комсомольцы. 1979 6 ноября. На замерзшей речке Хани в лагере изыскате-лей "Ленгипротранса" подписан акт, предшествующий началу строительных работ на последнем, 140-километровом участке ѕ Тында-Чара. 1979 14 ноября. На четвертые сутки броска добрался по марям и курумникам вездеход Владимира Лобачева на берег Витима из Нового Уояна. На этот самый дальний пикет Бурятского участка доставлено горючее для разворачивания работ в по-сёлке мостостроителей. Из бруса, завезенного сюда вертоле-тами, срублены общежитие, котлопункт и баня. Бригада А.Рохтла начала расчистку площадки под основной посёлок. 1979 15 ноября. Первые эшелоны с углом, добытым на Нерюнгринском разрезе, отправлены предприятиям индустриальных центров Дальнего Востока. До сих пор топливо отсюда неболь-шими партиями транспортировалось только в зону Малого БАМа. 1979 17 ноября. Порт Курлы принят Восточно-Сибирским речным пароходством. Водные ворота Бурятского участка БАМа выполнили первоочередную задачу - через них ежегодно шла перевалка ста тысяч тонн грузов. 1979 21 ноября. Первый грузовой поезд пришёл с Западного участка на станцию Северобайкальск. Его привели машинисты Н.Романенко и А.Иваненко. В 15 вагонах - детали домов, верхнего строения пути, кирпич, стекло, продовольственные товары и мебель. С этого дня открыта Северобайкальская пе-ревалочная база. 1979 22 ноября. 154 из 174 мостов и путепроводов пускового комплекса линии Тында - Беркакит приняты в эксплуатацию с оценкой "отлично". Общая длина мостов, построенных 10-м трестом, превышает шесть километров. 1979 5 декабря. Совместными усилиями коллективов тоннель-ных отрядов №12, 19 и 21 осуществлена проходка более по-ловины Байкальского тоннеля. 1979 6 декабря. ЯК-40 доставил пассажиров по маршруту Ха-баровск - Чегдомын ѕ Зея - Тында. Авиатрассами связаны теперь все важнейшие точки строительства магистрали. 1979 28 декабря. Сдана, в постоянную эксплуатацию железно-дорожная линия Тында - Беркакит, что позволяет перевести значительные силы строителей на Чарское направление.

назад к хронике

АИ