84-й год

1984 4 января. На Восточном участке БАМа шефы из Таджики-стана завершили строительство станции Солони. 1984 14 января. Со станции Тында отправлен первый фирмен-ный пассажирский поезд №13 Тында - Москва. Его обслужи-вает бамовская бригада. 1984 16 января. Локомотивное депо станции Тында пополнилось первым четырехсекционным тепловозом мощностью 10 тыс. л. с. 1984 17 января. Произведена сбойка последнего, самого про-тяженного мысового тоннеля. Проходка сквозь прибрежные скалы над Байкалом всех четырёх мысовых тоннелей протяженностью 5400 м завершена. Ведутся работы по бетонирова-нию и окончательной доводке сооружений. 1984 20 января. Первый грузовой состав прошел по Байкаль-скому тоннелю. В Москву на Ярославский вокзал точно по расписанию прибыл первый пассажирский поезд №13, сформированный в Тынде. Налажена надёжная автоматическая телефонная связь между Москвой и Тындой. 1984 1 февраля. Коллектив "Армстройбам" завершает работы на постоянных объектах Звёздного. "Тепло Армении - Сиби-ри" - эти слова выложили мастера на кирпичной трубе ко-тельной. Им осталось закончить работы на торгово-общественном центре. С 1975 года посланцы Армении построили 12 мно-гоэтажных домов, котельную, вокзал. В торгово-общественном центре разместятся магазины, столовая, кинозал, библиотека с читальным залом, службы бытового обслуживания, почта. Комплекс выполнен в национальном стиле, облицован розо-вым туфом. 1984 24 марта. ЦК КПСС одобрил патриотическую инициативу коллективов строителей Байкало-Амурской магистрали, кото-рые приняли социалистические обязательства досрочно, к 67-й годовщине Великого Октября, завершить укладку главного же-лезнодорожного пути и на год раньше установленного срока открыть движение поездов на всем протяжении магистрали. В принятом ЦК КПСС постановлении "Об инициативе кол-лективов Всесоюзной ударной комсомольской стройки - Бай-кало-Амурской железнодорожной магистрали по досрочному открытию движения поездов на всём её протяжении" отмеча-ется, что трудовой почин строителей магистрали, направлен-ный на выполнение решений XXVI съезда партии, плановых заданий 1984 года и одиннадцатой пятилетки в целом, имеет большое политическое и народнохозяйственное значение. 1984 28 марта. Строители Бурятского участка приняли обяза-тельства к 1 июля завершить укладку пути на своей терри-тории и поспешить на помощь соседям, идущим с читинской стороны. Определено место стыковки магистрали: станция Куанда. 1984 1 апреля. Проходка Кодарского тоннеля со стороны во-сточного портала приостановлена, так как в результате отта-ивания многолетнемерзлых пород произошел обвал на законченном проходкой участке в 120 метров. Запланированная сдача тоннеля под укладку рельсов (22 апреля) перенесена на более поздние сроки. 1984 3 апреля. В Новой Чаре состоялось выездное заседание бюро Читинского обкома КПСС: рассмотрены ход строитель-ства железнодорожной линии Хани-Чара-Витим и меры по выполнению постановления ЦК КПСС об инициативе строите-лей Байкало-Амурской магистрали о досрочном открытии сквозного движения рабочих поездов. 1984 6 апреля. На совмещенном автожелезнодорожном перехо-де через Витим уложены рельсы. Главная водная преграда преодолена и готова к пропуску путеукладчика к станции Куанда. 1984 17 апреля. Воины-железнодорожники завершили укладку главного железнодорожного пути на Восточном участке. ЦК КПСС поздравил всех участников строительства Восточного участка БАМа с замечательным достижением - успешным вы-полнением социалистических обязательств по досрочному за-вершению укладки главного пути и открытию сквозного дви-жения поездов от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. 1984 21 апреля. Рельсы пришли на разъезд Салликит, что в сорока километрах к западу от станции Чара. 1984 28 апреля. На месте стыковки Центрального и Восточного участков БАМа - разъезде имени Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко установлен памятный знак, разработанный архитекторами Амурской области. Через разъезд имени Виктора Мирошниченко проследовал первый грузовой состав по маршруту Тында - Комсомольск-на-Амуре - порт Ванино. 1984 7 июня. В Тынде состоялось выездное заседание комис-сии Совета Министров СССР по вопросам строительства БАМа. Заседание проводил председатель комиссии, член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Минист-ров СССР Г.А.Алиев. Комиссия отметила, что в целом соору-жение БАМа ведётся высокими темпами, планы строительно-монтажных работ ежегодно перевыполняются. Одновременно со строительством осуществляется перевозка грузов по по-строенным участкам магистрали и подходам к ней, входящим в состав БАЖД. В 1983 году по ним перевезено 18,6 млн. тонн народнохозяйственных грузов. На заседании комиссии были намечены конкретные меры по ускорению строительства Северомуйского и Кодарского тоннелей, объектов локомотив-ного. вагонного и вспомогательных хозяйств, инженерного обеспечения трассы: развитию шефского строительства, объе-динению усилий и координации работ по строительству БАМа заинтересованных министерств и ведомств, а также партий-ных, советских и комсомольских организаций регионов, по которым проходит магистраль. 1984 17 июня. Бригада монтеров пути И.Варшавского продол-жила укладку рельсов в западном направлении, обойдя Кодарский тоннель. Работы ведутся с помощью тракторного путеукладчика. 1984 22 июня. Министерство транспортного строительства ут-вердило график строительства завершающего участка главно-го пути БАМа. Строители магистрали, подсчитав свои возможности, приняли повышенное обязательство завершить уклад-ку главного пути к 1 октября. 1984 19-22 июня. В Северобайкальске прошла Всесоюзная на-учная конференция, посвященная 10-летию постановления ЦК КПСС о Байкало-Амурской магистрали. В рекомендациях кон-ференции отмечена необходимость объединить все научные силы, занятые изучением истории строительства магистрали, и в ближайшие пять лет создать коллективный фундаменталь-ный труд "История строительства Байкало-Амурской маги-страли". 1984 24 июня. В Тынде состоялся слёт бойцов Всесоюзных удар-ных комсомольских отрядов, посвящённый десятилетию рабо-ты отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, возглавляемого В.Лакомовым и В.Мучицыным. 1984 28 июня. Непосредственно на рабочих местах ударного чи-тинского перегона оглашен Указ о присвоении почетного зва-ния "Заслуженный строитель РСФСР" бригадиру СМП-576 Г.Шеховцеву, бригадиру СМП-596 И.Варшавскому, бригадиру СМП-591 В.Кударю и автокрановщику СМП-697 П.Иртегову. 1984 1 июля. После ликвидации последствий аварийной ситуа-ции началась повторная проходка Кодарского тоннеля со сто-роны западного портала. Уложено последнее звено главного железнодорожного пути магистрали на Бурятском участке БАМа. Рельсы уложены в зоне преобладания многолетнемерзлых грунтов, повышенной сейсмичности, через Байкальский хребет, в обход мысовых тоннелей на северной оконечности озера Байкал, через Северо-Муйский хребет. 1984 2 июля. Северобайкальское отделение БАЖД за первое по-лугодие дополнительно к плану отправило в "голову укладки" более двадцати тысяч тонн народнохозяйственных грузов, обо-рот вагона ускорен против задания на 3,8 часа. 1984 4 июля. В Иркутске начала работать Всесоюзная научно-практическая конференция "Человек и природа на БАМе". 1984 5 июля. Политбюро ЦК КПСС заслушало сообщение тов. Г.А.Алиева по некоторым вопросам, связанным со строитель-ством БАМа. Отмечено, что в целом строительство магистрали ведётся высокими темпами. Подчеркнута необходимость уско-рения темпов освоения природных ресурсов зоны БАМа, раз-вития здесь новых производств, расширения сети и улучшения состояния автодорог, создания вспомогательных служб. 1984 27 июля. В Куанде состоялось совещание строителей завер-шающего участка БАМа. Отмечено: осталось уложить 90 км главного железнодорожного пути, отсыпать около 3,5 млн. ку-бометров грунта, закончить и сдать под укладку рельсов 31 мост. Принято решение о строительстве железнодорожного об-хода Кодарского тоннеля. Транспортным строителям за месяц предстоит переработать и уложить в полотно 8-километрового обхода 500 тысяч кубометров скальных пород. 1984 30 июля. Совет Министров Узбекской ССР выразил сердеч-ную благодарность коллективу комсомольско-молодёжного строительно-монтажного поезда №608 имени XVIII съезда ВЛКСМ за существенную помощь в восстановлении города Газли, по-страдавшего от землетрясения. Инициативу молодёжи поддер-жали другие коллективы бамовских строителей. 1984 8 августа. Более чем на год раньше срока трест "Мостострой-9" первым на трассе завершил свою программу: заклю-чительным аккордом стало возведение моста через реку Боль-шая Койра, который был смонтирован втрое быстрее нормы. На последнем мосту появился необычный автограф - "Тетя Дуся". Так мостостроители расписались за незаменимого чле-на бригады 55-летнюю Евдокию Кирилловну Матвееву -"мать-хозяйку" бригады. 1984 12 августа. Путеукладчик треста "Нижнеангарсктрансстрой" прибыл в Куанду. До "золотой" стыковки осталось 45 дней. 1984 14 августа. Первый урожай овощей сдал совхоз "Интерна-циональный". Это уже третье хозяйство в Северном Прибай-калье, тружениками которого становятся вчерашние строители. 1984 20 августа. До стыковки главного железнодорожного пути БАМа осталось около 50 км. Строители ведут работы в соот-ветствии с графиком. На завершающем участке магистрали работают свыше 30 тысяч человек. 1984 1 сентября. В эвенкийском селе Старый Уоян дети охотни-ков и оленеводов получили в подарок от строителей магистра-ли одну из лучших в Бурятии среднюю школу. 1984 6 сентября. На БАМ отгружены последние 120 тонн рель-сов для "золотого" звена. Все рельсы БАМа изготовлены с вы-соким качеством на Кузнецком металлургическом комбинате имени В.И.Ленина. В последний месяц перед стыковкой каж-дый день на стройку отгружалось до 2800 тонн рельсов. 1984 12-14 сентября. В Хабаровске под началом Героя Социали-стического Труда академика Н.Н.Блохина состоялось выезд-ное заседание президиума Академии медицинских наук СССР. Обсуждались вопросы дальнейшего развития медицинской на-уки в районах Сибири и Дальнего Востока. 1984 14 сентября. Завершено строительство временного желез-нодорожного обхода Кодарского хребта. Звено монтеров пути из бригады И.Варшавского вручную уложило восемь кило-метров рельсов. Работа выполнена за 28 дней. 1984 18 сентября. На звеносборочной базе Хани бригада В.Кресаченко собрала второе "золотое" звено, которое будет состы-ковано с таким же, изготовленным в Северобайкальске брига-дой В.Бритикова. На платформе грузового поезда последнее звено ушло в Куанду. 1984 25 сентября. В коллективах Центрального БАМа прошёл коммунистический субботник. Заработанные средства направ-лены для оказания материальной помощи районам Амурской области, пострадавшим от наводнения. 1984 29 сентября. Завершена укладка главного железнодорож-ного пути БАМа. Это событие произошло на разъезде Балбухта в 10 часов 10 минут по московскому времени. 1984 1 октября. Строители БАМа отметили в Куанде досрочную укладку главного пути магистрали. Четыре последние "накладки" взяли в руки Лев Лейбович, Юрий Подоляк, Сергей Халсаханов, Иван Мешков - и побед-ный стык крепко соединил рельсы, пришедшие в Куанду с запада и востока. Первым по "золотому" перегону прошел поезд "Комсомоль-ская правда". Трудовая биография поезда началась в сентяб-ре 1975 года. 24 сентября в четыре часа дня на Московском вагоноремонтном заводе имени Войтовича состоялся массовый митинг, посвященный отправке агитпоезда на стройку. Имен-но на том заводе (тогда он назывался Главные вагонные ма-стерские Московско-Курской железной дороги) 57 лет назад, в августе 1918 года, был сформирован первый агитэшелон, на-званный именем Ленина. Агитпоезд "Комсомольская правда" сразу стал боевым комсомольским центром массово-политической и воспитательной работы среди молодых строителей и жителей поселков, примыкающих к трассе. На торжествах по случаю праздника командир первого Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съез-да ВЛКСМ В.Лакомов и комиссар отряда В.Мучицын соеди-нили половинки символического ключа БАМа и передали его заместителю министра транспортного строительства СССР, на-чальнику Главбамстроя К.В.Мохортову. С большим воодуше-влением участники митинга приняли письмо ЦК КПСС и Сове-ту Министров СССР, в котором они рапортуют о досрочной укладке главного пути БАМа. На станции Куанда открыт монумент трудовой славы стро-ителей БАМа, сооруженный шефами из Узбекистана по проек-ту архитекторов научно-исследовательского и проектного ин-ститута градостроительства Госстроя УзССР. На двенадцати-метровых пилонах чеканным словом отмечен вклад союзных, автономных республик, краев и областей, принявших участие в шефском строительстве дороги, перечислены все станции БАМа. В центре монумента - отлитая из бронзы медаль "За строительство Байкало-Амурской магистрали". Рядом на вечной стоянке застыли образцы отечественной техники, работавшей на БАМе. 1984 4 октября. Политбюро ЦК КПСС рассмотрело вопрос о стро-ительстве БАМа. На заседании отмечено большое политическое и народнохозяйственное значение досрочного завершения ук-ладки главного железнодорожного пути и открытия рабочего движения по БАМу, подчеркнута необходимость активизации дальнейшей работы по завершению строительства магистрали. 1984 14 октября. В Кичере состоялся конкурс профессиональ-ного мастерства плотников "Нижнеангарсктрансстроя". Трид-цать девять лучших мастеров соревновались в умении рабо-тать с брусом, рубить стены, ставить балки, перекрытия. По-сёлок - хозяин конкурса выиграл вдвойне - его команда за-няла первое место. 1984 23 октября. Первые пассажирские поезда из Комсомольска-на-Амуре и Усть-Кута вышли навстречу друг другу, чтобы 27 октября доставить почётных пассажиров (строителей, уче-ных, проектировщиков БАМа) в Тынду. Это событие знамену-ет начало открытия сквозного движения поездов по всей ма-гистрали. 1984 25 октября. Президиум Верховного Совета СССР за выда-ющиеся производственные успехи, достигнутые при сооруже-нии Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспе-чение досрочной укладки главного пути на всём её протяже-нии и проявленный трудовой героизм присвоил большой группе участников строительства звание Героя Социалистического Труда. В их числе - бригадиры А.В.Бондарь, И.Н.Варшав-ский. Орденоносными стали тресты "Мостострой-10", "Нижнеангарсктрансстрой", "Тындатрансстрой", "Запбамстроймеханизация", институт Дальгипротранс, Всесоюзный научно-ис-следовательский институт транспортного строительства, управ-ление строительства Бамстройпуть, Воронежский мостовой за-вод. 1984 26 октября. Исполнилось 10 лет тресту Мостострой-10. К юбилею он построил на трассе 1000 мостов общей протяжен-ностью 35 километров, 126 автодорожных переходов на 7,4 километра. 1984 27 октября. Открыто движение поездов на всем протяже-нии БАМа. В 4 часа 40 минут по московскому времени на стан-цию Тында прибыли два встречных поезда с Западного и Восточного участков. Разрезают красную ленту - движение поез-дов на всем протяжении БАМа открыто! На привокзальной пло-щади состоялся многотысячный митинг. На митинге выступил кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС В.И.Долгих. Он огласил текст приветствия Центрального Ко-митета КПСС всем участникам строительства и эксплуатации БАМа. В своей речи В.И.Долгих отметил, что построенная магистраль - это артерия экономической и социальной жизни. В перспективе она видится как сеть дорог, ведущих к место-рождениям полезных ископаемых, промышленным предприя-тиям, городам и поселкам. К БАМу прилегает территория в полтора миллиона квадратных километров. Индустриальное ее освоение - задача уже сегодняшнего дня. В.И.Долгих вручил ордена Ленина и золотые медали "Серп и Молот" награжденным бамовцам. 1984 30-31 октября. В Чите прошло научно-практическое со-вещание "Проблемы освоения севера Забайкалья". 1984 6 ноября. Государственная премия СССР 1984 года в об-ласти техники присуждена группе авторов за новые методы строительства мостов в сложных условиях Байкало-Амурской магистрали. Среди них - управляющий ордена Трудового Красного Знамени мостостроительным трестом №10, кандидат технических наук Леонид Соломонович Блинков и бывший на-чальник специализированного бурового мостоотряда №54, ны-не заместитель начальника СКВ Главмостостроя Владимир Сте-панович Чахлов. 1984 10 ноября. Исполнилось 10 лет тресту "Нижнеангарсктрансстрой". За эти годы он уложил 600 километров основно-го железнодорожного пути, построил станции и разъезды Бурятского участка, обустроил притрассовые поселки, город Северобайкальск, соорудил четыре порта на Байкале, реконстру-ировал аэропорт в Нижнеангарске, оказал весомую шефскую помощь селу, уложил "золотое" звено на станции Куанда. Труд коллектива отмечен орденом Октябрьской Революции, Памятным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. 1984 12 ноября. Первый десант треста "Запбамстроймеханизация" проторил первопуток из Таксимо в Бодайбо по северным отрогам суровых хребтов Бурятии и Иркутской области. Здесь будет строиться новая магистраль. Подразделения механиза-торов и мостовиков начали передислокацию на новые позиции. 1984 13 декабря. Досрочно завершено испытание самого мощ-ного в мире двенадцатиосного электровоза ВЛ-85. Его изгото-вили коллективы Новочеркасского ордена Ленина электровозо-строительного завода и Всесоюзного научно-исследовательско-го, проектно-конструкторского и технологического института электровозостроения. Богатырь БАМа способен везти десять тысяч тонн. Внедрение каждой такой машины даст народному хозяйству экономический эффект в 200 тысяч рублей. 1984 20 декабря. В Москве, в редакции журнала "Огонёк", под-ведены итоги конкурса строительных подразделений Всесо-юзных ударных комсомольских строек - БАМа, КамАЗа, Атоммаша - по овладению методом бригадного подряда за минув-шие десять лет. Первое место и памятный кубок журнала при-суждены коллективу Мостостроя-10. 1984 25 декабря. Закончив горнопроходческие работы на мысовых тоннелях, коллектив 16-го отряда первым начал пере-дислокацию на новые стройки страны. Герои БАМа будут работать на Кавказе, в Подмосковье, на Дальнем Востоке. Пробит 1940-метровый Кодарский тоннель. Сбойку осуще-ствили комплексные бригады Героя Социалистического Труда Николая Еременко и почётного транспортного строителя СССР, вожака коллектива имени газеты "Известия" Василия Безридного. Шпуры сошлись на 1196-м метре. Отклонение осей не превысило размеров спичечного коробка. 1984 29 декабря. "Пятилетку - к 40-летию Победы!" - так ре-шили в тресте "Нижнеангарсктрансстрой". До конца будущего года здесь дополнительно к плану намерены освоить 135 мил-лионов рублей. В Тайшете вступила в действие первая очередь базы стро-ительной индустрии. Её годовая мощность 40 тысяч кубометров сборного железобетона. На трассу отправлены первые опоры, фермы и плиты перекрытия мостов. Завершено сооружение постоянного поселка и станции Кувыкта. Посланцы Свердловска внесли в облик зданий ураль-ский почерк: в отделке использованы гранит, мрамор, яшма, алюминий, камневидная штукатурка: на оригинальных литых чугунных решетках оград изображен соболь - фирменный знак Верх-Исетского металлургического завода. В Северобайкальске образован филиал Улан-Удэнского авиационного завода.

назад к хронике

АИ