81-й год

1981 10 января. В Беркаките обосновалась Якутская изыскатель-ская экспедиция института Мосгипротранс. Она составит тех-нико-экономическое обоснование строительства железной до-роги от Малого БАМа до Томмота и Якутска. 1981 13 января. На перегоны Западного участка БАМа вышел тепловоз марки ТЭМ-3 с порядковым заводским номером 001. Это машина новой серии, созданная конструкторами объеди-нения "Брянский машиностроительный завод" специально для БАМа и других северных магистралей. 1981 15 января. В Северобайкальске появились павильоны с табличкой "А". По улицам самого молодого города страны пошли первые автобусы. Они соединили Ленинградский прос-пект с поселком тоннельщиков Заречный, курсируют вдоль озера к Нижнеангарскому аэропорту, на базу отдыха детей. 1981 16 января. Бригадир лесорубов СМП-608 Вячеслав Ивано-вич Аксёнов избран делегатом XXVI съезда КПСС. В числе 25 представителей Бурятской областной партийной организации один из первых бамовцев будет представлять коммунистов стройки. Это право командир сводного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ заслужил высокопроизводительным трудом и активным участием в общественной жизни. 1981 21 января. На Северомуйском тоннеле завершены испыта-нии скоростного роторного комплекса. Прокладывая им транспортно-дренажную штольню сквозь прочные граниты, бригада имени газеты "Известия", возглавляемая коммунистом А.Ива-новым, довела ежемесячную проходку до 160 метров. 1981 23 января. Первые тяжеловесные составы с углём и лесом прошли по маршруту Ургал - Берёзовка - Комсомольск-на-Амуре. Открыто постоянное движение грузовых поездов по Восточному участку БАМа. 1981 4 февраля. Начат монтаж ЛЭП Усть-Илимская ГЭС - Таксимо - Кодарский тоннель. 1981 5 февраля. Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Социалистического Труда присвоено участникам строительства Байкало-Амурской магистрали: А.Л.Гусеву - бригадиру управления строительства Главмосстроя в Тынде. Л.Д.Казакову - бригадиру треста "Ленабамстрой", В.Р.Толстоухову - бригадиру тоннельного отряда №13 "Бамтоннельстроя". 1981 6 февраля. Сквозь гранитную твердь Байкальского хребта на год раньше установленного срока пробит почти семикилометровый тоннель. 1981 10 февраля. Опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями наиболее отличившихся участников строительства и эксплуатации БАМа. 1981 16 февраля. Из Северомуйска отправился в путь по зим-нику автомобильный десант к Кодарскому тоннелю. Тоннель-щикам предстоит выполнить подготовительные работы по обустройству строительной площадки. 1981 20 февраля. От станции Чильчи в Тынду отошёл первый пассажирский поезд. Открыто пассажирское движение и на направлении Тында - Дипкун. 1981 21 февраля. В Усть-Нюкжу пришёл первый рабочий поезд. 1981 16 апреля. В посёлке Удокан Читинской области прошла выездная сессия научного совета АН СССР по проблемам БАМа. Учёные, партийные, советские работники вместе с производственниками рассмотрели перспективы освоения Удоканского меднорудного месторождения. 1981 7 мая. "Говорит Северобайкальск" - этими словами начи-нает передачи новая редакция радио. Первый выпуск радио-газеты, посвященный Дню радио и Дню Победы, познакомил слушателей с успехами связистов района, рассказал о ветера-нах Великой Отечественной войны. Передачи слушают жители всех притрассовых поселков Бурятского участка: радиогазета выходит два раза в неделю - по вторникам и пятницам. 1981 24 мая. Создан поселковый Совет народных Депутатов в Таксимо. Он объединил строителей БАМа, дислоцирующихся в Муйской долине. 1981 4 июня. Главный железнодорожный путь БАМа достиг 460-го километра западной части магистрали. Здесь будет заложена станция Ангоя. 1981 10 июня. На станцию Ургал прибыли бойцы Всесоюзного комсомольского отряда. Свыше 300 молодых железнодорож-ников - посланцев Украины, Поволжья, Белоруссии - будут трудиться на 500-километровой линии БАМа Ургал - Комсомольск-на-Амуре. Среди прибывших - машинисты, движенцы, станционные работники, энергетики. 1981 12 июня. Крупным событием в жизни многотысячного коллектива строителей магистрали стал прошедший в Тынде общетрассовый слёт отличников движения "Я - хозяин строй-ки". Активное участие в этом движении принимают 165 пер-вичных комсомольских организаций, объединяющих 13760 чле-нов ВЛКСМ. 1981 17 июня. Начато строительство передельного металлурги-ческого завода в Комсомольске-на-Амуре. Площадка под него отведена рядом с "Амурсталью". 1981 23 июня. Произведена сбойка на первом байкальском мысовом тоннеле, длина которого ѕ 381 метр. 1981 8 августа. Досрочно завершена реконструкция взлётно-посадочной полосы Улан-Удэнского аэропорта. Одновременно с этим началось переоснащение и второго крупнейшего воздушного порта Бурятии - Нижнеангарского. 1981 10 августа. Началось строительство обходного железнодо-рожного пути черед Северо-Муйский хребет. Первыми присту-пили к штурму перевала лесорубы треста "Нижнеангарсктрансстрой": они рубят просеку под полотно трассы. По сложности сооружения Северомуйский железнодорожный обход не имеет себе равных. 1981 25 августа. На Нерюнгринский угольный разрез поступила первая партия углевозов "БелАЗ" грузоподъемностью 120 тонн. 1981 1 сентября. В Новом Уояне введён в эксплуатацию цех по переработке древесины. 1981 22-24 сентября. В Улан-Удэ работала Третья всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам хозяйственно-го освоения зоны БАМа. Специалисты обсудили, и приняли ре-комендации по оптимальному размещению предприятий, за-стройке городов, созданию продовольственной базы, охране окружающей среды в зоне магистрали. 1981 23 сентября. Начато строительство мостов на последнем перегоне Западного участка БАМа Витим - Куанда. 1981 29 сентября. В аэропорт Чара прибыли триста посланцев Украины - бойцов Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XXVI съезда КПСС. Добровольцев радушно встре-тили хлебом-солью. Затем молодые строители отправились к месту работы - на станцию Икабья, что в 60 километрах от Чары. В поселке бойцов отряда ждало просторное общежитие на 200 мест, уютный красный уголок, паровое отопление, во-да, электричество, радио. 1981 10 октября. После двухлетнего перерыва бригада Л.Скумского возобновила работы на западном портале Северомуйского тоннеля. 1981 20 октября. 250 старшеклассников Северобайкальска по-лучили возможность вместе с аттестатом о среднем образова-нии приобрести профессии шофера, электрослесаря, секрета-ря-машинистки, швеи. В этом им помогают шефы из строи-тельных подразделений "Нижнеангарсктрансстроя", открывшие специальные курсы для школьников на своем учебно-произ-водственном комбинате. 1981 25 октября. Коллектив СМП-607 первым на БАМе протянул руку помощи районам Дальнего Востока и Сахалина, постра-давшим в сентябре от наводнения. По решению молодёжи здесь прошли коммунистические субботники, и заработанные на них деньги перечислены в фонд помощи дальневосточни-кам. Инициативу поддержали все коллективы Бурятского участ-ка: взнос бамовцев в фонд помощи пострадавшим составил сотни тысяч рублей. 1981 28 октября. В постоянную эксплуатацию приняты 262 км БАМа от Лены до Кунермы. Досрочно и с высоким качеством сданы станции Лена, Таюра, Ния, Улькан, Киренга, Кунерма. 1981 29 октября. На берегу Борончеевского озера вызволен из плена небытия самолет первопроходцев - геологов 11-й партии витимской экспедиции "БАМпроекта", потерпевший здесь аварию в июле 1940 года. Комсомольцы Улан-Удэнского авиа-завода помогут друзьям-бамовцам реставрировать редкий аэроплан - до сих пор "небесный тихоход" А.Туполева счи-тался бесследно исчезнувшим. Затем он станет памятником в центре посёлка Таксимо. 1981 5 ноября. Открыто пассажирское движение на 330-километ-ровом участке Тында - Усть-Нюкжа. 1981 15 ноября. Строители СМП-597 закончили рубку просеки под обходной путь Северомуйского тоннеля. 1981 9 декабря. В зоне БАМа из скважины, пробитой сквозь толщу вечной мерзлоты на Ботуобинской площади, с глубины 1900 м получен приток нефти. По качеству она не уступает "черному золоту" месторождений, открытых в Волго-Уральской провинции. 1981 24 декабря. Тепло встретили в Чаре первый десант специа-лизированного строительно-монтажного поезда "КазахБАМстрой". Представители солнечного Казахстана построят посто-янный поселок будущей станции Чара. 1981 30 декабря. Рабочий поезд прибыл на станцию Уоян. За год строители Бурятского участка прошли 116 километров главного пути. Это - рекордный темп укладки рельсов.

назад к хронике

АИ