83-й год

1983 К началу года на строительстве выполнено более 400 млн. кубометров земляных работ, построено 3400 км притрассовых автодорог, 1440 мостов и 1800 водопропускных труб, уложено 2260 км главного железнодорожного пути, открыто движение поездов от Усть-Кута в восточном направлении на 607 км, от Тынды в западном - на 502 км и восточном - на 382 км, от Комсомольска-на-Амуре в западном - на 808 км. 1983 6 января. Началась подготовка железнодорожного полот-на на 90-километровом участке Куанда - Кодарский тоннель. Это единственный отрезок Читинского участка, на котором до сих пор не велись земляные работы. 1983 14 января. За две недели наступившего года бригада лау-реата премии Ленинского комсомола Вячеслава Бритикова "зашила" более шести километров рельсошпальной решётки. Отлично трудятся ветераны сборки Леонид Стрижаков, Ахат Ситдиков, Николай Рябов, Фёдор Киндер, Виктор Ищенко. Бла-годаря договору о содружестве и социалистическом соревно-вании, заключённому с комсомольцами Тайшетского шпалопропиточного завода, звеносборщики сумели обеспечить рит-мичные поставки шпал. Они выступили с инициативой разви-вать на трассе рабочую эстафету под девизом "Путеукладчи-ку - "зелёную улицу". 1983 17 января. На забайкальском Севере создан совхоз "Чарский". Ученые своевременно обратили внимание специалистов сельского хозяйства и строителей на ранее осваиваемые пло-дородные земли уникальной Муйско-Куандинской котловины. Приход магистрали к Витиму позволил начать их комплексное использование. Вновь ожило селение Догопчан - оно и стало центральной усадьбой совхоза. Шефы из мостоотряда №97, 670-го строительно-монтажного поезда и Муйского леспромхоза помогли возвести жильё, объекты соцкультбыта, ферму. Мест-ные механизаторы готовятся к распашке нескольких сотен гектаров северной целины. 1983 15 февраля. Путеукладчик "Бамстройпути" вступил с восто-ка на территорию Читинской области. Позади 30 километров трудного перегона Хани - Олондо через хребет Удокан. Пер-вый экзамен прокладки магистрали в суровых условиях За-байкалья выдержан успешно. 1983 2 марта. Пятьсот километров разделяют идущие навстречу друг другу бригады монтёров пути, возглавляемые И.Варшав-ским и А.Бондарем. 1983 3 марта. Ещё один девятиэтажный дом для железнодорож-ников Усть-Кута начали возводить строители Краснодара. В этом году они вместе со строителями Ставрополья завершают программу шефских работ в городе на Лене. 1983 10 марта. На пленуме Каларского райкома партии Читин-ской области обсужден отчёт о работе генерального подрядчи-ка - управления строительства Бамстройпуть. 1983 17 марта. Молдавские строители, построившие на Восточ-ном участке БАМа станцию Алонка, начали сооружение ещё одного посёлка - Дугда. 1983 20 марта. Первый поезд пришёл на разъезд Окусикан не-подалеку от Северомуйска. Завершена укладка рельсов в об-ход Северомуйского тоннеля. Девять механизированных колонн готовили земляное полотно под железнодорожные пути, отсы-пав в них 6,5 млн. кубометров грунта. Строители возвели 11 мостов, смонтировали 50 водопропускных труб. Пришлось пре-одолевать подъёмы, где перепад высот достигает 40 метров на 1 километр. Самая высокая точка 27-километрового обход-ного пути лежит на высоте более 500 метров. 1983 6 апреля. От станции Лена начался маршрут комплексной экспедиции Научного совета АН СССР по проблемам Байкало-Амурской магистрали. Задача экспедиции - изучить возможности перестройки временной автотрассы вдоль БАМа в доро-гу общего пользования. 1983 10 апреля. Закончились испытания электровоза ЧС-8, пред-назначенного для БАМа. Совершенное оборудование, которым оснащен электровоз, позволяет экономить около 250 тыс. ки-ловатт-часов электроэнергии в год. 1983 19 мая. На соискание Государственной премии СССР в об-ласти науки и техники представлена работа "Новые методы строительства мостов в сложных условиях Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". 1983 25 мая. На берегу Байкала завершена проходка третьего по счёту мысового тоннеля протяжённостью 1230 метров. 1983 30 июня. Завершено сооружение станционного посёлка Алонка. Принят в эксплуатацию последний объект - "Дом ста услуг". 1983 3 июля. Перевалив через Северо-Муйский хребет, первый поезд с почётными пассажирами пришёл на станцию Муякан, что на 658-м километре магистрали. 1983 5 июля. Одет в бетон второй Байкальский мысовой тоннель. 57 тысяч кубометров бетона потребовалось на его сейсмостой-кую "рубашку". К моменту начала работ на стройке не име-лось скользящей опалубки для двухпутного тоннеля (мысовые впервые прокладываются под пропуск встречных поездов). Но бригада Г.Гудкова всё же не отставала от проходчиков. По предложению инженеров-рационализаторов отряда В.Нефедо-ва и М.Баранова в 16-м отряде изготовили необходимые кон-струкции, что позволило отказаться от закупки за рубежом дорогостоящей техники. 1983 23 августа. 10-миллионная тонна угля перевезена по Ма-лому БАМу. Она была отправлена в составе общим весом 8 ты-сяч тонн - вагоны вытянулись почти на три километра. С 1978 года, когда отсюда были отправлены первые тонны топлива, значительно окрепло полотно дороги. Оно уже позво-ляет проводить тяжеловесные составы на скорости 60 и более километров в час. 1983 25 августа. Завершено бетонирование главного корпуса Нерюнгринской углеобогатительной фабрики. Начался монтаж оборудования основного технологического блока. 1983 5 сентября. На три месяца раньше нормативных сроков сдан в эксплуатацию железнодорожный мост через р. Бурея. 1983 6 сентября. В каталог важнейших объектов Министерства геологии СССР в зоне БАМа внесено Апсатское месторождение углей. 1983 7 сентября. Недалеко от таёжного разъезда Камнега со-стыкована притрассовая дорога, соединившая Тынду с Ургалом. Большую выдержку и упорство проявили воины под командованием старшего лейтенанта Анатолия Юнчица, кото-рые сооружали последние перед стыковкой километры. На по-мощь воинам-железнодорожникам прибыли комплексные меха-низированные бригады из соседних строительно-монтажных организаций, которые возглавили опытные трассовики Е.Тигай, П.Бородавка, И.Колатырский. 1983 23 сентября. Несмотря на двухмесячные ливни, первый ра-бочий поезд пришёл в Икабью - это вторая станция Читинско-го участка. Бригада И.Варшавского при помощи механизиро-ванной колонны №155, мостоотряда №76 и бригады Восточ-но-Сибирского управления механизации установила рекорд БАМа- 23 сентября, за один день, уложила 4600 метров пути, в том числе 300 метров вручную. 1983 19 октября. Началась электрификация БАМа. На Западном участке установлены первые опоры контактной сети. 1983 23 октября. Десятый театральный сезон открыл народный театр "Молодая гвардия" бригады монтеров пути Александра Бондаря. Спектакль по пьесе А.Гельмана "Наедине со всеми" - очередная работа режиссера театра и члена бригады Анатолия Байкова. 1983 25 октября. На Нерюнгринском угольном разрезе проходят испытание первые отечественные автосамосвалы "БелАЗ" гру-зоподъемностью 180 тонн. 1983 26 октября. В Северобайкальске вступил в строй комплекс очистных сооружений - своеобразный комбинат биологиче-ской, физической и химической очистки мощностью 5 тысяч кубометров в сутки. 1983 28 октября. Комплекс объектов социально-бытового назна-чения: почта, сберкасса, аптека, продовольственный магазин, универмаг, клуб - сдан в эксплуатацию в Тынде. 1983 30 октября. Полуторамиллионный пассажир города зафик-сирован в канун Дня работников автомобильного транспорта в Северобайкальске. За три неполных года объём пассажирских перевозок в молодом городе вырос почти в десять раз. Здесь же введена в действие первая очередь реконструированного Нижнеангарского аэропорта. В современные речные гавани Байкала заходят быстроходные "Кометы". От притрассовой ко всем сельским населенным пунктам проложено 140 километров дорог. Оделась в асфальт дорога вдоль Байкала. 1983 1 ноября. Рельсы БАМа уложены на станции Ижак. Состав путейцев Восточного участка БАМа пополнили бойцы Всесо-юзного отряда молодых железнодорожников - 150 посланцев комсомольских организаций Ленинграда, Ташкента и других городов. 1983 6 ноября. Рельсы пришли на третью, центральную стан-цию Читинского участка - Чару. Преодолев затяжные подъёмы Удоканского перевала - наивысшую отметку магистрали над уровнем моря, коллектив Бамстройпути в дни предок-тябрьской вахты сумел уложить за месяц 25 километров сталь-ного полотна. Рабочий поезд привёл машинист Алексей Югрин. Движение поездов открыто на всей линии Тында - Чара. 1983 17 ноября. Для разработки Чагоянского месторождения из-вестняка начато строительство 50-километрового подъездного пути Шимановск - Чагоян. 1983 12 декабря. К штурму последнего 100-километрового пе-регона на Восточном участке БАМа приступили воины-желез-нодорожники. 1983 18 декабря. Начальником Байкало-Амурской железной до-роги назначен А.Горбунов. 1983 20 декабря. Бригады 104-й мехколонны треста "Востоксибэлектросетьстрой" завершили монтаж проводов на 82-кило-метровом участке и подошли к западному порталу Кодарского тоннеля. Началось опробование ЛЭП, по которой ток Усть-Илимской ГЭС пойдёт в забои тоннеля. Оставшиеся дни ухо-дящего года для коллектива особо ответственны - завершает-ся монтаж мачт и на подступах к Чаре. 1983 22 декабря. Вошёл в строй первый агрегат Нерюнгринской ГРЭС. С пуском энергоблока мощностью 210 мегаватт обеспе-чивается стабильное электроснабжение объектов Южно-Якут-ского ТПК. 1983 25 декабря. Строители Бурятского участка выполнили це-левую задачу года: привели первый поезд на 742-й километр магистрали, в Таксимо. На путеукладчике появился новый при-зыв: "Даешь Витим!" Таксимо суждено стать крупной станцией, центром горной переработки. Здесь готово к промышленному освоению уни-кальное месторождение хризотиласбеста, разведаны многочи-сленные запасы золота, платины, редких металлов, в том числе молибдена, никеля, алюминиевого сырья. 1983 26 декабря. Подразделения воинов-железнодорожников уло-жили рельсы на станции Дугда - первой на территории Зейского района. До разъезда имени Героя Советского Союза В.П.Мирошниченко, где произойдёт стыковка, осталась лишь станция Тунгала. Бригада монтёров пути управления Бамстройпуть во гла-ве с И.Варшавским произвела укладку железнодорожных звеньев на разъезде Сакукан. Выполнено социалистическое обязательство строителей Центрального участка БАМа на 1983 год по открытию движения поездов до этого разъезда. 1983 30 декабря. В Северобайкальске заработала городская ти-пография, оснащённая современным полиграфическим обору-дованием. 1983 31 декабря. На Северомуйском тоннеле прорублено и за-бетонировано 7 километров 200 метров основной выработки. Всего с начала строительства пройдено свыше 27 километров тоннелей и транспортно-дренажных штолен.

назад к хронике

АИ