Город Тында
Город Тында

Город, мой город

Природа, общество и человек

       

 
 

адрес: г. Тында, ул. Амурская 12, каб. 108

тел. 2-00-47

e-mail: bam@e-mail.ru

 

 
     

Из истории БАМА

БАМ сегодня - это обжитая на протяжении трасса, на которой трудятся тысячи людей, учатся школьники, рождаются дети, справляются новоселья и, несмотря на сложившуюся ситуацию в результате "реформ", на магистрали по-прежнему теплится огонек того яркого пламени высокого накала патриотизма и героического труда, с которым нас связывает уже четверть века.

История БАМа - это не только героические свершения, как раньше писали и говорили, но и тяжелый труд. На БАМе хватало всего: героического и трагического, серьезного и смешного, радостного и печального. Были промахи и ошибки. Но тем не менее дорога есть магистраль и не просто железнодорожная магистраль, а второй выход к океану.

Цивилизация начинается с колеса. Без надежных путей сообщения не может быть индустриального развития региона. И какие бы коррективы не вносило в оценки время, остаются неподдающиеся никакой коньюктуре история, события и факты. А они говорят о том, что дорога живет и действует и даже после того, как у нее отобрали настоящее имя и название, разделили на два участка, переподчинили двум хозяевам, для которых они стали на уровне бедной падчерицы.

И как-то получилось исторически, что БАМ строила вся страна, а непосредственно на месте строительства магистрали: всю трассу поделили пополам на западное направление от Тынды шли строительные подразделения сил Минтрансстроя, а на восток - железнодорожные войска. 8 мая 1975 года было уложено "серебряное" звено на станции Тында. От военных железнодорожников в этом событии участвовало подразделение под командованием капитана Э. Захарова. Серебряное звено укладывали старший лейтенант П. Русаков, ефрейторы В. Остапенко, В. Шефер, рядовой В. Ерохин. В это же день по новым рельсам прошел первый рабочий поезд с грузами для строительства магистрали. Город Тында стал самым западным опорным пунктом, откуда железнодорожные батальоны начинали свой путь на восток. Отсюда ушли в Тайгу рекогносцировочная группа во главе с полковником Н. Устиновым и первый железный караван-отряд подполковника И.Босого. Отсюда вылетел вертолет с железнодорожными десантниками под командованием капитана М. Давиденко. В Тынде дислоцировался штаб корпуса.

Первым бамовским комкором стал генерал-майор И. Егорушкин. А также в Тынде расположился штаб одной из железнодорожных бригад под командованием подполковника И. Босого, этого же корпуса. Участок строительства этой бригаде был дан от Тынды до Маревой включительно, а если точно, то до разъезда Кудули. Тут были и большие с камнями выемки, высокие насыпи, марь и водные преграды, одной из которых являлась река Гилюй. Через нее надо было перебросить мост с двумя 88-метровыми пролетными строениями. Но чтобы вести строительство магистрали дальше на восток, предстояло сделать главное. От Тынды до Бестужево срочно довести до эксплуатационного состояния железнодорожную ветку, являющуюся общей для восточного участка на Ургал и северного на Беркакит.

Объем работ на перегоне был серьезный: подъемка пути, балластировка, рихтовка с постановкой на ось, разгонка зазоров и т.д. И все силы батальонов - путевого, командир майор Г. Сулейманов и мехбата - командир подполковник А. Богданов, были брошены на завершение работы на перегоне. Он был сдан заказчику точно в срок. Однако расслабляться было некогда, отсыпали насыпь, строились водопропускные трубы, мостики батальона уходили в сторону Дипкуна и т.д.

Прошли годы. Байкало-Амурская магистраль построена, действует, работает, живет. Столицей БАМа стал город Тында. Чистый, красивый, уютный городок. В сентябре ему исполняется 25 лет. Год назад мы отметили 25-летие начала строительства БАМа. И, как подобает цивилизованным людям, в городе на площади, где проходят все праздники, решением муниципалитета эта площадь названа площадью имени 25-летия БАМа. И это правильно и справедливо. Ведь город Тында - столица БАМа и он должен иметь памятники и память прежних лет.

И вот на этой главной площади в скромном уголке на бетонном постаменте стоит красивый камень-памятник с надписью "БАМ 1975 г." Некоторые обыватели города недоуменно спрашивают, что это такое, в честь чего это, откуда он взялся и так далее. А многие знают, вернее понимают, что памятник - это традиция, это память первых самых трудных лет начала стройки, что это память строителям.

Когда батальоны железнодорожной бригады подполковника И.Босого начали стройку века, они столкнулись с огромным объемом земляных работ. А особеооно это разработка выемок для укладки железнодорожного полотна, состоящих из скального грунта. Развернуто было мощным организационным направлением социалистическое соревнование во всех батальонах механизации земляных работ. Это была мощная традиция мобилизации личного состава на выполнение поставленных перед ним задач.

На участке Тында-Бестужево выполняли свои задачи батальоны механизации, которыми командовал А.Богданов. И вот на Бестужевской выемке пошел первый бамовский митинг воинов-железнодорожников, посвященный началу работ, под девизом: "Даешь БАМ!", "Первый куб БАМа!"

Так решилась судьба будущего памятника, который и стоит на площади 25-летия БАМа в городе. Получилось так: после рыхления выемки взрывом в ковш экскаватора ЭО-41-21 (командиром экипажа был сержант Н. Яковлев, члены экипажа А.Рачимов, С. белуга) попалась большая каменная глыба, которая плотно вошла в него, а выходить не могла ни через ковш вниз, ни через верх при развертывании ковша на отвал. Все это произошло во время митинга, где присутствовали командование корпуса, бригады политотделов этих соединений, на глазах у всего личного состава батальонов механизации.

И тут же решением резолюции митинга было принято, что этот камень из выемки и есть первый куб земли БАМа, памятником начала строительства воинов-железнодорожников. Камень почистили, обмыли и поставили в начале на территории отдельного 10-го железнодорожного батальона механизации.

У этого символического памятника воины-механизаторы подводили итоги соревнования, здесь вручались переходящие вымпелы, грамоты и другие поощрения. Для личного состава это место было святым. Отсыпалось железнодорожное полотно, шла укладка пути, батальоны уходили дальше от начала строительства БАМа. И чтобы сохранить память о начале трудовой истории воинов-железнодорожников на строительстве БАМа в 1977 году командованием и политотделом корпуса было принято решение памятник перенести к музею БАМа на территории управления железнодорожного корпуса, где он и находился до 1999 года.

Когда руководители города готовились к празднованию 25-летия начала строительства БАМа, было принято решение установить этот памятник-символ труда и славы на площадь, посвященную строителям БАМа. Для нас, солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, участвовавших в строительстве магистрали и проживающих в Тынде, Дипкуне, Верхне-Зейске, Тутауле, это настоящая реликвия и память о первостроителях БАМа, о первом кубе земли, о первом серебряном звене, о первом кубе бетона, о первом пролетном строении первого моста.

Из нашей памяти, жизни этого не выбросить и не забыть. Это: 1449 километров железнодорожного пути, 220 миллионов кубометров грунта,1277 мостов и водопропускных труб, 1800 километров кабельныхлиний,440 тысяч квадратных метров жилья, 25 больших станций, 69 разъездов, локомотивное депо, дома связи и многое другое. Пользуясь случаем, поздравляю офицеров, прапорщиков К. Артюшкевич, И. Боровикова, Г. Конева, А. Чалова, В. Регеций, А. Фомина, П. Панив, В. Попова, Н. Петрова, В. Кушнарева, М. Соколик, В. Березина, А. Гумок, Ф. Карчаева, А. Далюк, В. Кордубан, В. Лосева и многихдругихс годовщиной рождения железнодорожных войск России и пожелатьздоровья,счастья и удачи в решении своих задач.

Н.А. Ладынский, заместитель командира корпуса, полковник запаса