Тында: те, кто за колючей проволокой

СОВЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ И ТЮРЬМЫ.

БАМлаг, 30-40-е годы

Сеть лагерей в нашем районе появилась только в начале тридцатых годов, с начала строительства Байкало - Амурской магистрали.

В записках Дальневосточного бюро ВИП от 1930 года обоснована необходимость железной дороги. К этому времени в стране расширяется процесс индустриализации, поэтому строительство БАМа было обычным, для того времени, делом. Тем более про БАМ много не говорили потому, что знали кто строил дорогу. К строительству трассы было присоединено строительство вторых путей Транссиба.

К 1931 году было закончено строительство Беломорканала и, высвободившуюся рабочую силу и специалистов, перебрасывали в наш регион. Первоначально строительство БАМа и вторых путей Транссиба было в руках треста Дальстрой, не имевшего ни опыта работы таких масштабов, ни необходимых денежных средств, и в 1932 году строительство было передано в руки ОГПУ ( НКВД), который создает Управление ОГПУ(НКВД)на БАМе с центром в городе Свободный. Согласно приказу № 9 по управлению строительства Байкало - Амурской железной дороги и Байкало - Амурскому трудлагерю ОГПУ от 20 декабря 1932 года Урушинский строительный район к строительству БАМа.


По воспоминаниям сына начальника 1-го отделения БАМлага Вячеслава Александровича Пачколина подготовку к строительству вели не заключенные, а вербованные, которые, в частности, готовили лес для строительства будущих "точек". В том числе - в будущем поселке Красная Звезда первой столице БАМа, поселок Пурикан и т.д. По словам Вячеслава Александровича, вербованные частично погибли от непредполагаемых местных условий.

Начальник 1-го отделения в это время был Кутилов, которому и пришлось в начале 1933 года принимать первые работоспособные партии заключенных. Вскоре их собралось около 35 тысяч. Это были "враги народа" вперемешку с уголовниками. Охраны, специалистов - строителей и путейцев не хватало. Зачастую из заключенных набирали охрану, назначили их на административные должности. К примеру, по приказу № 433 от 25 июля 1934 года заключенный Белобров Сергей Иванович назначался начальником оперативного отделения по борьбе с побегами. Это не единичный случай, при управлении БАМлага в городе Свободный существовали курсы начальников фаланг, которые оканчивали заключение.

Фаланги и командировки - низовые звенья каждого отделения, и их насчитывалось обычно не один десяток. В большинстве места дислокации фаланг еще не были. Предстояло строить бараки, служебные помещения, казармы для охраны. Довольно часто случались побеги . На этот случай существовали специальные оперативные группы, которые перекрывали таежные тропы, реки, дороги. Бежали, в основном, в сторону Транссиба. Большинство бежавших сразу ловили - голодные, ослабленные они не могли далеко уйти.

Как рассказывает Иван Никифорович Скориков, который будучи молодым общался с заключенными, если бежавшего убивал охранник, он должен был предъявить начальству убитого. Вернувшимся добровольно или задержанным добавляли срок на два года. За повторный побег - отправляли на Колыму.

 

Питание в лагере было поставлено так, чтобы заинтересовать заключенных в работе. Обычный паек на день - килограмм хлеба. Суп из соленой или мороженной рыбы, мороженной картошки, иногда капуста. Довольно однообразное меню. Но и эту порцию выдавали, если выполнял норму. На отсыпке это было перенести на носилках или перевезти на тачке из карьера два кубометра грунта за смену. Не выполнил норму - срежут пайку до половины. При тяжелой физической работе это был паек на вымирание.

Охранник 1-го отделения БАМлага Лесков Фрол Никифорович вспоминал: "Ведешь заключенных на работу, кто-нибудь выйдет из колонны, наломает сосновых веточек и идет жует".4 (См. там же , с 3).Так люди спасались не только от голода, но и от цинги.

За перевыполнение нормы выработки выдавали пайку рекордиста, увеличивали выдачу продуктов, разрешалось покупать продукты в лагерном ларьке. Для ускорения работы на трассе большое значение имел лозунг еще строителей Беломорлага: "Построим канал и все - по домам!", перенесенный на строительство БАМа. Вводились ударные зачеты - за выполнение двойной - тройной нормы за смену записывали два, а то и три дня. Но когда стал подходить к концу срок по ударным зачетам, приказа на освобождение так и не поступило.

В январе 1934 года был издан приказ № 6 , в котором объявлялось положение о введении значка "Лучшему ударнику Байкало - Амурской магистрали", положение о котором было утверждено Президиумом ЦИК. Награжденные этим значком не имели никаких привилегий или денежных компенсаций по выходе из лагеря, но в лагере они пользовались некоторыми льготами, важными в условиях заключения: внеочередные свидания, неограничеснная отправка и получение писем и посылок, улучшение бытовых и жилищных условий, получение дополнительного, ларьковского довольствия, правом пойти на курсы по приобретению специальности. Для ускорения работ применяли и другие методы.

В приказе № 125 от 11 февраля 1934 года говорится: " В связи с тем, что рабочий день на производстве не уплотнен вследствие выходов на работу и раннего окончания работы из-за климатических условий, с сего числа установить восьмидневную рабочую неделю на всех работах лагерных подразделениях БАМлага ОГПУ. Рабочую неделю в Управлении оставить без изменений. Заместитель начальника строительства БАМа и начальник Управления БАМлага ОГПУ Чуптонов".5 (См. там же, с .5 ).

В составе Управления БАМлага находился отдел культуры, в котором работал Воловенко, ныне пенсионер, написавший нам, что их задачей было вдохновить людей на ударную работу. Делалось это несколькими путями: выпускались "Молнии", агитплакаты, организовывались соревнования между бригадами, фалангами. Проводились концерты с привлечением заключенных, организовывались политинформации, бригады культработников выезжали в фаланги и к местному населению.

 

Все эти меры, конечно, не могли сказаться на результатах труда. Тем не менее, существовали так называемые "отказники", которые отказывались ходить на работу, в основном это были уголовники, пытающиеся "давить на политических путем доносов и физически.

 

 
ГОРОДСКАЯ ИСТОРИЯ
ОКРЕСТНОСТИ
НАЧАЛО И РАСЦВЕТ
ТО, ЧТО НЕ СБЫЛОСЬ
РАЗНОЕ
ГЕОГРАФИЯ