Тында: те, кто за колючей проволокой

СОВЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ И ТЮРЬМЫ.

БАМлаг, 30-40-е годы

Итак, огромная масса людей - в среднем около 700 человек на 10 километров железной дороги, подгоняемая организацией далеко не либеральной, с одной стороны, и желанием выполнить лозунг "Построим БАМ и все - по домам", подкрепляемая льготами тем, кто действительно трудился по-ударному, делала свое дело - 7 ноября 1947 года тишину сопок у поселка Тындинский разорвал первый гудок паровоза.

Управление 1-го отделения БАМлага было перенесено в поселок Тындинский из поселка Красная Заря, где оно находилось раньше. Оно представляло собой разветвленную сеть фаланг - свыше двадцати было только в районе поселка Тындинского, была лагерная больница, подсобное хозяйство, технические службы.

В районе совхоза "Заря" находилась штрафная колонна - бурильщиков. Строителям БАМа тех лет приходилось очень тяжело - техники было немного : около полусотни грузовых автомашин, да пара экскаваторов ( с малым объемом ковшей). Основные орудия труда - кайла, лопата и тачка. Штрафники - бурильщики были в самом тяжелом положении, вручную бурить вечную мерзлоту - работа не из легких.

 

Положение заключенных усугублялось из - за одежды. Ватные штаны и телогреек не хватало. В сборниках приказов по БАМу не раз встречается приказы о наказании за пошив одежды из одеял. Обували заключенных в валенки или кирзовые сапоги с обрезками автомобильных баллонов вместо подошвы, летом - в деревянные колодки. Всякая другая одежда преследовалась и не допускалась.


Охрана была гораздо в лучшем положении: валенные сапоги и тулуп зимой, летняя хлопчатобумажная форма, зарплата от 205 до 300 с лишним рублей, паек, сменная служба, регулярные отпуска.

А бамовцам - подъем в 6.00, завтрак, развод, работа до 20.00. И так от звонка до звонка. Если выживешь. До сих пор вдоль дороги виднеются холмики захороненных. С каждым годом их становится меньше - время стирает.

 

Война прервала строительство БАМа - по приказу Ставки генерал Гвоздевский в 1942 году снимает рельсы с БАМа и отправляет на строительство Сталиградской рокады - советское командование готовило контрнаступление под Сталинградом.

Число фаланг в отделениях БАМа резко сократилось - часть заключенных попросилась на фронт, вторых перевели на другие объекты, третьих отправили на лесоповал. К 1942 - 1944 годам относятся массовые захоронения вдоль БАМа.

Летом 1942 года в Управление БАМлага приходит приказ Ставки во что бы то ни стало построить участок БАМа от Комсомольска до Владивостока. Согласно договоренности с союзниками, СССР должен был после разгрома Германии вступить в войну с Японией, для этого и нужна была новая железная дорога.

Приказ был, стройматериалов не было. Паек урезали до 600 граммов хлеба и жидкого приварка, а объем работы вырос. Строители использовали дикий камень и сырую листвиниуц для строительства мостовых опор. А в районе Алонки уцелевшие построенные опоры из сырого дерева распускаются сейчас каждую весну - памятник 30-х -40-х годов.

20 июня 1945 года по участку БАМа от Комсомольска до Владивостока пошли первые воинские эшелоны.

 

 
ГОРОДСКАЯ ИСТОРИЯ
ОКРЕСТНОСТИ
НАЧАЛО И РАСЦВЕТ
ТО, ЧТО НЕ СБЫЛОСЬ
РАЗНОЕ
ГЕОГРАФИЯ