Тында: те, кто за колючей проволокой

СОВЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ И ТЮРЬМЫ.

БАМлаг, 30-40-е годы


Василиса Пьянова, тындинская классическая гимназия № 2 Работа В. Пьяновой написана на основе кропотливого изучения краеведческого материала, связанного с историей советских концентрационных лагерей, в частности, БАМлага. В ходе исследования были рассмотрены, изучены и обработаны архивные документы музея г. Тынды ( школа № 30, создатель музея С.Ф. Мищенко), использованы очерки и статьи по данной проблеме местной и областной печати: подлинные документы, связанные с деятельностью БАМлага; письма, воспоминания современников, происходящих событий, рассказы очевидцев и старожилов, описания археологических находок БАМлага.
В.Б. Шатова, руководитель работы

Слово "тюрьма" древне - русское, заимствовано из тюрских языков - "заключение". Слово "лагерь" заимствовано из немецкого языка в первой половине XVII века, означает "логовище". Места, где содержались люди, преступившие закон государства, создавались и содержались системой управления во все времена и эпохи.


Летом 1918 года появляются первые лагеря для заключенных в Советской Республике. Их тогда называли концентрационными лагерями (концлагерями). Людей туда заключали на различные сроки - иногда на две недели, иногда - "до победы мировой революции". Это, впрочем, тоже тогда казалось не слишком большим сроком.

Со временем была создана целая система концентрационных лагерей - ГУЛАГ НКВД (МВД) СССР. Режимы концлагерей могли быть и мягкими, но чаще оказывались суровыми: в каждом месте это зависело от местного начальства. Заключенные лагерей обязательно должен были трудиться. В адресной книге "Вся Россия" в 1923 году имелся список 65 концлагерей.

В 30-е годы трудом заключенных держались многие отрасли экономики - лесозаготовки, добыча золота и цветных металлов, строительство в районах севера и Дальнего Востока. За счет принудительного труда советское правительство пыталось залатать многочисленные прорехи в экономике страны. Для осуществления этих программ требовалось все большее число заключенных, тем более, что их труд малоэффективен, а смертность в лагерях высокая. И правительство не скрывало своей заинтересованности в увеличении "контингентов" места лишения свободы. Выступая на заседании Президиума Верховного Совета СССР 25 августа 1938 года при обсуждении вопроса о досрочном освобождении заключенных, отличавшихся на строительстве одного из объектов, Сталин заявил: "Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы. Нельзя ли придумать какую - нибудь другую форму оценки их работы - награды и т.д.? Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо... Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по - другому, чтобы люди эти остались на работе - награды давать, ордена, может быть?..."

В нашем исследовании мы попытаемся рассмотреть проблему становления и развития деятельности БАМлага.

В конце 20-х годов XX века на Дальнем Востоке складывалась сложная международная обстановка: Япония стремилась к захвату Кореи, Китая, советского Дальнего Востока. До Хасана и Халхин-Гола оставалось почти десять лет, но уже готовилось создание государства Манчжоу Гои, на наших границах все сильнее пахло порохом. Дальний Восток, со своими гигантскими запасами полезных ископаемых, леса, пушнины, был лакомым кусочком, на который нацеливались японцы. Для нас освоение этих мест в то время было серьезной проблемой. На территории, которой могла вместить не один десяток европейских государств, была самая низкая плотность населения в России - сотни километров можно было пройти и проехать через тайгу и сопки и не встретить ни одного человека. Только кое-где стояли избушки охотников и временные стойбища коренных жителей - эвенков, якутов и др. В некоторой степени освоенной можно было считать только территорию вдоль железной дороги, больших рек, грунтовых дорог. Стране, разоренной гражданской войной и интервенцией, с экономикой, находящейся в полуразрушенном состоянии, имеющей миллионы безработных, в основном неквалифицированных, предстояла огромная по своим масштабам задача освоить эти первобытные пространства.

Можно выделить несколько причин для строительства будущего БАМа: из них - самые главные:

1)Необходимость укрепления дальневосточных границ нашей родины

2)Большая потребность в сырье и полезных ископаемых.

Попутно решалась задача ликвидации безработицы. Из центральных районов сюда перебрасывалась рабочая сила, не нашедшая там применения. Кроме того, процесс коллективизации, начавшийся в стране, обрек на принудительное переселение в отдельные районы - Дальний Восток и Крайний Север - тысячи крестьян и их семьи, причисленные к антисоциалистическим, кулацким элементам. Так наш регион начал обеспечиваться постоянным населением и рабочей силой. Наличие ссыльных, высланных и осужденных, потребовало создания пересыльных лагерей, одним из которых был лагерь Бушуйке, на границе Джелтулакского и Рухловского (ныне Тындинского и Сковородинского) районов, который существовал с 1929 года и впоследствии был включен в систему БАМлага.

 

Вместе с десятками других семей сюда была доставлена в 1929 году семья Александры Ивановны Шиповаловой. В период коллективизации семье Шиповаловых дали час на сборы. Мать успела взять с собой только самое необходимое. Везли их в теплушках, наглухо закрытых десять дней. Питались тем, что взяли из дома. На станции Рухлово их выгрузили. Детей, среди которых была Саша, посадили на телеги, взрослых погнали пешком. Когда добрались, перед воротами всех обыскали, протрясли вещи. Отобраны были те последние крохи продуктов, которые не дали умереть с голоду в дороге, забрали и вещи, как объяснили - в камеру хранения. За колючей проволокой стояли три барака, вышки, охрана тайги. Это и была Бушуйка.

Здесь, по сути, было два лагеря - мужской и женский. В женском лагере был еще один - детский, вот туда-то и попала маленькая девочка Саша Шиповалова.

Анастасия Ивановна Рубис попала в Бушуйку чуть позже, в 1937 году. Сначала вместе с другими женщинами работала на лесоповале. Однажды, во время работы срубленное дерево упало на нее. Выжила чудом, в больнице оказался хороший врач, тоже из заключенных, по фамилии Воловенко. К шраму на душу прибавился шрам на лбу. Перевели ее на более легкую работу - водовозом. Анастасия Ивановна вспоминает, что в лагере было много женщин, больных, инвалидов. Зимой кормили мерзлой картошкой - с вечера клали ее оттаивать, утром скребли. Пайка хлеба составляла 600-800 граммов. Заключенные просили: "Сестричка, привези чего-нибудь поесть" (см. С.В. Волегов БАМлаг, Тында. 1995г. - с.1).Если удавалось, привозила через несколько дней, а того, кому привозила, уже нет, умер. Родила она в лагере, рос у нее сын. Но в 1947 году поступил приказ: всех детей отправить в детский дом на станцию Крымская. Не одна Анастасия Ивановна - несколько десятков матерей с плачем проводили детишек до колючей проволоки. Только в 1949 году, после освобождения, она разыскала сына. А несколько матерей и детей так и не нашли друг друга.

Добавила несколько штрихов к лагерной жизни в Бушуйке и Александра Васильевна Жинельсбах. С 1942 года она работала инспектором по кухне, затем кассиром; заключенные получали от нее 600гр. хлеба и приварок - суп. Это те, кто работал. Кто не мог работать, получал 300 гр. хлеба без приварка. А работа была обязательна для всех - здоровых и немощных. Бывало, умирали в телеге по дороге на работу. Мужчины умирали чаще - перед освобождением продавали свои пайки, копили на обратную дорогу, подкармливали женщин - у многих женщин мужья были заключенные. Посылки, отправленные сюда, до заключенных не доходили, свидания с осужденными по статье 58 и близким ей, не разрешались. Несколько раз Анастасии Рубис приходилось вывозить с территории умерших. Рассказывая нам об этом, она плакала и говорила: "Они были сухие - сухие, как сухарики... Как сухарики".3(См. там же, с2 ). Это было только начало.

 

на начало

 

 
ГОРОДСКАЯ ИСТОРИЯ
ОКРЕСТНОСТИ
НАЧАЛО И РАСЦВЕТ
ТО, ЧТО НЕ СБЫЛОСЬ
РАЗНОЕ
ГЕОГРАФИЯ