БАМ: что это такое

Справка:

БАМ - железная дорога 1-й категории с пропускной способностью по западному участку 18 млн. тонн грузов в год, по восточному - 9 млн. т. Двухпутная от Тайшета до Лены, однопутная - на остальном протяжении. Создано 1,2 млн. кв. м. жилья и вся социальная структура в объеме 80-85 % к проекту. По сравнению с перевозками морским путем из Европы в страны Юго-Восточной Азии и обратно, протяженностью 22 тыс. км. против 10-12 тыс. км. по железной дороге, сокращение сроков доставки достигает 8-10 суток, или почти вдвое.
Недозагруженность БАМа ежегодно приносила 1,15 млрд. рублей убытка. Парадокс в том, что дорога проходит по земле, буквально ломящейся от залежей золота, титана, меди (разведано в одном Удоканском месторождении почти столько же, сколько в крупнейшем в мире чилийском), нефти, апатитов, угля, марганца. Только в двух месторождениях вблизи железной дороги - Чинейском и Эльгинском (к которому проявляет большой интерес южнокорейская фирма Hunday)- разведано до 2 миллиардов тонн угля и от 150 миллионов до 1 миллиарда титаномагнетитовой руды.

Начинали строить БАМ еще до войны. Строили как рокадную дорогу на случай войны с Японией и для доступа к находящимся здесь полезным ископаемым. Война помешала, рельсы сняли, освоение пока отложили. Когда победа уже не вызывала сомнения, про трассу вспомнили вновь. Теперь решили подойти со всей ответственностью и "по науке".

Еще в 1945 году составили полный технический проект строительства магистрали. Споткнулись на требованиях строительства. Требовался миллион тонн металлопроката и почти столько же цемента. При производстве в стране всего 11 и 6 млн. в год соответственно.

В 50-х годах стройку свернули.

В 60-х снова начались геологоразведочные работы. В 70-х строительство дороги решено возобновить.

Как это проходило - читайте краткую хронику.

В 1997 году БАМ перестал существовать как единая дорога. Хотя против такого рещения возражали многие, часто известные, экономисты. Предлагались варианты реформирования дороги. Писались умные работы отчего и почему так случилось.

А потенциал у здешней "зоны региона" (вот словосочетание! И ведь теперь так въелось в речь, что без него никуда) большой.

Игнатов А.