БАМ: Хозяйственное освоение региона

На сегодня разработано более 200 инвестиционных программ по освоению зоны Байкало-Амурской магистрали.

Одна из разработок сибирских ученых

О возможностях привлечения частного капитала говорят много, повторяться кажется банальным. Что же сделать, чтобы на БАМе заработали личные деньги?

Дадим краткие комментарии. Для горно-металлургических, горно-химических производств необходима сырьевая база, как минимум, на 25-30 лет. Больший срок замораживает затраты на геологоразведку. Если она уже проведена, компании выбирают в эксплуатацию наиболее богатые, легкодоступные объекты… У нас привлекательны золотоносные месторождения Якутии, полиметаллы Приморья. Разведанный, подготовленный их мировой запас их достаточно мал. Два ли, три года ждать повышения цен - не суть важно. Обозримый в перспективе дефицит выгоден для стратегического инвестирования. Поэтому его участие в освоении соответствующих БАМовских месторождений - реальность.

Финансовое обеспечение промышленного освоения региона возможно при использовании государственного, частного, иностранного капитала в разных пропорциях.

Рекомендуемая схема основана на том, что в ней в наибольшей мере сочетаются интересы потенциальных рыночных агентов. Это позволяет рассчитывать на приток инвестиций в регион без создания особых льготных условий. Каждый будет платить за то, в чем он больше всего заинтересован.

(Экономика и организация промышленного производства 8-1996)

Постановление #728

"О первоочередных мерах по стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".

В январе 1997 года комиссия Правительства по оперативным вопросам одобрила инициативу МПС в создании благоприятных условий для притока в зону БАМ инвестиций для реализации наиболее эффективных проектов развития экономики региона.

16.07.97 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №728 "О первоочередных мерах по стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". В Постановлении поддержано предложение МПС РФ и органов исполнительной власти заинтересованных субъектов РФ о принятии мер по ускорению роста производства и социального развития в зоне БАМа. Функции по координации деятельности возложены на МПС России. Федеральные органы власти должны оказывать необходимую поддержку в решении социально-экономических задач развития области.

Для разработки единого стратегического плана Министерству экономики, МПС, и ряду других федеральных органов власти, совместно с властями заинтересованных субъектов Федерации, дано поручение разработать подпрограмму хозяйственного освоения зоны БАМ на 1998-2005 годы. Создан Научный совет при МПС России по проблемам комплексного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали под председательством министра путей сообщения Н. Е. Аксененко.

Высказан ряд соображений по направлениям работы Научного совета.

  1. Для выявления приоритетных направлений развития зоны, примыкающей к магистрали, надо изменить подходы - идти не только от освоения ресурсов (что прослеживается в Постановлении Правительства), но и изучать конъюнктуру на внутрироссийском и внешнем (прежде всего Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии) рынках. Только в этом случае можно убедительно доказать, с какими товарами может выходить зона БАМа на рынки, какие отрасли там следует развивать, какой эффект может быть получен.
  2. Одним из важнейших направлений подъема экономики БАМа может стать туризм. Огромный интерес для международного и российского туризма представляют Байкальское кольцо, верхняя Лена, Царская Котловина, Сихотэ-Алинь и другие места, обладающие замечательными рекреационными (рекреация - предназначенный для отдыха, восстановления сил) условиями.
  3. В сферу интересов созданного Научного совета целесообразно также включить зону хозяйственного освоения строящейся Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, работа которой будет влиять на загрузку БАМа.
  4. Транспортное освоение зоны БАМ не должно ограничиваться только железной дорогой. БАМ будет работать эффективно и полнокровно работать только тогда, когда ему помогут морские речные порты (Ванино, Осетрово, Комсомольск-на-Амуре), когда параллельно трассе пройдет автомагистраль и будут построены подъездные пути к Удоканскому и другим месторождениям полезных ископаемых, лесным массивам, когда заработают десятки аэропортов местных воздушных линий и крупные международные аэропорты. Речь должна идти о развитии всего транспортного комплекса, включающего все виды современного транспорта.

Бюллетень транспортной информации 8-9'97

В 1995 году по инициативе МПС на БАМе проводилось межрегиональное совещание по проблемам экономического освоения региона, на котором был создан фонд "БАМинвест".

Деятельность общества направлена на промышленное развитие зоны БАМа. Цели состоят:

ОАО "БАМинвест" явилось одним из инициаторов в создании ОАО "Эльгауголь", которое займется строительством подъездного железнодорожного пути протяжением 318 км от разъезда Милько на восточном участке БАМ к Эльгинскому месторождению угля и разработкой этого богатого месторождения (2.1 млрд. т. с открытым способом разработки).

Игнатов А.