![]() |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Первые годы.Поселок Тындинский
8 ноября 1937 года, в честь 20-летия Великой Октябрьской революции, строители направили рапорт И. В. Сталину об окончании строительства линии БАМ-Тында и открытие по ней рабочего движения. Первый паровоз-трудяга, который потом стал подвозить стройматериалы для
дороги, прибыл на станцию Южная по только что уложенному пути. Для того
чтобы этого добиться, строители работали в две смены, при свете специально
привезенной электростанции.
Внимательный и ехидный читатель спросит: "А откуда же появился этот трудяга-паровоз? Прямо по автомобильной дороге и приехал?". Нет, конечно. Тында тесно связано с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью. Когда-нибудь и до великой магистрали дойдет черед. А то обидно, честное слово! В Москву приезжают иностранные ученые и сидят, закопавшись в архивах ЦК ВЛКСМ. В Тынду ехать не хотят, потому что - страшно. Их так напугали Россией, что эти буржуины даже носа не хотят казать из слегка цивилизованной столицы. Из Германии мне приходит письмо, в котором ученик восьмого класса просит помочь с материалами по БАМу, так как у них через неделю урок по истории строительства БАМа (в Германии!). А у нас, не только в школе не учат, но и так не знают, что есть БАМ и где это находиться. Получил "спасибо" от одного господина (российского гражданина), которого направили к нам в коммандировку. Он пишет, что нашел наш сайт, почитал и успокоился. Медведи здесь по улицам не бегают. Как маленькие, ей Богу!
Но, так как рассказ о магистрали еще весь впереди, можете прочитать как зэки БАМ строили. Но после 1974 года, особенно когда БАМ объявили стройкой Ударной и Всенародной, зэков на БАМе не было. В. Сушевич в интервью газете "БАМ" 20 мая 1994 года так рассказывал: В мае 1975 года в Тынду действительно привезли "спецконтингент". И собирался этот "контингент" строить не БАМ, а дома для милицейских чинов. А благодарить надо за это Амурский обком КПСС, в первую очередь седьмого или восьмого секретаря В. И. Павлова, который не имел права подписи, но кивал на областных полковников и московских генералов: "Надо завести на БАМ "ограниченный контингент". Тындинские комсомольцы отреагировали на это быстро и через неделю были на приеме у министра внутренних дел Щелокова, а там доказали, что з/к на БАМе только дискредитируют стройку и ЦК ВЛКСМ за счет комсомольского призыва может обеспечить БАМ достаточным количеством квалифицированнфх строителей. Щелоков извинился. З/к проработали на БАМе всего 26 дней.
До войны, еще школьником, ездил по дороге, соединяющей Тынду с Транссибом И. Д. Гаев. Он вспоминал, что где-то на середине пути по поезду объявляли: "Товарищи пассажиры, кто спешит прибыть на станцию БАМ, просьба принять участие в заготовке дров. Пилы и топоры - к вашим услугам". Пилили дрова и только потом ехели дальше. Потом началась война. Бамовские рельсы сняли и отправили на строительство Волжской рокады, которая обеспечивала войска в тяжелые дни Сталинградской эпопеи. Но все же, несмотря на войну, о БАМе помнили. 21 мая 1943 года ГКО принял решение № 3407 в котором говорилось: "Построить железную дорогу от Комсомольска к Советской гавани". Строительство началось сразу же и 15 июня 1945 года рельсы сомкнулись. Второй железнодорожный выход к Тихому океану был проведен.
После войны строительство главной ветки БАМа прекратили, было не до того, но поселок Тындинский продолжал жить. Поток машин по АЯМу вскоре вновь стал нарастать. Якутское золото и алмазы шли оттуда. Продовольствие и механизмы шли туда. Тындинский оставался пунктом обслуживания АЯМа. Но была это глухая провинция. ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||