![]() |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Первые годы.Поселок Тындинский
Важным годом для будущего развития поселка был 1932. 13 апреля 1932 года вышло постановление о начале проектно-изыскательских работ на БАМе. Нужно было провести изыскания и составить проект постройки железной дороги Уруша - Пермское. Село Пермское в том же году было переименовано в город Комсомольск-на-Амуре. Новая железнодорожная магистраль должна была открыть кратчайший путь из Сибири к Тихому океану. Было выбрано место примыкания будущей магистрали к Транссибу. Тогда впервые на карте появилось обозначение БАМ. Писалось оно так: Б. А. М. Со станции БАМ началось строительство железнодорожного выхода к Тындинскому. Строительство АЯМа росло и ширилось. Люди в Тынду прибывали каждый день. Одни останавливались здесь, другие проезжали дальше - в Алдан (прииск Незаметный). Рабочие нужны были везде: на добыче золота, на плотницких работах, на заготовке леса, дров, пиломатериала. Условия для них были аховые. Несмотря на продекларированную "планомерность" освоения и переселения, как, возможно всегда в нашей стране, ничего не было готово. Не хватало жилья, не было столовых, не было ни одного гаража. Машины шли круглые сутки, скорость была небольшая, а продпункты находились на расстоянии 150-200 км. Расстояние в 130 км до Соловьевска машина покрывала за 8-10 часов. Шоферам и прибывающим негде было обогреться. Только в 1932 году построили автовокзал. Жили в этом здании и отвечали за порядок семья Старостиных. Приблизительно в 1936 году появилась первая торгующая организация - торговый пункт Алданского золотопродснаба. Потом была построена столовая (чайная), работающая круглые сутки. Находилась она примерно на том месте, где располагался минирынок, возле автовокзала. ![]() Вскоре были открыты два магазина. Эти магазины работали круглосуточно для аямовских шоферов. В самом поселке было уже 9 машин. Верблюдов из этих краев к тому времени выжили. Поэтому основной тягловой силой являлись лошади, которых в 1940 году было 326 голов. Большим подспорьем в обеспечении школ, больниц, детских учреждений дровами являлся оленный транспорт. Вот любопытная выписка из протокола заседания Джелтулакского РИКа от 2.10.34: "Постановили: просить облисполком об отпуске в Джелтулакский район для живой связи с сельскими Советами и их населенными пунктами двух велосипедов за счет областного финансового отдела и одновременно дать разверстку на право приобретения их ответст-венными работниками за наличный расчет в личное пользование". Видимо, здраво рассудили, что велосипед в эксплуатации практичнее верблюда. В 1936 году поселок стал районным центром. Выписка из протокола №31 от 20.12.35 года заседания Президиума Всероссийского ЦИК: "Слушали: ходатайство Дальне-Восточного крайисполкома о перенесении центра Джелтулакского района Зейской области из селения Джелтулак в селение Тынду. Постановили: перенести центр Джелтулакского района Зейской области Дальне-Восточно-го края из селения Джелтулак в селение Тынду. Настоящее решение опубликовать".
По переписи 1939 года, в поселке было: женщин - 1115, из них неграмотных
- 171, учащихся - 181; мужчин - 3526, неграмотных - 119, учащихся - 210.
В Джелтулакском райпо были цеха мясопродукции, бондарный, мебельно-санный,
пошивочный, сапожная мастерская, кожный и дегтярный заводы. Годовой объем
продукции составлял в ценах тех лет 215 тысяч рублей. В поселке была школа.
Была типография. Был клуб. Но почти не было электричества. Современному человеку трудно представить
себе жизнь без электричества, телевизора с мексиканскими сериалами, а
тогда… До войны только в автопункте "АЯМтранс" была установлена одна электростанция,
мощностью 40 киловатт. Три четверти вырабатываемой энергии шло на собственные
нужды гаража, остальное - на освещение школы, клуба и редакции с типографией.
Позднее, примерно в 1948 году, появились собственные установки в дорожном
участке и райпо, энергии которой хватало, в основном, на пилораму, освещение
конторы и магазина,
|
|
|||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||