Город Тында
Город Тында

Криминал

Душа и Бог

Природа, общество и человек

       

 
 

адрес: г. Тында, ул. Амурская 12, каб. 108

тел. 2-00-47

e-mail: bam@e-mail.ru

Учредитель ОАО "Трест Центробамстрой"

 
     

Шмаковский монастырь

Как невозможно представить Православную Церковь без монашества, так немыслимо говорить об истории и сегодняшнем дне Приморья, умолчав о таком светильнике веры, как Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь неподалеку от железнодорожной станции Шмаковка.
Боговдохновенная мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежала еще в 1862 году Архиепископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову). Основателем монастыря стал иеромонах Алексей (Григорий Афанасьевич Осколков) происходивший из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода. Предприниматели рода Осколковых имели дело в Сибири и конкурировали со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Григория Афанасьевича учредил на Байкале Посольский монастырь. В августе 1895 года отец Алексей прибыл из Камчатской епархии для устроения иноческой обители в диких краях необжитой тайги. Всяческое воздействие в устройстве монастыря о. Алексию оказывал Владыка Камчатской епархии Макарий и генерал-губернатор Приамурского края С.М.Духовской.
Первыми насельниками нового монастыря были иноки с о. Валаама, Устав Свято-Троицкого Николаевского монастыря был взят в точности с Валаамовского и соблюдался с такой же строгостью. Монастырь располагался у подножия и по склону горы Преображенской и ограничивался руслом и долиной реки Уссури.
Храм с 12-ю куполами возвышался над всеми монастырскими постройками и имел форму креста, висящая около 400 человек молящихся. Он был построен в 1899 году из кедрового леса бригадой китайских строителей. В 1903 году, с увеличением числа монашеской братии и богомольцев был построен новый, кирпичный храм на 1000 человек и освящен епископом Евсевием.
Высочайшим Повелением Государя Императора Николая II монастырю был отведен лесной участок для устроения обители. Первая порубка леса была употреблена на постройку часовни в честь Казанской Иконы Божией Матери.
Ближайшими к храму монастырскими постройками были: корпус братских келий, трапезная и дом настоятеля. Среди сооружений были также больница с аптекой, хлебопекарня, мастерские, дом для рабочих, школа, гостиница, кухня.
К югу от основных застроек располагались ближние и дальние скотные дворы, свечной завод, пасека, сад и огород, кладбище.
Третья группа монастырских строений раскинулась вдоль берега протоки р. Уссури и включала: рыбозасольный сарай, где солили, вялили, коптили и хранили рыбу; маслобойню, сушильню для зерна; кузнечно-слесарную мастерскую с двумя большими горнами; баню и прачечную; корейскую и китайскую еранзы, в которых жили работающие в монастыре китайцы и корейцы.
Хозяйство монастыря было весьма обширным и хорошо налаженным. Кроме уже названных служб монастырь имел свой кирпичный завод, паровую мельницу, электростанцию, типографию. Монастырское хозяйство, где каждая мелочь была предусмотрена и разумно использована, своим процветанием обязано одухотворенному труду иноков. Это отличали все помощники монастыря: и светские лица, и люди духовного звания.
Главная же цель насельников монастыря была в заботе о спасении собственной души и ближних своих, на которых монахи имели доброе влияние собственным примером благочестивой и трудовой жизни. Кроме главного своего делания - стяжания Духа Святого - иноки монастыря исключительных местных условий неустроенного края, выступали с делами христианского милосердия и просвещения окружающего населения, которое в первые годы было удалено от школы на 70-80 верст, а от врача и больницы - на 120 верст.
Несмотря на скудность средств, монастырь открыл у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь оказывалась бесплатно, лекарства - за умеренную плату, беднякам - бесплатно.
Летом 1901 года в Приморскую область от Попечительства Вдовствующей императрицы Марии Федоровны о слепых был командирован глазной летучий отряд. Отрядом заведовал врач В.М.Данченко, в работе отряда принимал участие монастырский фельдшер. Всего было принято около 500 больных, сделано 299 операций. Содержание отряда и больных было бесплатным. Через два года, в мае 1903 года в монастыре работал Второй глазной отряд.
В годы Первой Мировой войны 28 послушников из запасных нижних чинов, как и в Русско-Японскую, ушли на фронт. Братия приняли на свое полное иждивение десять инвалидов войны и десять детей - сирот погибших воинов, на учебное время пятнадцать мальчиков - детей раненых солдат. Монастырь регулярно слал в действующую армию мед, белье, хлеб, скот, деньги, духовную литературу.
История Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря - это история края и Православной России, ход которой был вероломно нарушен революционными бунтами 1917 года. С 1922 года начались притеснения со стороны светской власти - участь обители была предрешена.
События Гражданской войны повлекли за собой сожжение Монастырского храма во время боевых действий, и по причине скрывающихся в монастыре белогвардейцев, которых монахи приютили, как и подобает по-христиански. В апреле 1923 года все имущество монастыря было предано в ведение Приморского губернаторского земельного управления. А через год братия вместе с настоятелем архимандритом о. Сергием (Озеровым) оставила монастырь.
С 1939 года на основных землях монастыря размещается военный санаторий.
В год столетия монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 утвердил Указ Св. Синода от 22 февраля 1995 года: "Возобновить монашескую жизнь в Свято - Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии. И снова здесь, как встарь, звонят колокола над монастырской часовней, где с большим трудом обустроена Преображенская Церковь, собирая на богослужение местных жителей и приезжих верующих.
В монастыре несут послушание 9 монахов, 2 из них в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы приняли монашеский постриг, который совершил Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Все они по возрасту не старше 30-ти, но кротость и смирение, с которыми они несут послушание являются убедительным примером местным жителям и приезжим курортникам.
Кроме них в монастыре трудятся несколько послушников из жителей поселка. В разговоре монахи немногословны, как и подобает по монастырскому Уставу, но душевное расположение иноков ко всем посещающим храм покоряет сердца, даже тех, кто зашел мимоходом.
Каждый день иноков наполнен постоянным трудом и молитвами, среди них не слышно криков, споров или ссор между собою, потому что нет злобы, ненависти, зависти, наоборот, во всем видна простота, мир, любовь и тишина. Помимо каждодневного совершения служб братия трудятся на возведении жилищных построек в подворье разрушенного в прошлом монастыря, благоустройство территории часовни ведут посильный ремонт дороги ведущей к храму. Иеромонахи (священники) проводят регулярные встречи и беседы с отдыхающими санатория "Изумрудный".
Богослужения совершаются каждодневно в домовом храме, освященном в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских и в монастырской часовне. По окончании воскресной и праздничной литургии в небольшом храме следует краткая проповедь Слова Божьего к народу, которую проникновенно произносят иеромонахи.
Следует отметить чудесное исполнение монастырского хора, профессионального управляемого настоятелем монастыря архимандритом о. Феофаном. Божественное песнопение разливается под купольным сводом храма, преображая людские сердца и вдохновляя верующих.

Словом и делом Шмаковский монастырь вновь указует нам дорогу и к личному спасению и к возрождению Православной России.

Т.И.Филеткина