Введение или -- начало
   История города Тында
  Администрация
  Прогулка
  Организации торговые и другие
  Масс-медиа
  Культурный и прочий досуг
  Окресности. Район и БАМ
  География
  Архив и разные документы
  Разности
  Другое


Первые годы.

Поселок Тындинский

И первый участок на строящейся трассе АЯМа расположился в 171 километре от станции Ларинск. Это был будущий город. Тында.

Сама Тында была такой:

Моста через реку еще не было, от одного берега к другому ходил паром. На правом берегу, где сейчас стадион "БАМ", стоял выстроенный из досок и горбыля склад Соловьевского (в то время Джалиндо-Урканского) золотопродснаба. Склад служил перевалочной базой для продовольствия и других товаров, здесь хранились одежда и продукты для переправы по рекам на прииски.
Рядом со складом стояла избушка паромщика и сторожа, охранявшего склады. По другую сторону парома был выстроен длинный дом барачного типа, это был интернат.
На левом берегу построек было гораздо больше. Около берега стояла избушка, служившая местом отдыха рабочих-сплавщиков. Семьи этих рабочих жили в Соловьевске (до революции Соловьевские прииски назывались Васильевскими).
Еще стояли две-три избушки для кочевого люда. В 300-400 метрах от берега стоял кооперативный магазин, который назывался "Интегралсоюз". Магазин занимался приемом пушнины, оленьих шкур и другого сырья, взамен снабжая эвенков предметами первой необходимости. Первым завмагом и, одновременно, заготовителем пушнины и сырья, был Колокольников Федор Никитович. По другую сторону автомагистрали, было построено несколько домов, и стояла какая-то экспедиция. Чуть выше "Союзпечати" была выстроена баня, которой пользовались все жители поселка Тындинского.

 

 

Посмотрите на карту, сделанную энтузиастами и хранящуюся в музее истории БАМа (чтобы увидеть в большем формате - кликните по ней).

 

карта поселка Тындинский. 1935 год

 

Важным годом для будущего развития поселка был 1932.

13 апреля 1932 года вышло постановление о начале проектно-изыскательских работ на БАМе. Нужно было провести изыскания и составить проект постройки железной дороги Уруша - Пермское. Село Пермское в том же году было переименовано в город Комсомольск-на-Амуре.

 

Новая железнодорожная магистраль должна была открыть кратчайший путь из Сибири к Тихому океану. Было выбрано место примыкания будущей магистрали к Транссибу. Тогда впервые на карте появилось обозначение БАМ. Писалось оно так: Б. А. М.

Со станции БАМ началось строительство железнодорожного выхода к Тындинскому. Строительство АЯМа росло и ширилось. Люди в Тынду прибывали каждый день. Одни останавливались здесь, другие проезжали дальше - в Алдан (прииск Незаметный). Рабочие нужны были везде: на добыче золота, на плотницких работах, на заготовке леса, дров, пиломатериала.

Условия для них были аховые. Несмотря на продекларированную "планомерность" освоения и переселения, как, возможно всегда в нашей стране, ничего не было готово. Не хватало жилья, не было столовых, не было ни одного гаража. Машины шли круглые сутки, скорость была небольшая, а продпункты находились на расстоянии 150-200 км. Расстояние в 130 км до Соловьевска машина покрывала не менее, чем за 8-10 часов. Шоферам и прибывающим негде было обогреться.

Только в 1932 году построили автовокзал. Жили в этом здании и отвечали за порядок семья Старостиных.

Приблизительно в 1936 году появилась первая торгующая организация - торговый пункт Алданского золотопродснаба. Потом была построена столовая (чайная), работающая круглые сутки. Находилась она примерно на том месте, где располагался минирынок, возле автовокзала.


Вскоре были открыты два магазина. Эти магазины работали круглосуточно для аямовских шоферов. В самом поселке было уже 9 машин.

Верблюдов из этих краев к тому времени выжили. Поэтому основной тягловой силой являлись лошади, которых в 1940 году было 326 голов.

Большим подспорьем в обеспечении школ, больниц, детских учреждений дровами являлся оленный транспорт.

 

Вот любопытная выписка из протокола заседания Джелтулакского РИКа от 2.10.34:

"Постановили: просить облисполком об отпуске в Джелтулакский район для живой связи с сельскими Советами и их населенными пунктами двух велосипедов за счет областного финансового отдела и одновременно дать разверстку на право приобретения их ответст-венными работниками за наличный расчет в личное пользование". Видимо, здраво рассудили, что велосипед в эксплуатации практичнее верблюда. В 1936 году поселок стал районным центром. Выписка из протокола №31 от 20.12.35 года заседания Президиума Всероссийского ЦИК: "Слушали: ходатайство Дальне-Восточного крайисполкома о перенесении центра Джелтулакского района Зейской области из селения Джелтулак в селение Тынду. Постановили: перенести центр Джелтулакского района Зейской области Дальне-Восточного края из селения Джелтулак в селение Тынду. Настоящее решение опубликовать".

 

По переписи 1939 года, в поселке было: женщин - 1115, из них неграмотных - 171, учащихся - 181; мужчин - 3526, неграмотных - 119, учащихся - 210. В Джелтулакском райпо были цеха мясопродукции, бондарный, мебельно-санный, пошивочный, сапожная мастерская, кожный и дегтярный заводы. Годовой объем продукции составлял в ценах тех лет 215 тысяч рублей.


В поселке была школа.

На 15 сентября 1940 года в средней школе поселка Тындинский обучалось 565 человек (в 1931 году - 219).

Была типография.

Был клуб.

Но почти не было электричества. Современному человеку трудно представить себе жизнь без электричества, телевизора с мексиканскими сериалами, а тогда… До войны только в автопункте "АЯМтранс" была установлена одна электростанция, мощностью 40 киловатт. Три четверти вырабатываемой энергии шло на собственные нужды гаража, остальное - на освещение школы, клуба и редакции с типографией. Позднее, примерно в 1948 году, появились собственные установки в дорожном участке и райпо, энергии которой хватало, в основном, на пилораму, освещение конторы и магазина, магазин райпо, возможно не тот, о котором говориться в тексте, но похожкоторые размещались в одном здании. И только в 1949 году автопункт "АЯМтранс" приобрел электроустановки в 60 и 100 киловатт.

8 ноября 1937 года, в честь 20-летия Великой Октябрьской революции, строители направили рапорт И. В. Сталину об окончании строительства линии БАМ-Тында и открытие по ней рабочего движения.

Первый паровоз-трудяга, который потом стал подвозить стройматериалы для дороги, прибыл на станцию Южная по только что уложенному пути. Для того чтобы этого добиться, строители работали в две смены, при свете специально привезенной электростанции.

старый поселок

 

Внимательный и ехидный читатель спросит: "А откуда же появился этот трудяга-паровоз? Прямо по автомобильной дороге и приехал?". Нет, конечно. Тында тесно связано с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью.

Когда-нибудь и до великой магистрали дойдет черед. А то обидно, честное слово! В Москву приезжают иностранные ученые и сидят, закопавшись в архивах ЦК ВЛКСМ. В Тынду ехать не хотят, потому что - страшно. Их так напугали Россией, что эти буржуины даже носа не хотят казать из слегка цивилизованной столицы.

Из Германии мне приходит письмо, в котором ученик восьмого класса просит помочь с материалами по БАМу, так как у них через неделю урок по истории строительства БАМа (в Германии!). А у нас, не только в школе не учат, но и так не знают, что есть БАМ и где это находиться.

Получил "спасибо" от одного господина (российского гражданина), которого направили к нам в коммандировку. Он пишет, что нашел наш сайт, почитал и успокоился. Медведи здесь по улицам не бегают.

Как маленькие, ей Богу!

 

Но, так как рассказ о магистрали еще весь впереди, можете прочитать как зэки БАМ строили.

Но после 1974 года, особенно когда БАМ объявили стройкой Ударной и Всенародной, зэков на БАМе не было. В. Сушевич в интервью газете "БАМ" 20 мая 1994 года так рассказывал: В мае 1975 года в Тынду действительно привезли "спецконтингент". И собирался этот "контингент" строить не БАМ, а дома для милицейских чинов. А благодарить надо за это Амурский обком КПСС, в первую очередь седьмого или восьмого секретаря В. И. Павлова, который не имел права подписи, но кивал на областных полковников и московских генералов: "Надо завести на БАМ "ограниченный контингент". Тындинские комсомольцы отреагировали на это быстро и через неделю были на приеме у министра внутренних дел Щелокова, а там доказали, что з/к на БАМе только дискредитируют стройку и ЦК ВЛКСМ за счет комсомольского призыва может обеспечить БАМ достаточным количеством квалифицированнфх строителей. Щелоков извинился. З/к проработали на БАМе всего 26 дней.

 

До войны, еще школьником, ездил по дороге, соединяющей Тынду с Транссибом И. Д. Гаев. Он вспоминал, что где-то на середине пути по поезду объявляли: "Товарищи пассажиры, кто спешит прибыть на станцию БАМ, просьба принять участие в заготовке дров. Пилы и топоры - к вашим услугам". Пилили дрова и только потом ехели дальше.

Потом началась война. Бамовские рельсы сняли и отправили на строительство Волжской рокады, которая обеспечивала войска в тяжелые дни Сталинградской эпопеи.

Но все же, несмотря на войну, о БАМе помнили. 21 мая 1943 года ГКО принял решение № 3407 в котором говорилось: "Построить железную дорогу от Комсомольска к Советской гавани". Строительство началось сразу же и 15 июня 1945 года рельсы сомкнулись. Второй железнодорожный выход к Тихому океану был проведен.

 

После войны строительство главной ветки БАМа прекратили, было не до того, но поселок Тындинский продолжал жить. Поток машин по АЯМу вскоре вновь стал нарастать. Якутское золото и алмазы шли оттуда. Продовольствие и механизмы шли туда. Тындинский оставался пунктом обслуживания АЯМа. Но была это глухая провинция.


поселок Тындинский со стороны въезда в город