Введение или -- начало
   История города Тында
  Администрация
  Прогулка
  Организации торговые и другие
  Масс-медиа
  Культурный и прочий досуг
  Окресности. Район и БАМ
  География
  Архив и разные документы
  Разности
  Другое


Древняя история Тынды

 

В 1865 году горным инженером Н. П. Аносовым была обнаружена золотоносность речек Джалинда и Янка. С 1868 года уже началась интенсивная разработка месторождений драгоценного металла на территории, относящимся к нынешнему Тындинскому (Джелтулакскому) району. На золотоносные места хлынули массы переселенцев, старателей, золотодобытчиков.

Можно по-разному называть этих людей - авантюристы, пионеры, или, по Н. Гумилеву - пассионарии. Важно не имя, важна суть.

А сутью этих людей был дух неудовлетворенности, бунтарства. Ведь редко обычный "средний" человек, даже по самой большой нужде, двинется в земли, находящиеся за краем обжитого и изведанного. Для такого нужен особый склад характера. Особая жилка, бес в ребре или шило в … э-э-э, в общем, - неусидчивость.

Из таких людей получались пионеры Дикого Запада, исследователи Африки, революционеры. Этот бунтарский дух, это чувство неудовлетворенности, вырывали их из обжитых, покойных и скучных мест, и швыряли туда, где, может быть, неуютно, мерзко, страшно, но… неведомо.

Жажда неведомого усиливалась жаждой золота, и заторопились на север России искатели приключений. К началу века по берегам рек Гилюй и Зея существовало уже около 300 золотых приисков. Вот и удобная долина у большой воды, защищенная от ветров сопками, глянулось старателям как место отдыха и ночлега.

Писменная история Тынды начинается с упоминания в архивных документах зимовья Шкарубы.

Появилось оно на берегу Тында-реки не позднее августа 1918 года. Возле зимовья проходил путь от Большого Невера к ближайшим золотоносным приискам Тимптонского района. Зимой он представлял собой санно-нартовую дорогу, летом -- пешеходно-конную тропу. Это зимовье появилось в удобном для остановки на ночлег месте. За плату у Шкарубы можно было обогреться, поесть, помыться в бане. Кроме хозяина зимовья, в сторожке жили два старика, которые пекли хлеб, заготавливали дрова, сено для лошадей, ловили рыбу. Все вырученные деньги они пропивали у Шкарубы, приехавшего сюда за длинным амурским рублем.

Золото - двигатель освоения

Вообще, в Амурской области находится до 30% всех разведанных запасов золота страны. Золото лежало и россыпью и компактными конгломератами.

До Великой Октябрьской революции и после нее здесь творилось нечто, напоминающее Клондайк времен "Золотой лихорадки". Люди выходили из тайги грязными, вшивыми, вонючими, но с мешком золота. А после месяца-другого кабаков, вновь уходили в тайгу (если не ограбят и не убьют) нищими и в долгах.

 

Собранное золото под надежной охраной доставлялось к Амуру на верблюдах. Сейчас экзотика - "корабль пустыни" у нас, на севере. Несколько лет назад раскинулся на нынешней площади имени 25-летия БАМа зверинец. Был там и верблюд. Жалкое и грустное зрелище - облезлый, все время лежащий на полу своего загона почти без движения с закрытыми глазами и полувысунутым языком. Сдох потом, наверное.

А тогда верблюд здесь был предпочтительнее лошади. Он сильнее, выносливее, лучше переносит холод и неприхотлив. Когда появились автомобильные дороги, верблюды в этих краях исчезли.

Позднее, в тридцатых годах, за старателей уже прочно взялось государство. Принимало золото по твердой цене, выжило независимых скупщиков (объявив, что скупка золота приравнена к государственному преступлению). Но это позднее. А пока…

Молодому Советскому государству и его вождям требовалось золото. Много золота. Поэтому, сразу после окончания гражданской войны на Дальнем Востоке, сюда стали посылаться разведочно-изыскательские партии. И к середине 20-х годов были открыты богатые золотые россыпи на реке Алдан.

До 1926 года Тында, находясь на пересечении путей, ведущих к приискам, была просто перевалочной базой золотодобытчиков. Путями этими служили конно-оленные тропы и реки. В некоторые места можно было попасть только рекой. Потому что даже для верблюда нужна хоть какая-то тропа, просвет в таежной чаще. Все-таки животина здоровая. Например, из Тынды в Нюкжу грузы можно было доставить только плотами.

06.07.25 года было принято постановление ВЦИК и СНК "Об открытии планового переселения в районы Поволжья, Сибири и Дальневосточных областей".

Это было начало, задел планомерного широкомасштабного освоения этих мест. Видимо, вспомнили народные комиссары слова Ломоносова о том, что "Россия будет прирастать Сибирью".

Вскоре началось строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). Эта автомобильная дорога должна была соединить уже работающие и осваивающиеся промышленные районы Якутии с Забайкальской железной дорогой. Эта была единственная приличная дорога, пересекающая район и поселок, которая была хорошо укатана. По остальным дорогам на машинах проехать было нельзя.

Строительство Амуро-Якутской магистрали - своя, отдельная эпопея. АЯМ пришел по следу оленьих нарт и копыт лошадей. АЯМ был безотказным грузопроводом, способствующим досрочному приходу рельсов в Тынду. Именно во время строительства АЯМа обнаружился первый уголь Южной Якутии и окончательно пропали верблюды. Когда-нибудь, может, найдутся свои летописцы и историки, расскажущие и про АЯМ.