![]() |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Золото - двигатель освоения
Вообще, в Амурской области находится до 30% всех разведанных запасов золота страны. Золото лежало и россыпью и компактными конгломератами. До Великой Октябрьской революции и после нее здесь творилось нечто, напоминающее Клондайк времен "Золотой лихорадки". Люди выходили из тайги грязными, вшивыми, вонючими, но с мешком золота. А после месяца-другого кабаков, вновь уходили в тайгу (если не ограбят и не убьют) нищими и в долгах.
Собранное золото под надежной охраной доставлялось к Амуру на верблюдах. Сейчас экзотика - "корабль пустыни" у нас, на севере. Несколько лет назад раскинулся на нынешней площади имени 25-летия БАМа зверинец. Был там и верблюд. Жалкое и грустное зрелище - облезлый, все время лежащий на полу своего загона почти без движения с закрытыми глазами и полувысунутым языком. Сдох потом, наверное. А тогда верблюд здесь был предпочтительнее лошади. Он сильнее, выносливее, лучше переносит холод и неприхотлив. Когда появились автомобильные дороги, верблюды в этих краях исчезли. Позднее, в тридцатых годах, за старателей уже прочно взялось государство. Принимало золото по твердой цене, выжило независимых скупщиков (объявив, что скупка золота приравнена к государственному преступлению). Но это позднее. А пока… Молодому Советскому государству и его вождям требовалось золото. Много золота. Поэтому, сразу после окончания гражданской войны на Дальнем Востоке, сюда стали посылаться разведочно-изыскательские партии. И к середине 20-х годов были открыты богатые золотые россыпи на реке Алдан. До 1926 года Тында, находясь на пересечении путей, ведущих к приискам, была просто перевалочной базой золотодобытчиков. Путями этими служили конно-оленные тропы и реки. В некоторые места можно было попасть только рекой. Потому что даже для верблюда нужна хоть какая-то тропа, просвет в таежной чаще. Все-таки животина здоровая. Например, из Тынды в Нюкжу грузы можно было доставить только плотами. 06.07.25 года было принято постановление ВЦИК и СНК "Об открытии планового переселения в районы Поволжья, Сибири и Дальневосточных областей". Это было начало, задел планомерного широкомасштабного освоения этих мест. Видимо, вспомнили народные комиссары слова Ломоносова о том, что "Россия будет прирастать Сибирью". Вскоре началось строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). Эта автомобильная дорога должна была соединить уже работающие и осваивающиеся промышленные районы Якутии с Забайкальской железной дорогой. Эта была единственная приличная дорога, пересекающая район и поселок, которая была хорошо укатана. По остальным дорогам на машинах проехать было нельзя. Строительство Амуро-Якутской магистрали - своя, отдельная эпопея. АЯМ пришел по следу оленьих нарт и копыт лошадей. АЯМ был безотказным грузопроводом, способствующим досрочному приходу рельсов в Тынду. Именно во время строительства АЯМа обнаружился первый уголь Южной Якутии и окончательно пропали верблюды. Когда-нибудь, может, найдутся свои летописцы и историки, расскажущие и про АЯМ. |
|
|||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||