ГОРОДСКАЯ ИСТОРИЯ
начало века - годы 70-е
70-е - 85 годы
с 85-го и до сих пор
чего нет в городе
история здравоохранения
зэки, которые строили БАМ
знаменитости, которые здесь бывали
РАЗНОЕ
ГЕОГРАФИЯ
 

Золото - двигатель освоения

 

Вообще, в Амурской области находится до 30% всех разведанных запасов золота страны. Золото лежало и россыпью и компактными конгломератами.

До Великой Октябрьской революции и после нее здесь творилось нечто, напоминающее Клондайк времен "Золотой лихорадки". Люди выходили из тайги грязными, вшивыми, вонючими, но с мешком золота. А после месяца-другого кабаков, вновь уходили в тайгу (если не ограбят и не убьют) нищими и в долгах.

 

Собранное золото под надежной охраной доставлялось к Амуру на верблюдах. Сейчас экзотика - "корабль пустыни" у нас, на севере. Несколько лет назад раскинулся на нынешней площади имени 25-летия БАМа зверинец. Был там и верблюд. Жалкое и грустное зрелище - облезлый, все время лежащий на полу своего загона почти без движения с закрытыми глазами и полувысунутым языком. Сдох потом, наверное.

А тогда верблюд здесь был предпочтительнее лошади. Он сильнее, выносливее, лучше переносит холод и неприхотлив. Когда появились автомобильные дороги, верблюды в этих краях исчезли.

Позднее, в тридцатых годах, за старателей уже прочно взялось государство. Принимало золото по твердой цене, выжило независимых скупщиков (объявив, что скупка золота приравнена к государственному преступлению). Но это позднее. А пока…

Молодому Советскому государству и его вождям требовалось золото. Много золота. Поэтому, сразу после окончания гражданской войны на Дальнем Востоке, сюда стали посылаться разведочно-изыскательские партии. И к середине 20-х годов были открыты богатые золотые россыпи на реке Алдан.

До 1926 года Тында, находясь на пересечении путей, ведущих к приискам, была просто перевалочной базой золотодобытчиков. Путями этими служили конно-оленные тропы и реки. В некоторые места можно было попасть только рекой. Потому что даже для верблюда нужна хоть какая-то тропа, просвет в таежной чаще. Все-таки животина здоровая. Например, из Тынды в Нюкжу грузы можно было доставить только плотами.

06.07.25 года было принято постановление ВЦИК и СНК "Об открытии планового переселения в районы Поволжья, Сибири и Дальневосточных областей".

Это было начало, задел планомерного широкомасштабного освоения этих мест. Видимо, вспомнили народные комиссары слова Ломоносова о том, что "Россия будет прирастать Сибирью".

Вскоре началось строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). Эта автомобильная дорога должна была соединить уже работающие и осваивающиеся промышленные районы Якутии с Забайкальской железной дорогой. Эта была единственная приличная дорога, пересекающая район и поселок, которая была хорошо укатана. По остальным дорогам на машинах проехать было нельзя.

Строительство Амуро-Якутской магистрали - своя, отдельная эпопея. АЯМ пришел по следу оленьих нарт и копыт лошадей. АЯМ был безотказным грузопроводом, способствующим досрочному приходу рельсов в Тынду. Именно во время строительства АЯМа обнаружился первый уголь Южной Якутии и окончательно пропали верблюды. Когда-нибудь, может, найдутся свои летописцы и историки, расскажущие и про АЯМ.

АДМИНИСТРАЦИЯ
АРХИВ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
МАСС-МЕДИА
ФИРМЫ
ОКРЕСТНОСТИ
ПРОГУЛКА
ДРУГИЕ РЕСУРСЫ
 
 
 
 
 
     
ГОРОДСКАЯ ИСТОРИЯ
ОКРЕСТНОСТИ
НАЧАЛО И РАСЦВЕТ
ТО, ЧТО НЕ СБЫЛОСЬ
РАЗНОЕ
ГЕОГРАФИЯ