Введение или -- начало
   История города Тында
  Администрация
  Прогулка
  Организации торговые и другие
  Масс-медиа
  Культурный и прочий досуг
  Окресности. Район и БАМ
  География
  Архив и разные документы
  Разности
  Другое


Город

 

А потом вновь стали строить БАМ. Тында стала меняться.


палатки строителей

Январь 1972 года. На восточной окраине поселка появились первые строители, из только что сформированного в то время, управления "Бамстройпуть". Они положили начало будущей столице БАМа.

14 сентября. Коллектив ГОРЕМ-28 управления БАМстройпуть уложил первое звено от нулевого километра на линии БАМ - Тында - Беркакит. Это строительное подразделение было сформировано 26 июня 1941 года по решению Наркомата обороны. Перед ним стояла задача: возводить заграждения на подступах к Москве, прокладывать "Дорогу жизни" по Ладоге к Ленинграду, восстанавливать от бомбёжек противника железную дорогу к сражающемуся Сталинграду.

И стал расти поселок не только вширь, но и ввысь.

стройка идет полным ходом. Панельная

Первые пятиэтажные, а затем - девятиэтажные дома, возводившиеся действительно ударными темпами. Знаменитая бригада Гусева возводила дом от нуля за месяц.

Идешь утром по морозцу, торопишься, смотришь - в яме, мимо которой ты давно уже бегаешь - люди копошатся. А на следующее утро глядь, забор на этом месте. Новый, высокий и без дырок. Ну, забор и забор. Только за забором шум, стук, дым валит. А через неделю из-за забора уже стены выперли. А еще через пару недель забор сносят, и на его месте стоит новый почти готовый дом.

Так и стояли дома девятиэтажные среди "частного сектора".


среди частных домов затерялося, да высокое зданье мое

 

Сейчас-то все совсем наоборот выглядит.

Старое и новое. Нового больше :-)

 


Сборно-щитовые бараки, которые должны бы были быть временным жильем, ставились из готовых щитов вообще за двое-трое суток. Увы, эти "временные" дома стали для многих постоянными. При всем объеме строительства капитального жилья, благоустроенных квартир всем не хватало. Поэтому благоустраивались сами. Подпольно "врезались" в теплотрассы - в доме появлялись краны с горячей водой, ванны, устраивали даже теплые туалеты.

 

Ставили "вагончики". Иногда это были действительно настоящие вагоны, освобожденные от внутренних перегородок. А к ним пристраивались веранды, кладовки, сарайчики. Сверху обшивались досками.

Умельцы ставили "самострой", - дома, собранные из материала почти подручного: списанные шпалы, доски, блоки от щитовых домов.

 

Приказом Министра транспортного строительства СССР №189 от 29 августа 1974 года для оперативного управления строительством БАМа Министерство Транспортного строительства СССР приняло решение создать Главное управление по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В состав управления передали из "Главжелдорстроя Урала и Сибири" два управления: "Ангарстрой" и "Бамстройпуть". Начальником Главбамстроя, заместителем министра транспортного строительства СССР назначен кандидат технических наук, заслуженный строитель РСФСР К. В. Мохортов, первым заместителем - В. Ф. Сакун, главный инженер - И. С. Рязанов. В декабре 1975 года Главбамстрой переехал в Тынду. К концу года на трассе работало уже около 40 строительных подразделений, в которых было занято более 10 000 человек.

Вначале большинство населения жило во "времянках". Так называли сборно-щитовые домики, временное жилье. Собирались они быстро и, как надеялись, должны были служить жильем очень короткое время. Хотя стоят до сих пор, и до сих пор живут в них люди. Кроме "сборно-щелевых", очень популярны были "бочки".


Это не цистерны и не баки для воды, как можно подумать. В таких бочках были жилые помещения, склады, магазины. Бочки были настолько популярны, что "Бочкой" называли наш центральный универмаг, затем рынок (недавно сгоревший), переехавший в капитальное трехэтажное здание.

 

Над Тындой взяли шефство москвичи. С 1974 года началось строительство пятиэтажных домов "старой шимановской серии".

первые пятиэтажные дома

30 июля 1975 годы шефская организация Главмостстроя приступила к строительству первых девятиэтажных домов. Первый девятиэтажный дом возвели за месяц и десять дней, начиная от закладки фундамента до сдачи. То начинался период размаха строительства и города, и БАМа. Дома сдавались под жилье за 1,5-2 месяца от момента закладки фундамента.
девятиэтажки Причем, дома девятиэтажные, по 3-5 двухподъездных корпуса. Через два года Красная Пресня уже выглядела как в большом "настоящем" городе. Именно эти девятиэтажки так любили показывать в программе "Время", когда рассказывали о Тынде. Кстати, знаете, почему нашу главную улицу так назвали?

 

Вот она во времена строительства:

Строится Красная Пресня.

 

Строится Красная Пресня.

Строительство шло невзирая на погоду и время года. Рядом с построенным год-два назад домом опять рылся новый котолван, бегали по квартирам, советуя не походить к окнам ибо щас начнутся взрывные работы, и... Через несколько месяцев меся грязь и расталкивая строительный мусор подъезжали машины с новоселами.

 

Шефы - москвичи старались на славу. Город хотели сделать "филиалом" Москвы. Например, уже 8 февраля впервые перед строителями БАМа в Тынде выступили артисты МХАТа. Большие люди думали проблемы большого БАМа.

Стараясь не повторять ошибок и не наделать новых, решили подойти строго с научной точки зрения. Особенно богат был на подобные события сентябрь.
8 сентября при президиуме АН СССР создан "Научный совет по проблемам Байкало-Амурской магистрали" для координации научных исследований, проводимых учреждениями АН СССР по строительству магистрали и освоению прилегающих к ней территорий.
15 сентября в Благовещенске состоялась научная конференция по проблемам адаптации человека в районах строительства БАМа. Ученые обсудили результаты исследований, определили программу дальнейшего научного поиска. Разработаны рекомендации по охране здоровья людей, строящих магистраль.
17 сентября. В Чите начала работу Первая всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам хозяйственно-го освоения зоны БАМа. Вторая прошла через два года в Благовещенске.

Вот. Люди думали, старались правильно определить будущую жизнь будущих работников БАМа. Сколько диссертаций написали. Сколько ученых сделало себе имя. Где они сейчас? Почему о БАМе не пекутся?

 

 

К тридцатилетию Победы, на пять месяцев раньше срока, началось рабочее движение поездов на линии Бам - Тында. Строительство магистрали стало разворачиваться одновременно в трёх направлениях - западном, восточном и северном. В начале ноября из Тынды стали тянуть ветку на Беркакит. Поближе к Якутскому углю.

 

Да, еще одно, даю ближе к официальному тексту:

24 сентября. Из Москвы на БАМ отправился агитпоезд "Комсомольская правда". На его борту агитационно-пропагандистская группа, которая все годы будет обслуживать стройку, помогая комсомольским и профсоюзным организациям строителей. В четыре часа дня на Московском вагоноремонтном заводе имени Войтовича состоялся массовый митинг, посвященный отправке агитпоезда на стройку. Именно на том заводе (тогда он назывался Главные вагонные мастерские Московско-Курской железной дороги) 57 лет назад, в августе 1918 года, был сформирован первый агитэшелон, названный именем Ленина. Агитпоезд "Комсомольская правда" сразу стал боевым комсомольским центром массово-политической и воспитательной работы среди молодых строителей и жителей поселков, примыкающих к трассе.

Это тот самый поезд, на котором катался по БАМу тот самый Михаил Задорнов. Тот самый, который, якобы, комсомольцем не был. Тот самый писатель, который обидел всех бамовцев фразой: "БАМ строили с одной стороны зэки, с другой - военные. А когда они встретились - комсомол отпраздновал победу". Оказывается, ему особенно нравилось изучать комсомольцев БАМа и Тынды, "где у них гнездо".

Студент режимного вуза - не был комсомольцем?!

Но, тогда как он попал в комсомольский агитпоезд? Не говоря уж об элитном вузе.

По воспоминаниям работников штаба ЦК ВЛКСМ, он постоянно просил, чтобы работники штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе собирали и отправляли в Московский горком комсомола отклики трудовых коллективов и отдельных бамовцев. Это было нужно для получения премии Ленинского комсомола.

И ведь получили.

 

В конце 1974 года приехала первая международная делегация - из Монголии. Привезли в подарок десять тысяч полушубков. Тех самых бамовских дубленок, за которыми потом охотились все знаменитости, посещавшие Тынду.

В 1974 году доля прибывших на БАМ по общественному призыву была 47,7% от общего числа работающих. В комсомольско-молодежных СМП ## 266 (Звездный), 544 и 567 (Тындинский), 571 (Улькан), 573 (п. Комсомольский) 576, 577, 578, 585, 608, доля молодежи, прибывшей по призыву, составила до 80%. Штабом ЦК ВЛКСМ на БАМе поднят вопрос о качестве призывников, в результате чего качественный состав призываемых непосредственно на Всесоюзную Ударную резко улучшился. Да, тогда за право отправки на БАМ боролись не из-за денег, тогда работать на БАМе было престижно.

 

И, все-таки, опять про зэков.

Зэки БАМ во времена всесоюзного призыва не строили. Был тут "ограниченный контингент". Строили дома для миллицейского начальства. Тогда к высокому начальству пошли молодые и горячие и объяснили, что БАМ есть стройка комсомольско-молодежная, и не место здесь разным деклассированным элементам. Начальство (на уровне министра МВД) извинилось и более "социальноблизких граждан" не присылало.