ДОРОГА В НИКУДА? ДОРОГА В БУДУЩЕЕ

Это событие Россия почти не заметила. Обошлась несколькими короткими сообщениями по радио, телевидению и в нескольких газетах. Правда, премьер-министр Сергей Степашин прислал поздравление. А иначе совсем бы конфуз мог выйти.
А ведь четверть века назад и потом на протяжении пятнадцати лет даже не ежедневно, а чуть ли не ежечасно об этом вещал эфир и с газетных полос кричали аншлаги: "БАМ - стройка века!". И это была правда. Мир ничего подобного до этого не знал. Магистраль, кроме своего стратегического значения, должна была пройти там, где таилась треть земных богатств тогдашнего Союза. И вот заканчивается век, и в своих вечных муках встретила свой первый полный юбилей Байкало-Амурская железная дорога.
Два специальных поезда с востока и запада в один и тот же день отправились по БАМу навстречу друг другу, чтобы встретиться в столице магистрали Тынде.
Ехали в вагонах руководители МПС, главы администраций городов и поселков зоны БАМа, двух - и трехзвездные генералы, бригады артистов, журналисты, музыканты военных оркестров. И очень мало было среди пассажиров простых работяг, чьими руками в основном и была построена дорога. Не приехали бывшие бамовцы с Украины, из Молдовы, Таджикистана. Это уже суверенные иностранные государства. А там кое-кому даже вспоминать не хочется, что в северных пределах России когда-то вместе строили легендарный БАМ.
25 лет назад 3 ноября трудящиеся Верхнебуреинского района с большой теплотой и радушием встретили посланцев Украинской ССР - передовой отряд "Донбасс" специализированного строительно-монтажного поезда "Укрстрой", прибывший на станцию Ургал Байкало-Амурской магистрали.
"Тихоокеанская звезда", 5 ноября 1974 г.
А четыре дня спустя был заложен будущий поселок железнодорожников Новый Ургал.
"...Да, им, первым посланцам Украины, на строительстве Байкало-Амурской магистрали будут завидовать. Это на их глазах, их руками вершится сама история".
"Тихоокеанская звезда" 30 ноября 1974 г.
Кажется, на исходе того же года у журналистов родилась очень оригинальная и оказавшаяся впоследствии чрезвычайно плодотворной идея: силами шести газет - "Восточно-Сибирской правды", "Правды Бурятии", "Забайкальского рабочего", "Тихоокеанской звезды", "Социалистической Якутии" и "Амурской правды" делать специальные выпуски объединенных номеров "От Байкала до Амура мы проложим магистраль".


Сегодня
О БАМе мы писали много, писали вдохновенно, и ни у кого тогда не было и тени сомнения в том, что здесь вершится дело эпохального значения. Но сегодня на станциях, где останавливался наш поезд, мы видели, как тяжело живет магистраль. От Комсомольска до Тынды и обратно курсирует только одна пара пассажирских поездов. Да и то с сокращенными составами. Грузовое движение не может обеспечить рентабельность дороге.
В Березовке глава местной администрации Лидия Гуровцева рассказала, что численность населения поселка в последние годы сократилась почти вдвое. Бывшие бамовцы, когда-то приехавшие сюда из Новосибирской области строить станцию Постышево, стараются во что бы то ни стало уехать. Люди пробавляются рыбалкой, улов сбывают по дешевке заезжим перекупщикам.
Некогда знаменитый Средне-Амгуньский леспромхоз, особенно развернувшийся со строительством БАМа, сегодня уже не может свести концы с концами, здешняя лесотехническая школа, прежде готовившая специалистов для предприятий Хабаровского края, Республики Саха (Якутия), Сахалинской области, практически закрыта.
Удалось встретиться здесь с Иваном Николаевичем Шабановым, известным в свое время бригадиром лесозаготовителей. Это о нем, его жене Марии Васильевне и их шестерых детях был снят документальный фильм "Иван да Марья", который посмотрели по телевидению миллионы соотечественников. Сотни и сотни писем получили тогда Иван Николаевич и Мария Васильевна. А что же сегодня? Старшая дочь уехала в Израиль на постоянное жительство, сын живет в Находке. А он, Иван Николаевич Шабанов, лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов Трудовой Славы, вышедший на пенсию, не может как следует подготовить свою квартиру к зиме: в местной администрации ему отвечают, что, мол, нет специалистов и средств на ремонт жилья.
Заместитель министра путей сообщения Николай Кошман на митингах зачитывал поздравление премьер-министра правительства России Сергея Степашина. Есть там и такие слова: "Сегодня роль БАМа в осуществлении жизненно необходимых стране реформ существенно возрастает. Правительством Российской Федерации в последние годы приняты решения, направленные на развитие регионов БАМа, содействие включению в экономический оборот государственных средств, вложенных в магистраль".
Что ж, как говорится, главе правительства виднее. А только вспоминаются другие слова. Когда бамовцы обратились к руководству государства с просьбой о нормальном финансировании стройки, то получили обескураживающий ответ: "А зачем он нужен, БАМ, отрыжка брежневских времен". Тогда-то и появилась горькая фраза: "Дорога в никуда". И еще ехиднее: "БАМкротство".


20 лет назад
17 июля 1979 года вышел десятый объединенный номер газет "От Байкала до Амура мы проложим магистраль".
"В тяжелых таежных условиях, в почти необжитой местности многотысячный отряд бамовцев проделал поистине гигантскую работу. Весь мир облетели названия первых станций - Тында, Лена, Таюра, Ургал.
Открыто постоянное пассажирское движение поездов Москва - Тында".
"Тихоокеанская звезда", 17 июля 1979 г.


Но вскоре появляются тревожные нотки. Главный инженер ГлавБАМстроя Игорь Розанов в те же дни писал, что внимание к строительству магистрали со стороны государства постепенно ослабевает. Появляются проблемы, которые в срочном порядке нужно решать на уровне правительства. Средства массовой информации начинают бить тревогу.


Сегодня
Магистраль "родила" сорок четыре станции на протяжении трех с лишним тысяч километров, вокруг которых быстрыми темпами стала развиваться экономическая зона.
Когда-то в зоне БАМа проживало более миллиона человек. Они отдали магистрали не просто силы, а лучшие и, как они считают, счастливые свои годы. Теперь здесь их осталось около 600 тысяч. Уехали многие украинцы, молдаване, таджики. А оставшиеся оказались обманутыми и поистине обездоленными людьми. Только открытая безработица достигает здесь 30 процентов. И как бы ни уговаривали журналистов руководители МПС "не шельмовать" БАМ, нельзя не признать, что на магистрали сегодня беда большая, чем во всей России. Потому что некуда БАМу деться.
Но стройка подняла на гордую высоту людей цельных и сильных. Бамовцев не надо спрашивать, кто такие Иван Варшавский, Владимир Коновал, Александр Бондарь, Александр Шанцев. Они остались в памяти людей, в книгах и песнях.
Еще в Комсомольске у вагона неожиданно встретил давнего знакомого, о котором писал много лет назад. Тогда на БАМе молодой капитан, командир роты железнодорожных войск Александр Шанцев стал Героем Социалистического Труда. Редкий случай. Кстати, час спустя после вручения ему Звезды он получил и погоны майора. Теперь полковник Александр Александрович Шанцев - заместитель начальника офицерских курсов Ленинградской военной академии, которую он окончил много лет назад.
А в Новом Ургале во время митинга к трибуне, на которой среди "высоких гостей" стоял и Шанцев, рванулся худощавый мужчина: "Саня!" Это была на редкость трогательная встреча. Николай Гуменюк, который приехал в составе стройотряда "Донбасс" да так и остался в Новом Ургале, рассказал, вспоминая:
- Я работал бурильщиком в роте Шанцева. Когда пришло известие, что ему присвоили Героя, он в двигателе копался - руки по локти в мазуте. Давай обниматься: он всех перепачкал мазутом, а мы хохотали, от радости одурели. Ведь это был первый Герой - офицер на БАМе.
- Я на БАМе отслужил ровно десять лет, почти день в день. И за эти годы я сохранил всех своих солдат, всех домой отправлял здоровыми и невредимыми, - рассказал Александр Александрович. - И технику моя рота всю сберегла. Некоторые экскаваторы "Като" и до сих пор работают. Конечно, не во всех подразделениях было такое отношение к людям и технике. Но в нашей роте всегда был строжайший порядок.
15 лет назад
1 августа 1984 года вышел двадцатый объединенный выпуск "От Байкала до Амура мы проложим магистраль".
"Стыковка рельсов магистрали и открытие по ней сквозного движения поездов - отнюдь не завершение, а лишь один из крупных этапов строительства. Дел на последующие годы остается очень много: только на сооружении бамовских объектов необходимо выполнить свыше 40 процентов работ от всей сметной стоимости магистрали", - сказал заместитель начальника ГлавБАМстроя Е.В. Басин.
"Тихоокеанская звезда", 1 августа 1984 года.


Сегодня
Но вскоре строительство магистрали застопорилось. Вместо тринадцати намечавшихся промышленных комплексов на БАМе создан был только один - Нерюнгринский. И хотя природные ископаемые вдоль магистрали залегают у самой поверхности, было даже предложение вовсе отказаться от БАМа. Но, кажется, все начинает поворачиваться к лучшему. В июне Государственная дума приняла во втором чтении закон "Об особой экономической зоне БАМа". И вот уже на Чинейское месторождение титано-ванадиевых и медно-платиновых руд железнодорожники прокладывают ветку длиной 68 километров, и к концу года она дойдет до месторождений, которые лежат буквально на поверхности и не нуждаются в обогащении. Есть в зоне БАМа и Эльгинское месторождение коксующихся и энергетических углей. Это крупнейшее в мире месторождение с разведанными запасами в два миллиарда тонн. На прошлой неделе было утверждено технико-экономическое обоснование его разработки. Ветку длиной 381 километр на север от трассы БАМа будут вскоре строить воины-железнодорожники, имеющие богатый опыт работы в этих сложных условиях.
А начальник Дальневосточной железной дороги Александр Стрельник во время одной из пресс-конференций "на колесах" сказал, что разработки и этих, и других месторождений полезных ископаемых на БАМе, ведущиеся при активном участии ДВЖД и всего министерства, позволят создать новые рабочие места и загрузить дорогу. Ведь только Эльгинское месторождение будет давать ежегодно 15 миллионов тонн угля на экспорт и внутренним потребителям.
Многое здесь сегодня вышло не так, как мечталось двадцать пять, двадцать и даже пятнадцать лет назад. Но едва ли справедливы и слова, что это "дорога в никуда".

Леонид ГАПИЧ.