СТЕНОГРАММА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ   

14 апреля 1999 года
Дневное заседание

Материалы предоставлены группой оперативной информации пресс-службы Государственной Думы РФ

Материалы подготовлены Информационно- аналитическим отделом "АКДИ Экономика и жизнь"

     Председательствующий. Уважаемые депутаты, прошу пройти в зал заседаний.
     Группа электронного голосования, включите режим регистрации депутатов.
     Кто без карточки, прошу зарегистрироваться в секретариате.
     Покажите результаты.

Результаты регистрации (12 час. 35 мин. 54 сек.)
Присутствует 396 чел. 88,0%
Отсутствует 54 чел. 12,0%
Всего депутатов 450 чел.
Кворум есть 

     Можем продолжать нашу работу.
   *****
     Пошли дальше. Пункт 8, проект федерального закона "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".
     Сергей Николаевич Бабурин, мы не успели в пятницу этот вопрос завершить.
     Пожалуйста.

     Бабурин С.Н. Уважаемые коллеги, доклад и содоклад были сделаны, были открыты прения. И коллеги, наверное, хотели бы высказаться, чтобы подвести итоги. Я единственное просил бы: здесь у нас есть представители Совета Федерации - Вишняков В.Г. может быть, еще кто-то, - они тоже просили слово предоставить.

     Председательствующий. Подождите секундочку. У нас тогда, Сергей Николаевич, все желающие выступили, да?

     Бабурин С.Н. Нет.

     Председательствующий. Нет? Я не помню, был ли у нас список записавшихся?
     Коллеги, кто хотел бы выступить по этому законопроекту, прошу записаться.
     Подождите. (Выкрики из зала.) Нет, говорят, не все. Сейчас пока запишитесь на выступления по этому проекту закона, потому что закон первого чтения.

     Из зала. По ведению!

     Председательствующий. По этому вопросу?

     Из зала. По ведению!

     Председательствующий. Ну, подождите, идет обсуждение закона, Владимир Сергеевич...

     Из зала. Какого?

     Председательствующий. По БАМу.

     Из зала. По повестке дня! (Шум в зале.)

     Председательствующий. Коллеги, ну, раз мы начали... Мы вообще должны бы его самым первым обсуждать.

     Из зала. Нужно соблюдать Регламент!

     Председательствующий. Пожалуйста, депутат Никифоров.
     Я вам дам слово по ведению, Владимир Сергеевич.

     Никифоров С.М., фракция "ЯБЛОКО".
     Я уже могу говорить?

     Председательствующий. Владимир Сергеевич просто отсутствовал. Нет 7-го пункта повестки дня, какие могут быть претензии-то, не пойму?
     Пожалуйста, депутат Никифоров Сергей Михайлович.

     Никифоров С.М. Я по закону о свободной экономической зоне, по Байкало-Амурской магистрали.

     Председательствующий. Да, да, да.

     Никифоров С.М. Это чрезвычайно важная проблема - экономическое оживление в том регионе. Но посмотрите, что написано в этом законопроекте. Просто попытайтесь себе представить: территория Российской Федерации - 17 миллионов квадратных километров. На площади в полтора миллиона квадратных километров предполагается сделать свободную экономическую зону! Причем это не анклав какой-нибудь, как, скажем, Калининградская область, или то, что мы обсуждали, - Магаданская область, которая тоже не имеет сообщения с территорией страны. По существу, создается коридор, свободный таможенный коридор. Это будет зона, через которую... Нетрудно представить, какие там будут колоссальные потери.
     По сути дела, те льготы, которые вводятся в таможенном законодательстве, по валютному регулированию, будут распространены на всю страну. То есть потери, которые будет нести бюджет от этих вот норм, - совершенно беспредельны.
     Кроме того, само по себе администрирование. Посмотрите, как там делается: администрация зоны - вне регионов. Создается, по существу, неконституционный орган власти - администрация свободной экономической зоны, которая будет возглавляться Министерством путей сообщения и которая будет выше всех конституционных органов власти на территории.
     Поэтому невозможно создавать свободную экономическую зону "на всякий случай", в надежде, что, глядишь, там как-нибудь само что-нибудь вырастет.
     Заниматься вопросами экономического развития нужно путем создания конкретных, очень ясных и локальных экономических проектов, и тогда можно говорить о предоставлении экономических льгот для этих проектов. Но создавать экономическую зону на 1/10 территории страны - это, ну, просто нелепость.

     Председательствующий. Ясно.
     Депутат Тихонов Владимир Ильич. Камышинский - по карточке Тихонова, да?
     Пожалуйста.

     Камышинский Н.А. Уважаемые коллеги, я несколько не согласен с моим коллегой Никифоровым Сергеем Михайловичем только по той причине, что сам был в первых рядах тех студентов или, точнее, инженеров, которые ехали на БАМ в 1976 году. И вот что сегодня осталось от той экономической зоны, которая перспективна для Российской Федерации и к которой были подходы неоднократно, поскольку она нужна именно для России, а в свое время - для Советского Союза: сегодня эта зона приносит Дальневосточной железной дороге 4 миллиарда рублей убытков. Там живет несколько десятков тысяч граждан, которые не имеют возможности выехать и не имеют работы.
     Поэтому, если есть какие-то коллизии, о которых сейчас говорил коллега Никифоров, - давайте мы их рассмотрим. Но в принципе законопроект нужно поддержать. Об этом просят бамовцы, которые в этом году отмечают 25-летие стройки. И я думаю, что с экономической точки зрения этот закон поможет России в подъеме экономики.

     Председательствующий. Депутат Найчукова Светлана Ивановна.

     Найчукова С.И., Аграрная депутатская группа.
     Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я очень много работала именно с бурятским участком БАМа и знаю, как живут там сегодня люди. Много было принято разных программ, но ни одна из них не выполнена только по одной простой причине: не было законодательных основ их реализации.
     С принятием данного законопроекта появляются реальные возможности привлечения инвестиций и возрождения промышленности и социальной сферы районов БАМа. А вокруг Байкала можно создать сибирское "Золотое кольцо" санаториев, центров туризма, культуры и отдыха.
     Принятие этого закона позволит реально воплотить завет великого Михаила Ломоносова: могущество российское будет прирастать Сибирью, российским Дальним Востоком. Он даст надежду населению регионов БАМа, нашим избирателям, на приличную жизнь. И если будут у кого-то какие-то поправки, то можно будет это отрегулировать ко второму чтению.
     Спасибо.

     Председательствующий. Пузановский Адриан Георгиевич, пожалуйста. (Шум в зале.) Олег Викторович... Я прошу депутатов присесть.

     Пузановский А.Г., Аграрная депутатская группа.
     Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Государственная Дума имеет вполне определенную законотворческую концепцию развития свободных экономических зон в России. Она нашла отражение в базовом законе о свободных экономических зонах, который сейчас находится в стадии согласительных процедур по преодолению вето Президента, он в работе.
     У нас действует закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Мы с вами довели до Президента закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Но во всех этих случаях имеем дело с принципиальным положением - это территориальный аспект свободной экономической зоны. Так, как он разрешен в данном законопроекте, представляется неприемлемым. Вот почему, разделяя важность создания свободных экономических зон на Дальнем Востоке, в том числе и в транспортном коридоре БАМа, Комитет по экономической политике считает необходимым проголосовать данный закон в первом чтении с тремя концептуальными положениями. Позвольте их сформулировать.

     Председательствующий. Извините, пожалуйста. Если это концептуальные поправки, Адриан Георгиевич, как же мы можем с голоса их голосовать?

     Пузановский А.Г. Геннадий Николаевич, отвечаю.
     Если они будут приняты, запротоколированы, они найдут отражение при подготовке ко второму чтению. Мы видим такую возможность решения вопроса.
     Поэтому мне важно заявить, что нужно учесть.
     Первое. Это должен быть закон о системе свободных экономических зон в транспортном коридоре БАМа. То есть речь должна идти о системе локальных свободных экономических зон, связанных с БАМом.
     Второе. Необходимо прописать особый режим транспортных грузов по БАМу, особенно в отношении трафика, транспортного трафика.
     И третье. Система управления, которая предлагается, некорректна, она должна быть прописана по-новому - как управление комплексом свободных экономических зон в транспортном коридоре БАМа. С учетом этого законопроект может быть поддержан в первом чтении.

     Председательствующий. Депутат Мартынов. Пожалуйста, Александр Гаврилович.

     Мартынов А.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я бы не хотел касаться истории, но невольно один из депутатов коснулся своего участия в строительстве БАМа. У нас должна быть какая-то ответственность перед теми, кто вложил туда и силы, и средства. (Мой отец, например, строил эту дорогу с 33-го по 39-й год в "БАМлаге", когда начала строиться эта дорога. Это относительно памяти.) Ответственность и за то, что мы вывезли туда людей и бросили на произвол судьбы...
     Коснемся развития свободных экономических зон в мире. Во всем мире экономические зоны развиваются по тому сценарию, который сложился на БАМе.
     Определяется регион будущей экономической зоны, проводятся коммуникации, транспортные магистрали, и после этого создаются льготные условия для капиталовложений в эту зону. БАМ является такой зоной уже сегодня. И надо считать не только затраты, которые мы вложим сейчас, но всегда надо считать ту прибыль, которую он даст в будущем для нашего государства.
     Я думаю, что надо закон проголосовать. 26-го и 27-го в Иркутске будут парламентские слушания по свободной экономической зоне БАМа, и, наверное, мы привезем дельные предложения ко второму чтению.

     Председательствующий. Депутат Турусин Анатолий Афанасьевич, пожалуйста.

     Турусин А.А., Аграрная депутатская группа.
     Уважаемые коллеги, действительно, в принципе закон нужен, но давайте посмотрим. Законопроект предусматривает неконституционную управленческую структуру (статья 5) над частью субъектов Федерации, входящих в этот регион. И это является концепцией, о чем уже здесь ранее коллеги говорили.
     Действительно, 27 апреля будут проходить парламентские слушания в городе Иркутске. После этого можно было бы учесть все концептуальные замечания и проголосовать.
     Почему это я говорю? Мы с вами работали очень долгое время над законом о Байкале. Точно такая же структура была заложена в этом законопроекте. И мы с вами имели несколько вето. Если мы примем законопроект в этом варианте, то мы с вами как раз споткнемся, получив вето Президента. Поэтому я все-таки призываю проголосовать с учетом всех этих замечаний.

     Председательствующий. То есть против? Или отложить? Я не понял, Анатолий Афанасьевич, будьте добры.

     Турусин А.А. Я предлагаю отложить.

     Председательствующий. Отложить. Ясно.
     Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста.

     Вишняков В.Г. Ну, до вето Президента еще надо дожить. А вот сейчас, я думаю, есть еще время поработать. Я думаю, в первом чтении он может быть принят. Но есть и серьезные замечания. Прежде всего по названию: "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". А вот когда дается определение зоны БАМа, уже дается определение территориального пространства, состоящего из отдельно расположенных ограниченных участков территории Российской Федерации.
     Известно три определения территорий. Территория как часть территории государства. Территория как сфера деятельности хозяйственных субъектов. И территория как среда обитания. Вот это нужно четко отграничивать, с тем чтобы дать более четкое определение самой Зоны БАМ.
     Что такое наблюдательный совет Зоны БАМ? Это какой-то орган, который, в общем-то, непонятно как по своему статусу должен координировать свою деятельность с администрацией Зоны БАМ. Вот здесь нужно от общего контроля деятельности... Какой деятельности? Всей деятельности, которая осуществляется на этой территории? Это нечетко. И соответственно надо определить взаимодействие с администрацией Зоны БАМ. Статья 5 дает довольно противоречивые принципы деятельности самих этих органов. С одной стороны, администрация осуществляет оперативное управление. Создается она Правительством Российской Федерации, и, соответственно, и положение об администрации утверждается Правительством, а вот правовой статус учреждения определяется в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     Я не поленился, посмотрел статью 120. Ведь ничего же общего не имеет эта статья с положением об администрации Зоны БАМ! Это учреждение, создаваемое собственниками на правах юридического лица и так далее. Так давайте определитесь все-таки с этими разными, в общем-то, правовыми статусами - оперативное управление и деятельность организации, создаваемой на началах объединения каких-то уставных средств и так далее.
     И наконец, еще одно замечание, связанное и с лицензированием деятельности, и с иным... То есть по ходу возникают различного рода вопросы, но они могут быть на стадии второго чтения обсуждены и учтены.
     Я думаю, что в целом это хорошая концепция, в основе ее можно одобрить.

     Председательствующий. Ясно, Виктор Григорьевич.
     Подождите, сначала те, кто в списке.
     Потапенко Александр Федорович.

     Потапенко А.Ф., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.
     Уважаемые коллеги, так же как и у многих из присутствующих здесь, мой избирательный округ находится очень далеко от БАМа. Но я хочу сказать, что такие стройки, как БАМ, существование самого БАМа затрагивают интересы буквально всех без исключения находящихся здесь в зале и тех, кто проживает в Российской Федерации, всех наших избирателей.
     Мы росли в период строительства БАМа, мы воспитывались в период строительства БАМа, и конечно же, будущее БАМа зависит очень во многом от того, какое решение мы сегодня примем. Поскольку в этом зале сегодня ни один человек не отвергает значения БАМа, не выступает против принятия данного законопроекта и учитывая, что в списке выступающих я сегодня последний, хочу просто предложить, чтобы мы перешли к голосованию и приняли закон, который от нас ждут очень многие.

     Председательствующий. Спасибо, Александр Федорович.
     Уважаемые коллеги, два депутата настаивают - Дурягин Иван Николаевич (он сам как раз из зоны БАМа) и Гуськов Юрий Александрович.
     Депутат Дурягин, пожалуйста.

     Дурягин И.Н., фракция "ЯБЛОКО".
     Уважаемые коллеги, я представляю Иркутскую область, которая имеет непосредственное отношение к БАМу. Я тоже знаю, что 27-го будут слушания в Иркутске, и там можно будет что-то устранить, те замечания, которые сегодня имеются у моих коллег к данному законопроекту. Более того, месяц назад в Хабаровске по поручению Комитета по экономической политике проводилось заседание, или совещание, председателей экономических комитетов субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, где этот вопрос мы уже обсуждали, и большинство пришли к тому, что данный законопроект нужно принимать.
     Далее. Здесь уже упоминалось, что рассматривался законопроект, скажем, по особой экономической зоне в Магаданской области. Всего вернее, судьба данного законопроекта будет такая же. Учитывая, что Правительство сегодня против, нам, наверное, придется либо преодолевать вето, либо (самое лучшее) договариваться с Правительством. Дабы не откладывать и время не терять, я предлагаю сегодня принять данный законопроект в первом чтении.
     После парламентских слушаний в Иркутске мы еще поработаем, и я думаю, что это будет наиболее продуктивно.

     Председательствующий. Спасибо.
     Гуськов Юрий Александрович.

     Гуськов Ю.А. Уважаемые коллеги, уважаемый Председатель, я, в общем-то, мог бы и не выступать, но я хочу только напомнить, что БАМ как железнодорожная магистраль и задумывался как нечто особое для страны. То положение, в которое он сегодня попал, требует наших самых решительных действий, чтобы эту идею довести до логического конца. Когда мы читали законопроект и изучали концепцию закона, то, конечно, понимали, что там не 1,5 миллиона свободных квадратных километров, а это как бы сумма отдельно взятых зон. Поэтому то, о чем говорил Адриан Георгиевич, это как раз не концептуальные изменения, это как раз то, что должно быть заложено в этом законе.
     Я предлагаю поддержать в первом чтении и в ходе работы до второго чтения доработать законопроект. И я думаю, что он пройдет без всяких вето.

     Председательствующий. Уважаемые коллеги, я вас очень прошу... Список уже, как говорится, закрыт, а выступающие добавляются. Но у нас присутствует председатель Читинской областной Думы Виталий Евгеньевич Вишняков. Я бы очень хотел, чтобы мы тоже дали слово члену Совета Федерации, который непосредственно с этой территории. По чьей карточке?
     Карточка чья там? Красникова.
     Включите микрофон депутата Красникова.

     Вишняков В.Г., председатель Читинской областной Думы.
     Уважаемые коллеги, спасибо большое, что вы дали мне возможность выступить.
     В нашей аудитории сейчас нет нужды говорить о том, сколько сил моральных, физических, материальных вложено всей страной в строительство БАМа. БАМ построен, построена инфраструктура, зона БАМа заселена.
     К сожалению, освоение зоны БАМа, ее уникального сырьевого потенциала, в том числе стратегического сырья (титан, ванадий, медь, золото, высококачественный уголь), заморожено. В настоящее время это зона социального бедствия. Население осталось без работы и средств к существованию. Большинство субъектов Российской Федерации, по которым проходит зона БАМа, сами являются высокодотационными, а посему спасти положение своими силами не могут.
     Разрядкой ситуации в какой-то мере может послужить решение обсуждаемого вопроса, причем решение его, полагаю, это решение не только и не столько экономическое, сколько социальное и геостратегическое.
     Думаю, что те депутаты, которые сегодня высказали замечания по этому законопроекту, в принципе правы, и принятие сейчас законопроекта в первом чтении могло бы создать основу для более конкретного, предметного, эффективного обсуждения этих вопросов на предстоящих парламентских слушаниях.
     От имени субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Восточной Сибири я просил бы поддержать сейчас этот законопроект в первом чтении.
     Спасибо за внимание.

     Председательствующий. Хорошо. Коллеги, мы должны дать слово представителю Правительства и представителю Президента. Кто-то будет от Правительства?
     Пожалуйста, Геннадий Николаевич Батанов.

     Батанов Г.Н., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе.
     Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Как вам известно, Правительство представило заключение на данный законопроект. И я хотел бы довести мнение Правительства Российской Федерации.
     В нем отмечается следующее. Концептуально проект закона предусматривает, что на территории особой экономической зоны в районе Байкало-Амурской магистрали создается льготный режим предпринимательской деятельности, предусматривающий установление льгот по уплате таможенных пошлин при ввозе на указанную территорию иностранных товаров инвестиционного назначения, льгот по уплате НДС по товарам и услугам, произведенным в особой экономической зоне и вывозимым на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также что касается услуг по транспортировке. При этом пошлины и другие таможенные платежи должны аккумулироваться и использоваться для финансирования целевых программ развития особой экономической зоны. Другими словами, законопроект, по сути, предполагает, чтобы в особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской магистрали применялся таможенный режим особой свободной таможенной зоны с некоторыми особенностями. Как вы понимаете, это предполагает установление таможенных границ внутри Российской Федерации.
     В связи с этим необходимо отметить, что введение таможенного режима свободной таможенной зоны на такой обширной территории подрывает основы единого экономического и правового пространства страны. Названные концептуальные положения противоречат Конституции Российской Федерации, а также налоговому и таможенному законодательству Российской Федерации. В частности, установление таможенной границы в особой экономической зоне противоречит части 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации, согласно которой запрещено установление барьеров для передвижения товаров и услуг внутри нашей страны.
     Кроме того, частью первой Налогового кодекса и таможенным законодательством установлено, что таможенные платежи, пошлины и НДС, взимаемые с участников внешнеэкономической деятельности, являются федеральными налогами и вносятся в федеральный бюджет. Поэтому решить эту проблему можно только в рамках таможенного и налогового законодательства.
     Кроме того, Правительство не может согласиться с финансово-экономическим обоснованием, которое приложено к данному законопроекту, а также с приведенной оценкой последствий применения предлагаемых льгот для федерального бюджета.
     Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным рассмотрение проекта закона, который вынесен на заседание Государственной Думы.
     Кроме того, уважаемые депутаты, я думаю, что нужно поддержать Комитет по экономической политике, депутата Пузановского, в части: сейчас находится в согласительной комиссии (и я думаю, что будет принят) закон о свободных экономических зонах, и после принятия этого базового закона, который предусматривает создание, функционирование, ликвидацию свободных экономических зон, можно было бы рассмотреть в рамках этого закона и организацию свободных экономических зон в районе Байкало-Амурской магистрали.

     Председательствующий. Спасибо.
     Слово - представителю Президента.
     Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.

     Котенков А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Безусловно соглашаясь с тем, что проблема Зоны БАМ имеет огромное значение для нашего государства, и с необходимостью экономического развития этой территории, тем не менее Президент обращает внимание на то, что при доработке данного законопроекта необходимо обратить внимание на следующие достаточно принципиальные моменты. Я думаю, что они вполне могут быть учтены и законопроект доработан. Без доработки с таким законом, видимо, нельзя будет согласиться.
     Прежде всего, территория особой экономической зоны. К сожалению, в статье 1 часть первая и часть вторая противоречат друг другу, то есть содержат внутреннее противоречие. В первой части говорится, что Зона БАМ - это территориальное пространство, состоящее из отдельно расположенных и ограниченных участков территории. А в части второй говорится, что Зона БАМ создается в пределах всей территории, за исключением военных объектов. С этим, конечно, нельзя согласиться. Можно согласиться лишь с тем, что в зоне Байкало-Амурской магистрали могут быть созданы несколько отдельно расположенных локальных зон.
     Представьте себе, что... Совершенно прав Геннадий Николаевич Батанов, говоря о том, что мы не можем создавать таможенные границы внутри Российской Федерации. Очевидно, что создание особой экономической зоны требует особого таможенного режима. И создание фактически сплошной таможенной границы протяженностью в 5 тысяч километров поперек Российской Федерации, безусловно, недопустимо. Поэтому разработчикам придется обратить особое внимание на то, чтобы подробно и четко прописать: какие локальные зоны, где и как они могут создаваться. То есть совершенно бесспорно, что не может быть сплошной зоны.
     Второе. Регистрация юридических и физических лиц в Зоне БАМ. (Ну, безусловно, надо подчеркнуть, что по всему закону, если мы говорим о локальных зонах, должно говориться только о том, что особый порядок распространяется на эти локальные зоны.) Мы считаем необходимым прописать в статье 6, в которой идет речь о регистрации юридических и физических лиц, порядок, аналогичный тому, который был недавно вами принят для закрытых административно-территориальных образований. То есть недопустима регистрация юридических и физических лиц, которые могут регистрироваться в этих локальных зонах и получать льготы, но не осуществлять там свою экономическую деятельность. То есть здесь должны быть заложены те же самые критерии, которые мы заложили для ЗАТО.
     И наконец, лицензирование (это статья 7 законопроекта). К сожалению, разработчики предлагают ввести лицензирование для всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую или хозяйственную деятельность в этих зонах. Вы знаете, что законодательство Российской Федерации о лицензировании говорит о лицензировании видов деятельности, а не вообще экономической деятельности. Видимо, эту статью необходимо будет привести в соответствие с законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а остальные хозяйствующие субъекты - да, действительно, должны иметь разрешительный порядок, но не через лицензирование, а именно через порядок особой регистрации.
     И последнее, касается этой же статьи. Вызывает некоторое недоумение вторая часть статьи 7, в которой говорится, что "лицензия на осуществление деятельности в Зоне БАМ выдается юридическим и физическим лицам при условии обеспечения ими производства в Зоне БАМ продукции добывающих или обрабатывающих отраслей промышленности в определенном объеме".
     Уважаемые разработчики, обращаю ваше внимание: а что, иные производства там вообще не могут действовать? То есть здесь сделан упор только на добывающие и обрабатывающие производства. А, скажем, предприятия питания, предприятия, оказывающие услуги, и так далее? То есть здесь явная недоработка. Поэтому, уважаемые депутаты, обращаясь к разработчикам, я еще раз говорю: три вот этих весьма существенных момента требуют серьезной доработки. Вместе с тем мы полагаем, что в первом чтении проект закона может быть принят, над ним может продолжаться работа, но с учетом замечания депутата Пузановского, видимо, нужно будет эту работу продолжать, с тем чтобы ее синхронизировать с принятием закона о свободных экономических зонах.

     Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Б.Ю.Кузнецов

     Председательствующий. Спасибо.
     Слово для заключения - докладчику.
     Пожалуйста, Бабурин Сергей Николаевич.

     Бабурин С.Н. Уважаемые коллеги, мы очень признательны всем, кто нашел время внимательно проанализировать законопроект и сейчас выступил со своими замечаниями конкретно по текстам статей проекта закона, по тем или иным подходам.
     Хочу поддержать тех депутатов, которые, как и Александр Алексеевич Котенков сегодня, говорят о возможности рассмотрения прозвучавших поправок при парламентских слушаниях. И безусловно, я хочу сейчас заверить и представителя Президента в том, что мы понимаем: без учета всех замечаний, которые вы сейчас высказали, во втором чтении законопроект не может быть принят. Но я согласен и с оценками, что замечания уважаемого депутата Пузановского носят неконцептуальный характер и могут быть рассмотрены во втором чтении. Потому что, к сожалению, то, что Сергей Михайлович Никифоров говорил о территории, которая должна будет получить особый экономический режим, совершенно не имеет ничего общего с текстом закона, так как именно отдельные локальные участки, небольшие свободные экономические зоны будут иметь этот режим и никаких 5 тысяч километров границы эта территория не может иметь объективно.
     Я могу только подчеркнуть, что этот законопроект (и на это депутат Найчукова совершенно справедливо обратила наше внимание) является той единственной основой, на которой может быть реализована федеральная президентская программа по развитию этого региона, могут быть реализованы те положения, которые заложены в постановлениях Правительства по развитию зоны Байкало-Амурской магистрали.
     Поэтому я прошу поддержать проект закона в первом чтении. Тем более, что многие замечания, высказанные сейчас Геннадием Николаевичем Батановым от лица Правительства, имеют отношение к первому варианту законопроекта, когда заключение готовилось еще вице-премьером господином Христенко. С учетом именно того заключения Правительства и замечаний, которые были представлены нам уже за подписью первого вице-премьера Юрия Дмитриевича Маслюкова, был скорректирован проект закона. Сегодня многие положения существенно отличаются и в статье 1, и в статье 5, и в других от тех, которые вызвали принципиальные возражения Правительства. И мы уверены, что, если Правительство готово будет (а оно уже высказало такое стремление) участвовать в парламентских слушаниях после первого чтения, мы сумеем снять все расхождения, с тем чтобы защитить и права субъектов Федерации, и интересы государства в целом, а самое главное, интересы тех людей, которые живут на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Поэтому мы просим поддержать законопроект в первом чтении.

     Председательствующий. Ставится на голосование. Кто за то, чтобы принять указанный законопроект в первом чтении? Прошу голосовать. Идет голосование в первом чтении по законопроекту о БАМе. Пункт 8 нашей повестки дня.
     Кто без карточки? Не вижу.
     Покажите результаты.

Результаты голосования (13 час. 25 мин. 25 сек.)
Проголосовало за 325 чел. 72,2%
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Голосовало 326 чел.
Не голосовало 124 чел.
Результат: принято

     Законопроект принят в первом чтении.
     Переходим к пункту 9 повестки дня.

 

Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" ©1997-1999, all rights reserved.
akdi@akdi.ru