| 
 | 
|  |  | ||||||||||||||
| 
 | |||||||||||||||
Погожий осенний день 2 октября 2000 года. Вертолет "Благовещенских авиалиний", сделав заправку в аэропорту "Зея", поднимается над городом. Позади два часа полета из Благовещенска. Еще минут 40, и будем на месте - в поселке Горный, а там до разъезда Улак рукой подать.
И вот уже десант амурских теле-, радио- и газетных журналистов трясется в будке "вахтовки". За окном мелькают красоты таежной осени - золото лиственниц и берез, багрянец дубов, изумруд сосен. Настрой был на лицезрение забивания первого колышка будущей железной дороги Улак-Эльга. Но подоспели к еще более грандиозному моменту - отсыпке первых кубов грунта в основание будущей гасыпи.
Приподнятость настроения собравшихся здесь чувствуется во всем. И атакованному прессой начальнику ПМК-147 АО "Бамстроймеханизация" В.А. Улановскому, чувствуется, не просто сдержать пафос, привычно рождающийся при любом грандиозном зачине. Вот и я, заметьте, не удержалась от высокопарности, выведя на бумаге слово "грандиозный". Сколько раз здесь, в этой тайге, в 70-х, 80-х звучало это слово! Что было потом, вы знаете.
"Нерентабельный... не так и не там пролег... Чего только мы не слышали о БАМе последние годы... - досадуют мужчины-водители, строители, - А вот, поди ж ты, вот она, наша дорога".
Мы стоим у обочины большого БАМа - на сотни километров влево и вправо, на запад и восток от нас уходят, поблескивая "драгоценным" металлом, рельсы.
 -Наконец-то дождались! Не сомневаюсь, с возрождением БАМа сбудутся мечты тысяч 
  бамовцев, - говорит Валентин Афанасьевич Улановский. 
  - Правда, это событие - отсыпка первых кубометров грунта в дорогу на Эльгу - 
  задержалось лет на десять. Еще тогда должно было начаться планомерное освоение 
  БАМа, проложенного нами там, "где надо" - мимо несметных богатств востока России, 
  рядом с многочисленными месторождениями. Утеряны годы... 
Оценки Валентина Улановского, как и у многих здесь присутствующих, весьма авторитетны. Прибыл а БАМ в 24-летнем возрасте, и вот теперь ему около пятидесяти. Начинал с Тынды, дошел до Куанды. Пока затишье на автодороге Чита-Хабаровск, его мехколонна перекочевала сюда, в Улак, откуда и пойдет дорога на Эльгу.
...К отсыпке готовились уже около трех дней, начав выемку грунта. И сразу же ощутили, насколько труден впереди путь - "КамАЗ" грузнет, в топь садится. Его бульдозером вытаскивают, грунт подсыпают и снова вытягивают. Главный инженер проекта А.Л. Афремов и начальник экспедиции ОАО "Мосгипротранс" В.Н. Ларичев рассказывают, что прокладка железнодорожной ветки будет сложнее, чем самого БАМа, особенно при пересечении Станового хребта. Но игра стоит свеч. Якутская Эльга - уникальное месторождение коксующихся углей высочайшего качества. Заместитель генерального директора Балтийской строительной компании "Восток" Р.И. Демчук назвал цифру 2,5 миллиарда тонн. Таковы изведанные и "защищенные" запасы углей. Все же месторождение хранит в себе, по прогнозным данным геологов, 45 миллиардов тонн высококачественного угля. Руслан Иванович, открещивается от вопроса пишущей братии, на сколько хватит этих запасов, рискнул все же предположить - лет на 300...
 "Какую же роль играет Балтийская строительная компания (БСК) "Восток", и при 
  чем тут Балтика, когда кругом тайга?" - спросит неискушенный амурчанин.
  -Так сложилось, - не вдаваясь в подробности, пояснил Р.И. Демчук, фактически 
  исполняющий здесь роль начальника стройки.
  - Важнее то, что сегодня БСК - единственный генподрядчик по всем объектам Министерства 
  путей сообщения (МПС). На данной ветке до конца уже этого года БСК "Восток" 
  наметила освоить 200 миллионов рублей. На следующий год - до трех миллиардов. 
  А о дальнейших планах говорить пока рано - проект еще дорабатывается. Тем не 
  менее есть твердое намерение уже через четыре года соединить амурский Улак с 
  якутской Эльгой. За это время на белее чем 300-километровой железнодорожной 
  ветке построят 57 больших и 229 малых мостов, четыре железнодорожных станции. 
  Будут учтены и уроки БАМа, сыгравшего невеселую игру с судьбами тысяч людей. 
  Стройка будет вестись исключительно вахтовым методом.
  -Наша задача, - поясняет представитель БСК "Восток" при областной администрации 
  Виктор Иванович Барабаш, - собрать всех оставшихся не у дела, разбросанных по 
  стране бамовцев-строителей. Всем специалистам - строителям, железнодорожникам 
  найдем работу. 
Перспектива рабочих мест греет думки и хозяев местной тайги - жителей Зейского района, о чем нам рассказал глава районной администрации Н.И. Лихогруд. А гендиректор агрофирмы "Восток" Н.Г. Худолей просчитывает появление нового рынка сбыта, возможности агрофирмы в обеспечении стройки продуктами питания со своих полей.
-Наконец-то дождались! Будем строить малый БАМ!
  -Вот оно, второе дыхание БАМа!
  -Люди рады гулу тракторов, они так устали от безделья и безвременья.
  -БАМ - это скелет дерева, которое скоро зашумит вот такими животворными железнодорожными 
  ветками.
Я и мои коллеги не успеваем записывать новые цитаты ожившего БАМа, продолжив которые, можно слагать песни о стройке, о мужественных людях: "И сквозь туманы, и сквозь года..." Что-то знакомое шевельнулось в душе. Может, забытые чувства радости за других, может, гордости, может, надежды... Мы стоим у рельсов большого БАМа: вот оно примыкание новой ветки к трассе. Первые колышки, первый контрольный пикет. Отсюда с первых кубометров таежного грунта, с камазовских самосвалов ПМК-147, начинается дорога, которая поведет к месторождению Эльга.
30 сентября 2000 года на разъезде Улак силами своей субподрядной организации МК-147 АО "Бамстроймеханизация отсыпала первые кубометры грунта в земляное полотно будущей железнодорожной линии Улак-Эльга". Были названы и люди, которые занимались организацией работ и отсыпали первые кубометры.
Сегодня на строительстве работает бригада под руководством Виктора Тимофеевича Дементьева. Мы попросили Валентина Афанасьевича Улановского ответить еще на ряд вопросов.
 - Люди ждут от начавшегося строительства не только дивидендов в будущем, они 
  надеются на новые рабочие места и хорошие заработки уже сейчас. 147-я мехколонна 
  набирает рабочих? И как платит тем, кто уже работает на строительстве?
  - Пока мы доукомплектовались людьми на старую технику. Новую технику пока не 
  приобретали - не на что. Денег пока от Балтийской строительной компании не получили. 
  Но компания пообещала - мне лично - платить от выполненных работ. Обещания были 
  серьезные, выполнение первые есть, подписываются документы, ждем деньги конечно, 
  люди надеются на новую стройку. 
- Но до сих пор ваша мехколонна держалась на плаву, вы же выполняли и выполняете 
  какие-то объемы работ. 
  - Мы работаем на трех объектах (Улак-Эльга стал четвертым): в Гонже, в Уруше 
  и по заказу Тындинского отделения дороги занимаемся лечением земляного полотна. 
  На сегодня по этим объектам платежи крайне плохие, у нас большая задолженность 
  по зарплате, по налогам...
 - На сколько лет ваше предприятие будет обеспеченно работой в связи со строительством 
  будущей железнодорожной линии Улак-Эльга? 
  - Для нас работы как минимум лет на пять. А само Эльгинское месторождение будет 
  давать уголь в течение 100 лет. 
- Несмотря на то, что вашему предприятию живется не легко, вы содержите временный 
  поселок. Не накладно? 
  - Но кто же сегодня с радостью тянет воз "времянку"? И тем не менее у нас собственный 
  поселок, своя котельная, свои коммунальные сети и плюс спортзал "Радуга" - наверное, 
  единственный "живой" в городе, где есть тренажерный зал. 
- А работающих в мехколонне сколько? 
  - 212 человек. 
- А как вы переживали поганые времена, когда зарплата не выплачивалась месяцами, 
  налоги душили, поселок весел камнем на шее?
  - Я перетерпел. И хочу надеяться, что кризис миновал. А вообще наша мехколонна 
  - уникальное предприятие: из 200 с лишним человек 70-80% - "старички". Зоя Ивановна 
  Берова - сейчас она работает главным бухгалтером - когда-то писала приказ о 
  создании механизированной колонны № 147. 6 февраля 2001 года будет 25 лет, как 
  я работаю в мехколонне. И со многими специалистами работаю бок о бок уже больше 
  двух десятков лет. 
... Известие о том, что Валентину Афанасьевичу Улановскому присвоено звание почетный транспортный строитель, пришло еще в августе. Вручали и обмывали этот знак в начале октября - когда В. А. Улановский вышел из отпуска. А я поздравляю Валентина Афанасьевича, а затем уточняя, когда он его получил, оба раза, ошиблась и попыталась почетного транспортного строителя "переделать" в заслуженного строителя Российской Федерации.
А может не зря?
Н. Требушевская
|  |  |  |