Небольшой рассказ о водном путешествии  проведенном  во время отпуска.

   В Июле 2007 г. было решено совершить путешествие по р.Унаха Амурской обл. так как по этой реке уже совершался маршрут  годом раньше (только в другом составе) и заброска и условия маршрута удовлетворяли всем нашим пожеланиям провести время в отпуске . Решили провести не спортивный поход, а именно путешествие, которое отличается от оного неторопливостью, отсутствием точного графика движения , как можно лёгкой заброской, не лимитированным запасом провизии т.д. Судно представляло собой надувной парусный тримаран фирмы КУЛИК 1997 года выпуска .Длина около 5м, ширина по крайние поплавки около 3.5м, высота от земли до топа мачты около 7м. Количество членов экипажа  3 человека, все с одного предприятия, так сказать корпоративный сплав. Маршрут:  перрон ст.Тында – рабочий поезд  Тында- Дипкун  около 100 с небольшим км. – сплав по р.Унаха до Зейского водохранилища – парусно-моторный переход по Зейскому водохранилищу до п.Верхнезейск с заходом в п.Хвойный (Потехино) и по железной дороге вернуться до Тынды. Погрузились без проблем, а при вопросе проводницы ,что в баулах?(а их было довольно много) ,  мы в один голос заявили, что  в одном лодка ,  другом жратва, а  в остальных водка и пиво, а сами мы по стопам Федосеева, Арсеньева и Дерсу-Узала с Улукитканом. Находящиеся в вагоне путейцы  прониклись к нам уважением и по прибытию на место выгрузки помогли выкинуть наши манатки с открытой платформы, которая прицепляется ко всем рабочим поездам для перевозки разных инструментов и оборудования железнодорожников.

выгрузка продуктовПосле высадки, недалеко от разъезда с названием Унаха, перетаскав на берег все мешки, рюкзаки и баулы   мы перекусив на скорую руку и немного отдохнув начали сборку посудины не забывав при этом в перерывах потихоньку отмечать начало нашего путешествия.

поднимаем настроение

 

 

 

 

 

 

выгрузили баулы

 

 Переночевав и поправив здоровье мы продолжили  сборку посудины.

сборка посудины

 

 

 

 

После обеда когда основная часть плавсредства была готова (помимо мачты, которую не стали пока ставить т.к. по берегам встречаются наклонные деревья) мы спустили построенное судно на воду , погрузили наши пожитки на борт и совершили отчаливание от берега. Течение несильное, погода отличная, настроение великолепное (поднятое во время обеда).

спуск на воду

Погода располагала, солнечно и даже жарко, поэтому пришлось сооружать над палубой тент, что бы спастись от жары.  По отплытию прямо на судне дабы не пропали продукты дожарили на сковороде с помощью примуса остатки мяса для шашлыков  которое брали с собой для проведения банкета в честь начала путешествия.

Кок

 

 

 

  В течении трёх дней стояла хорошая погода, спали прямо на палубе судна и утром оставалось только отвязать верёвку от берега и оттолкнуться.

утро

 

 

 

Несколько раз по утрам встречали животных, к которым подплывали настолько близко, что фотографировали их без приближения.

зверьё

 

 

 

  За это время мы прошли действующий водомерный пост   находящегося ниже места старта в 30км.

водомерный пост

 

 

 

  На нём нас встретили  громким лаем собаки, а затем подошёл и метеоролог. Принять за знакомство немного на грудь отказался в виду занятости , но после взятия на профессиональную гордость выпил немного пива! Сильный человек!

метеоролог

 

 

Находился на посту он один, хотя обычно работают двое. С помощью радиостанции они передают значение уровня воды в реке на так называемую кустовую станцию  каждые несколько часов телефоном или телеграфом. Заготавливают себе на зиму дрова, есть моторная лодка и бензоагрегат.  Тормознулись на большущей  протоке, (даже на карте есть) решили сделать дневку. Поставили лагерь, разгрузили судно (был нужен небольшой ремонт центрального баллона) . Поставили сетки, отремонтировали баллон, поставили мачту так как иногда дует попутный ветер, да и тент над палубой удобнее растягивать.

установка мачты и паруса

 Первый раз поставили палатку, так как судно вытащено на берег и задрано к верху для удобства ремонта.

днёвка, первый раз ставим палатку

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыба ловится хорошо, и поэтому наше меню стало разнообразней.

жарим пойманную рыбу

 

На следующий день после обеда отчалили. Притоки начали приносить мутную воду, сказывается деятельность золотодобывающей промышленности!  И сплавляться стало намного труднее, дна не видно (муть),   река расширяется и мель которую не видно проявляется в каждый неожидаемый момент!

сели на мель

 

 

 

 

 когда дует  встречный ветер мы применяем водяной парус. Это устройство представляет собой кусок ткани, привязанный к палке по краям которой пластиковые бутылки, а на дне по углам груз в виде камней.

гарцуем на водном парусе

 Эффективная вещь если парусность судна большая, грести против ветра тяжело, течение хорошее и нет мелких перекатов. Несколько раз при попадании на мель судно резко тормозило, и держащего за верёвки парус человека стаскивало с носа судна в воду в мгновение ока (благо все это происходит обычно на мели, но смотрится эффектно). Погода от хорошей поменялась на противоположную , речка от ручьёв на которых работают старатели замутилась совсем,  мы решили гнать до моря и там порыбачить! Поскольку мы не тратим время  на установку палатки на берегу, то  сплавляемся до сгущения сумерек, готовим жратву прямо на «пароходе» так как взяли с собой примус ШМЕЛЬ. Днём и ночью с небольшими перерывами начал лить дождь.

идём полностью законопаченные

 

 Унаха красивая река, есть и протоки, впадающие  ручьи, скалистые обрывистые берега, длинные поросшие травой и диким луком низины . Одно печально, что при добычи золота наверное не соблюдаются какие то мероприятия и вся муть льется в реку. Ни о какой рыбалке на блесну не может быть и речи, даже воду на чай и варево берём из небольших ручьёв.

рогачки Унахинские

 

 

 

 

 Дождь всё усиливается, и приходиться сидеть под тентом вылезая только по самой необходимости . Начали встречаться участки реки где сужения и заметные уклоны образуют довольно быстрое течение с весёлыми волнами которые даже раскачивают наш довольно тяжёлый агрегат.  После восьми дней от начала сплава  мы вышли в устье реки и были к своему ужасу (ни разу не встречали такого ) удивлены затором из плавучих брёвен и разного древесного мусора протяжённостью около 50 метров (результат подъёма воды в водохранилище). плавучий заторОбтаскивание препятствий в наши планы не входило. После обследования затора немного успокоились, все плавало, и можно было разгребая ботву потихоньку пробираться через всю эту шнягу. Через 2 часа, с помощью вёсел и какой то матери было всё кончено, Мы на чистой воде!

вышли на чистую воду

 

 

 

 

 

Завели мотор (Ветерок восьмёрка) и двинулись к выходу в водохранилище (Льёт дождь, вечереет, берега крутые). Карта, распечатка с "гугля" см/км показывает около 12 км  впереди выход в водохранилище и более пологие берега для причаливания. Дождь усиливается, ветер встречный, несильный, гремит гром, начинают явно сверкать молнии ( а у нас мачта 7 метров) темнеет. Пересекаем здоровенный залив и ищем место для причаливания. Воды в водохранилище много, лес залит, нам нужен небольшой залив закрытый от ветра. Уже достаточно темно, дождь, молнии. Нашли кусочек берега размером 1 х 2 метра и причалили нему. Мокрые и замёрзшие разводим большой костёр (благо дров полно) греемся и вспоминаем первоначальные запасы горячительных напитков. Место удачное ветра нет, дождь иногда стихает и даёт возможность подсушиться и сварить жратву. Спим на «пароходе», к чему уже привыкли за время похода. На входе подвешиваем на верёвочке банку с дымовыми спиралями от комаров и это помогает довольно эффективно, просыпаемся когда эта штука сгорает и комары начинают донимать вновь, зажигаем новую и снова спим (на ночь хватает полторы спирали). Утро пасмурное но без дождя, и это радует. Быстро пьём чай и отчаливаем, ветра нет штиль, идём на моторе. Бензобак у нас сменный из пластиковых бутылок, очень удобно, надо достал полторашку, а если большой переход то двушечку. В прошлые походы на этом судне применение двигателя было, но считалось, что не особо экономичен Ветерок-8ка , где то . литр/километр на большом и среднем газу. Сейчас попробовали идти на малом газу и очень удивились, что наш "пароход" весом где-то около 500 кг (вместе с барахлом и нами)потребляет где-то литр на 4 – 5 км. После употребления мотором двух полторашек (а мы бы сами и от пивка не отказались) подплыв к небольшому острову залитому водой решили начать «порыбачить», и довольно успешно. После нескольких забросов попалась и щучка на обед.

щучка на обедА нам что, рыба ловится, мы в отпуске, да и хрен с ним с дождём. Ищем место для рыбалки. Всё залито. Вода в водохранилище начинает подниматься заливая великолепные песчаные пляжи и затапливая лес. Наконец заплыв в очередной залив находим кусок берега к которому можно причалить и где осталось немного места где нет плавучих бревен и всякой ботвы. Вдруг выглянуло солнце на фоне тяжёлых грозовых туч и стих ветер. Мы уставшие от дождя кинулись рыбачить и загорать.

отдыхаем и рыбачим

 

 

Рыба ловится, появилась мобильная связь, впереди в пределах нескольких часов хода ларёк с пивом, что ещё надо.

рыбак

 

 

 

 

 Но недолго музыка играла, как неожиданно выглянуло солнце, так через два часа ливанул ливень и засверкали молнии.

музыка кончилась

 

Собрали манатки и решили рвануть до магазина. Погода стоит переменчивая, то дождь с грозой и ветром, то штиль. Дело к вечеру около 19 часов, осознаём, что ларёк закрылся (а как хотелось), но надежда умирает последней, часов в 20 подходим к п.Хвойный (Потехино), на берегу микрогрузовик и люди.

Оказывается, что причал это место откуда хорошо работает мобильная связь (базовая станция находится в  посёлке Береговой, находящимся тоже на берегу водохранилища в 40км) и все жители приходят или приезжают на причал позвонить. Провели переговоры с водителем и он соглашается довезти гонца в посёлок (мгновенно снарядили и одели в более менее приличный вид).

гонец

 Люди в таких посёлках намного отзывчивей  и добрее, чем те которые живут ближе к цивилизации. Водитель не только довёз гонца в посёлок совершенно бесплатно, но и поднял продавца, которая являлась и хозяйкой магазина и открыла и продала, но и привёз гонца обратно на берег. Снова пошёл дождь, но нам уже всё равно.  Заночевали на причале. Устроили праздник души, приготовили ужин на примусе прямо под тентом, достали заначенные соления в банках и задабривая богов банкетили на палубе при свете лампочки от аккумулятора, спали как убитые.

счастье

 

 

 

Утро обрадовало солнцем и отсутствием облачности. Рыба ловится прямо на причале, поймали щучку, поправляем здоровье взятым с вечера пивком, уходить не торопимся (вот что значит вовремя задобрить богов).

Погода хорошая, уходить не торопимся,

 

 

 

 

 

К обеду начинаем готовим уху и выдвигаемся в магазин, чтобы затариться основательно (путь впереди не близкий). Посёлок Хвойный небольшой, есть два магазинчика в которых можно купить продукты и необходимые промтовары. Есть своя пекарня. Автодорога до Зеи летом плохая (или нету), зимой ездят по льду. До железной дороги (р-езд Милько) около 28км. Раньше занимались лесозаготовкой, лес зимой связывали в плоты и летом тянули до г.Зея. В период ельцинской демократии (читай "разрухи") всё похерилось и посёлок стал никому не нужен, люди кое как выживают. Затарившись хлебушком и сопутствующими бутылками отобедавши свежесваренной ушицей с хорошим настроением отчалили от хлебосольного берега и отправились далее в сторону п.Верхнезейск.

обедаем в Хвойном

 

 

Практически сразу после выхода, погода снова начала нас испытывать. Сильный дождь и ветер, сменялся полным штилем и моросью. Идём под мотором.

идём на моторе

 

 

 

 Здоровенный залив р.Мульмуга проходим за полтора часа под непрекращающимся дождём. К вечеру останавливаемся на ночёвку. Ставим сетки, пробуем ловить на блесну (неловится). Погода та же, то дождь, то слабый дождь. Водохранилище явно прибавляет по уровню. Ночуем.

вечером у костра

 

 

Утро пасмурное, но без дождя, выходим. Ветер попутный свеженький, поэтому  идем под парусом. К обеду ветер крепчает и приходится рифить грот. На воде появляются барашки, скорость хорошая, к тому же прикупленная в Хвойном перцовка укрепляет здоровье и поднимает настроение.

перцовка поднимает настроение

 

 

 

 Посёлок Горный прошли мимо без захода, и во второй половине дня пришли в Верхнезейск. Здесь проходит железная дорога и это конечная точка нашего маршрута, но до конца похода ещё неделя. В Верхнезейске большой выбор магазинчиков и ларьков, поэтому мы пополнив запасы свежими продуктами отплываем под парусом в сторону п.Бомнак. Мобильная связь работает мы включаем свои телефоны и общаемся с родственниками. Погода более-менее и мы отдыхаем. Ночуем в зимовье, к которому уже подбирается вода, хотя оно стоит довольно высоко.

изба

 

 

 Судно привязываем к торчащим из воды деревьям, и по брёвнам плавающим возле берега выбираемся на сушу. Такого поднятия уровня водохранилище не видело давно, и рыбаки поставили избу как им казалось очень высоко. По приёмнику узнаём о начале аварийного сброса воды на Зейской ГЭС и что результатом этого сброса становится подтопление п.Овсянка находящегося ниже ГЭС. Рыбачим в каком-то заливе прямо с «пердомонокля», к берегу не подойти, так как вода залила кусты и деревья  между которыми нанесло всякой шняги. На блесну рыба ловится очень хорошо и попадаются довольно крупные экземпляры.

Для подарка в самый раз!

Сегодня вечером нам надо быть в Верхнезейске, т.к. третий член экипажа уезжает домой на день рождения жены (подарок на фото).  Вода прибывает очень быстро. Рыба резко перестаёт ловиться несмотря на наши усилия, может из за того, что вода ощутимо стала холоднее или от чего то другого. Часа в 4 дня смотали удочки и рванули в посёлок под мотором. Шли часа два и долго искали место для причаливания, всё залито и кругом брёвна. Нашли место где дорога выходит на берег и уходит прямо в воду. Поезд уходит поздно ночью, поэтому сгоняли за билетом и в ларёк. Устраиваем небольшой банкет по поводу отъезда. Подъезжает коллега по работе живущий в Верхнезейске. Общаемся. Собрали всю рыбу и снарядили передачки с покидающем нас товарищем для своих семей, утром он будет уже в Тынде и развезёт по адресам. Проводили на поезд Андрея и легли спать. Утро, погода не плохая, т.е.  проблёскивает солнце. Решили никуда сегодня не уходить. Отплыли на некоторое расстояние от причала, чтобы отдыхающие местные граждане ( а день вроде выходной) нас не донимали, привязались к каким то кустам и начали культурный отдых попивая пивко и ловя на удочки чебачков, которые действительно ловились довольно азартно хотя и были мелковаты. Проведя день в праздности, вернулись на прежнее место стоянки на ночёвку. Утром решили уйти на то место где ловилась щука. Вышли к обеду, погода переменная, грозовые тучи, выныривает солнце, поднимается встречный ветер который крепчает на глазах. На воде появляются барашки и тут начинает чихать мотор и глохнет. Ветер отжимает нас от берега. Ковыряем мотор, похоже карбюратор засрался от того, что бензобаки из бутылок в которых на дне оставалось немного срани в виде хлопьев. Пришлось поставить парус и пройти немного галсами, чтобы скомпенсировать дрейф. Прочистили карбюратор, и мотор заработал как надо, но тут ливанул ливень и засверкали молнии. Причалили к каким то плавучим дровам, накинули тент и стали пережидать. Часа через полтора всё закончилось также быстро, как и началось. Доходим до зимовья, в котором ночевали и не верим своим глазам, вода затопила избу по самые окна. Такой воды не ожидал никто. По приёмнику передали, что в Овсянке эвакуируют жителей, и сброс воды продолжается. Заплыли в самую глубину залива,  к берегу не причалить, и мы снова ночуем, привязавшись к торчащему из воды дереву. На блесну ничего не ловится, ставим сетки. Ночуем. Утро пасмурное, ветерок. В сетях одни касатки, чебаки и пара карасиков. После обеда решили сваливать к посёлку, поезд завтра поздно ночью. Бензин есть поэтому идём на моторе и не экономим, завтра разбирать посудину. Пришли в посёлок, за время нашего отсутствия вода на месте стоянки поднялась ещё выше. Ширина дороги уходящей в воду несколько уже нашего «пердомонокля» и поэтому мы целиком заняли единственный съезд в воду. Как только местным рыбакам надо спустить или поднять лодку нам приходиться отчаливать от берега и пропускать их. Вечер, прощальный банкет на палубе и костёр прямо на дороге (больше негде). Утро. Проснувшись, начали разбирать судно, благо погода позволяет, солнце. Натягиваем верёвки, сушим баллоны и всё, что мокрое. В течении дня несколько раз припускал дождь и нам приходилось быстренько прятать всё под тент. К вечеру пришла машина, с которой договорились заранее и увезла нас на станцию. Сгрузили всё на перроне, чтобы не таскать на вокзал. Поезд ночью, снова льёт дождь, у нас тент, пиво, и до этого мы уже приняли, поэтому нам по барабану, мы уже привыкли за две недели похода. Грузимся в вагон и утром мы дома. По телевизору смотрим в новостях как сбрасывают воду на ГЭС, зрелище красивое, но подтопило посёлок, люди пострадали. И всё от того, что не могли раньше начать сброс воды. В целом путешествие понравилось, хотя и дожди лили неслабо, но ведь в первые три дня солнце всё-таки было.

В планах  летом 2008г. путешествие по маршруту п.Тупик (Читинская обл.100км от ст.Могоча) по р.Тунгир (около 300км) до п.Средняя Олёкма, далее по р.Олёкма (около 300км) до п.Усть-Нюкжа  (и от ст.Юктали по ж.д домой). Может изменится состав участников, или суда на которых пойдём, может быть даже и маршрут, но путешествие будет (а в нём и рыбалка, а может быть даже и солнце) !

Тында