Спецвыпуск, посвященный Тындинской музыке

Новый номер:

Рок-н-рольная вакханалия и ее детишки


Интервью с занятым человеком

Осень, Тында, фестиваль


"Соловушка"

 

"От Байкала до Амура -- единственный..."

Игорь Малышев - занятой человек. На заключительном концерте фестиваля его назвали эстрадным мэтром - у мэтров, как известно, плотный жизненный график. Можно представить себе радость нашего корреспондента О.Фастовского, получившего согласие на интервью об осеннем бамовском музыкальном фестивале...

 

Игорь Николаевич, Ваше общее впечатление о фестивале - как профессионального вокалиста, опытного музыканта?

Это был разноплановый фестиваль, разностилевой. Три направления, или три главных темы: джаз, поп, рок. Фестиваль - седьмой по счёту, но вот что было впервые: взвешенный подход, грамотный отбор участников, чёткая организация и проведение концертов, рекламное обеспечение. Не все исполнители остались довольны концепцией заключительного концерта? Ну что же, у каждого - своё виденье. Нравиться всем - так не бывает. Издержки если и были, то технические - звук, свет...

Мне показалось, что популярная музыка преобладала, верно ли?

Популярная музыка - это не обязательно плохая музыка. Два бэнда, из Благовещенска и Улан-Удэ, играли традиционный джаз - всё просто: блюзовая сетка и мелодии именно популярные. Но колорит особый! На фоне устойчивых оркестровых фигур играли лёгкие запоминающиеся темы саксофонист, трубач. Не было какого-то модерна, стилевых "наворотов"; живой звук, хорошее звучание...

Приятно слушать. "Бамовская осень" - фестиваль по преимуществу самодеятельных музыкантов...

Это был немного сказочный фестиваль: непрофессиональным исполнителям из Тынды и притрассовых посёлков дали возможность показать своё искусство и посмотреть других. Мощный стимул для творчества... Пока у фестиваля такие энтузиасты-зачинщики, как В.С. Кабалкин, заведующий отделом культуры Тындинского муниципалитета, - я думаю, фестиваль будет оставаться крупным событием музыкальной жизни для самых разных людей. Не гурманов, а просто заинтересованных, обыкновенных участников и зрителей.

Кто запомнился крепче всего?

Великолепный улан-удинский оркестр: культурное, ровное и порой изящное звучание, очень хорошие солисты... Затем, Елена Барахитова, иркутская исполнительница. И голос для хорошего вокального будущего, и репертуар... Она пела на английском что-то из Уитни Хьюстон, в соответствии с традициями американской школы вокала. Это трудно, разумеется. Но факт общепризнанный: музыка "поп" и "рок" выразительнее всего именно в англоязычной подаче - точно так же, как оперу всегда пели и будут петь на итальянском. Окрепло дыхание и поменялась манера у Алёны Стадниченко, нашей землячки, тындинки, и теперь, между прочим, однокашницы Барахитовой в иркутском музыкальном училище. Не в первый раз на фестивале группа "Замкнутый круг", из Сковородино. Считается, что это самый старый коллектив, который возник в нашем музыкально-провинциальном пространстве ещё в 79-м году. Но сейчас физический возраст самого старого из этих "старцев" - не более 30 лет. Представьте, сколько же им было, когда "круг замкнулся"!.. Играли они весьма достойно: Бэнсона, американский фэнк, произведения собственного сочинения. Хорошо, "сочно" звучала гитара; у исполнителя, по-моему, не было никаких проблем с мастерством - мягкая манера, множество стилей... Добротная музыка. Наконец, "Театр +", из Нерюнгри. Эти ребята играли много западной коммерческой музыки, в таком оптимистическом "уандеровском" настроении: "I've just called to say I love you..."

На таком крупном фестивале не могло обойтись без скандала, какого-то творческого вызова публике и коллегам, нет?

Необычными были звуки "Му-Му" из Владивостока. Манера поведения на сцене, костюмы, самая манера - насквозь эпатажны. Саван - в качестве рубашки, белые кальсоны, "мятущееся тело" - бас-гитариста в конечном счёте унесли. В музыкальной фактуре я ничего не понял: в первом произведении - набор звуков, которые трудно было подвести под какую-то гармоническую сетку; местами перекличка, повторение ритмической фигуры всеми тремя инструментами... Группа "Азазелло", которая раньше играла "трэш", хард (со странным вокалом), теперь вдруг обратилась к музыке стильной - с точки зрения традиционного рока - но... Пьеса из дюжины кусков, в каждом - начало, развитие и кульминация, потом динамический спад и - новое развитие. Тындинский арт-рок? Во всяком случае, ничего подобного не было у других фестивальных коллективов. Мои ребята, группа "Мицера", исполнили крепкий виртуозный рок Виталия Евдокимова (по мотивам Паганини - 4-го концерта, кажется). И второе произведение - "Полёт шмеля" Римского-Корсакова...

Не многовато ли подражательства: "Мицера" играет Евдокимова, который, в свою очередь, переигрывает Паганини?

Всё великое уже написано. Будущее - за новым прочтением, аранжированием величайшей музыки, написанной за последние три столетия. Не подражательство, как вы это называете, а именно спокойное и бережное прочтение, перетолкование на современном музыкальном языке, для современного слушателя... И потом, "не сотвори себе кумира" - это, скорее, в общественной жизни правильно. А в музыкальном развитии молодых или самодеятельных исполнителей неминуемо следование образцам.

А как же насчёт формирования эстетических, музыкальных вкусов публики?

Вменять в обязанности фестивалю формирование вкусов публики необходимо. Но это одна из его обязанностей, не главная. Главное же - дать возможность высказаться людям творческим, талантливым. Государственная политика в области культуры сводится к остаточному финансированию культурных учреждений. Сберечь всё талантливое, сохранить за талантом право быть самим собой - первоочередная задача организаторов российской культуры. Наш фестиваль с этой задачей блестяще справился. От Байкала до Амура - единственный...

 

 
 

Еще о фестивале

676 080
Амурская обл.
г. Тында
ул. Амурская №12
каб.108
редакция газеты "БАМ"

www.bam-gazett.newmail.ru

Электронная почта газеты "БАМ"