Введение, или -- начало
  История города Тында
  Администрация
  Прогулка
  Организации торговые и другие
  Масс-медиа
  Культурный и прочий досуг
  Окресности. Район и БАМ
  География
  Архив и разные документы
  Разности
  Другое


Амурский Улак породнился с якутской Эльгой

Погожий осенний день 2 октября 2000 года. Вертолет "Благовещенских авиалиний", сделав заправку в аэропорту "Зея", поднимается над городом. Позади два часа полета из Благовещенска. Еще минут 40, и будем на месте - в поселке Горный, а там до разъезда Улак рукой подать.

И вот уже десант амурских теле-, радио- и газетных журналистов трясется в будке "вахтовки". За окном мелькают красоты таежной осени - золото лиственниц и берез, багрянец дубов, изумруд сосен. Настрой был на лицезрение забивания первого колышка будущей железной дороги Улак-Эльга. Но подоспели к еще более грандиозному моменту - отсыпке первых кубов грунта в основание будущей гасыпи.

Приподнятость настроения собравшихся здесь чувствуется во всем. И атакованному прессой начальнику ПМК-147 АО "Бамстроймеханизация" В.А. Улановскому, чувствуется, не просто сдержать пафос, привычно рождающийся при любом грандиозном зачине. Вот и я, заметьте, не удержалась от высокопарности, выведя на бумаге слово "грандиозный". Сколько раз здесь, в этой тайге, в 70-х, 80-х звучало это слово! Что было потом, вы знаете.

"Нерентабельный... не так и не там пролег... Чего только мы не слышали о БАМе последние годы... - досадуют мужчины-водители, строители, - А вот, поди ж ты, вот она, наша дорога".

Мы стоим у обочины большого БАМа - на сотни километров влево и вправо, на запад и восток от нас уходят, поблескивая "драгоценным" металлом, рельсы.

-Наконец-то дождались! Не сомневаюсь, с возрождением БАМа сбудутся мечты тысяч бамовцев, - говорит Валентин Афанасьевич Улановский.
- Правда, это событие - отсыпка первых кубометров грунта в дорогу на Эльгу - задержалось лет на десять. Еще тогда должно было начаться планомерное освоение БАМа, проложенного нами там, "где надо" - мимо несметных богатств востока России, рядом с многочисленными месторождениями. Утеряны годы...

Оценки Валентина Улановского, как и у многих здесь присутствующих, весьма авторитетны. Прибыл а БАМ в 24-летнем возрасте, и вот теперь ему около пятидесяти. Начинал с Тынды, дошел до Куанды. Пока затишье на автодороге Чита-Хабаровск, его мехколонна перекочевала сюда, в Улак, откуда и пойдет дорога на Эльгу.

...К отсыпке готовились уже около трех дней, начав выемку грунта. И сразу же ощутили, насколько труден впереди путь - "КамАЗ" грузнет, в топь садится. Его бульдозером вытаскивают, грунт подсыпают и снова вытягивают. Главный инженер проекта А.Л. Афремов и начальник экспедиции ОАО "Мосгипротранс" В.Н. Ларичев рассказывают, что прокладка железнодорожной ветки будет сложнее, чем самого БАМа, особенно при пересечении Станового хребта. Но игра стоит свеч. Якутская Эльга - уникальное месторождение коксующихся углей высочайшего качества. Заместитель генерального директора Балтийской строительной компании "Восток" Р.И. Демчук назвал цифру 2,5 миллиарда тонн. Таковы изведанные и "защищенные" запасы углей. Все же месторождение хранит в себе, по прогнозным данным геологов, 45 миллиардов тонн высококачественного угля. Руслан Иванович, открещивается от вопроса пишущей братии, на сколько хватит этих запасов, рискнул все же предположить - лет на 300...

"Какую же роль играет Балтийская строительная компания (БСК) "Восток", и при чем тут Балтика, когда кругом тайга?" - спросит неискушенный амурчанин.
-Так сложилось, - не вдаваясь в подробности, пояснил Р.И. Демчук, фактически исполняющий здесь роль начальника стройки.
- Важнее то, что сегодня БСК - единственный генподрядчик по всем объектам Министерства путей сообщения (МПС). На данной ветке до конца уже этого года БСК "Восток" наметила освоить 200 миллионов рублей. На следующий год - до трех миллиардов. А о дальнейших планах говорить пока рано - проект еще дорабатывается. Тем не менее есть твердое намерение уже через четыре года соединить амурский Улак с якутской Эльгой. За это время на белее чем 300-километровой железнодорожной ветке построят 57 больших и 229 малых мостов, четыре железнодорожных станции. Будут учтены и уроки БАМа, сыгравшего невеселую игру с судьбами тысяч людей. Стройка будет вестись исключительно вахтовым методом.
-Наша задача, - поясняет представитель БСК "Восток" при областной администрации Виктор Иванович Барабаш, - собрать всех оставшихся не у дела, разбросанных по стране бамовцев-строителей. Всем специалистам - строителям, железнодорожникам найдем работу.

Перспектива рабочих мест греет думки и хозяев местной тайги - жителей Зейского района, о чем нам рассказал глава районной администрации Н.И. Лихогруд. А гендиректор агрофирмы "Восток" Н.Г. Худолей просчитывает появление нового рынка сбыта, возможности агрофирмы в обеспечении стройки продуктами питания со своих полей.

-Наконец-то дождались! Будем строить малый БАМ!
-Вот оно, второе дыхание БАМа!
-Люди рады гулу тракторов, они так устали от безделья и безвременья.
-БАМ - это скелет дерева, которое скоро зашумит вот такими животворными железнодорожными ветками.

Я и мои коллеги не успеваем записывать новые цитаты ожившего БАМа, продолжив которые, можно слагать песни о стройке, о мужественных людях: "И сквозь туманы, и сквозь года..." Что-то знакомое шевельнулось в душе. Может, забытые чувства радости за других, может, гордости, может, надежды... Мы стоим у рельсов большого БАМа: вот оно примыкание новой ветки к трассе. Первые колышки, первый контрольный пикет. Отсюда с первых кубометров таежного грунта, с камазовских самосвалов ПМК-147, начинается дорога, которая поведет к месторождению Эльга.

И дополнение по теме

30 сентября 2000 года на разъезде Улак силами своей субподрядной организации МК-147 АО "Бамстроймеханизация отсыпала первые кубометры грунта в земляное полотно будущей железнодорожной линии Улак-Эльга". Были названы и люди, которые занимались организацией работ и отсыпали первые кубометры.

Сегодня на строительстве работает бригада под руководством Виктора Тимофеевича Дементьева. Мы попросили Валентина Афанасьевича Улановского ответить еще на ряд вопросов.

- Люди ждут от начавшегося строительства не только дивидендов в будущем, они надеются на новые рабочие места и хорошие заработки уже сейчас. 147-я мехколонна набирает рабочих? И как платит тем, кто уже работает на строительстве?
- Пока мы доукомплектовались людьми на старую технику. Новую технику пока не приобретали - не на что. Денег пока от Балтийской строительной компании не получили. Но компания пообещала - мне лично - платить от выполненных работ. Обещания были серьезные, выполнение первые есть, подписываются документы, ждем деньги конечно, люди надеются на новую стройку.

- Но до сих пор ваша мехколонна держалась на плаву, вы же выполняли и выполняете какие-то объемы работ.
- Мы работаем на трех объектах (Улак-Эльга стал четвертым): в Гонже, в Уруше и по заказу Тындинского отделения дороги занимаемся лечением земляного полотна. На сегодня по этим объектам платежи крайне плохие, у нас большая задолженность по зарплате, по налогам...

- На сколько лет ваше предприятие будет обеспеченно работой в связи со строительством будущей железнодорожной линии Улак-Эльга?
- Для нас работы как минимум лет на пять. А само Эльгинское месторождение будет давать уголь в течение 100 лет.

- Несмотря на то, что вашему предприятию живется не легко, вы содержите временный поселок. Не накладно?
- Но кто же сегодня с радостью тянет воз "времянку"? И тем не менее у нас собственный поселок, своя котельная, свои коммунальные сети и плюс спортзал "Радуга" - наверное, единственный "живой" в городе, где есть тренажерный зал.

- А работающих в мехколонне сколько?
- 212 человек.

- А как вы переживали поганые времена, когда зарплата не выплачивалась месяцами, налоги душили, поселок весел камнем на шее?
- Я перетерпел. И хочу надеяться, что кризис миновал. А вообще наша мехколонна - уникальное предприятие: из 200 с лишним человек 70-80% - "старички". Зоя Ивановна Берова - сейчас она работает главным бухгалтером - когда-то писала приказ о создании механизированной колонны № 147. 6 февраля 2001 года будет 25 лет, как я работаю в мехколонне. И со многими специалистами работаю бок о бок уже больше двух десятков лет.

... Известие о том, что Валентину Афанасьевичу Улановскому присвоено звание почетный транспортный строитель, пришло еще в августе. Вручали и обмывали этот знак в начале октября - когда В. А. Улановский вышел из отпуска. А я поздравляю Валентина Афанасьевича, а затем уточняя, когда он его получил, оба раза, ошиблась и попыталась почетного транспортного строителя "переделать" в заслуженного строителя Российской Федерации.

А может не зря?

Н. Требушевская