Введение, или -- начало
  История города Тында
  Администрация
  Прогулка
  Организации торговые и другие
  Масс-медиа
  Культурный и прочий досуг
  Окресности. Район и БАМ
  География
  Архив и разные документы
  Разности
  Другое


О проблемах Севера и северян

С распадом СССР Россия стала северным государством. Для сравнения: самая северная территория США (не считая Аляски) находится на широте нашей Белгородской области.

Районы крайнего Севера и приравненные к ним местности стали преобладающими. Даже географический центр нашей страны переместился уже за полярный круг. На бескрайнем российском Севере проживает всего 8% населения нашей страны, которые однако, создают пятую часть национального дохода России и около 60% совокупного экспорта. Северные территории - главное богатство России. Здесь сосредоточено почти 60% наших ресурсов. В первую очередь - это практически, вся нефть и газ России. Это все российские месторождения алмазов, большая часть месторождений золота и платины. Здесь добывается половина строевого леса да еще пушнина, речная и морская рыба.

Многие ученые и специалисты полагают, что Север всегда был и будет главным сырьевым источником России. Но наше государство медленно, но упорно уходит с Севера. Откровенная капитализация страны выбыла из рук правительства (да и само правительство менялось часто) всякие бразды правления, куда уж тут думать о проблемах севера. Вот один только пример: 14 февраля на пленарном заседании Государственная Дума рассматривала законопроект о северном завозе. Речь шла о поставках продукции и самого необходимого в населенные пункты севера России с особыми условиями завоза грузов.

Данный законопроект призван в первую очередь обеспечить жесткий контроль за использованием финансовых потоков, направленных на организацию северного завоза.

Правительство прислало в Думу отрицательное заключение на данный законопроект. По их мнению, никаких проблем с северным завозом последние две зимы не существует, в принципе. Но депутаты с этим не согласились и дали следующую оценку. Проблема есть. На сегодня роль правительства, к сожалению, заключается в том, чтобы ежегодно принять постановление, которое, практически, переписывается, где указано - провести северный завоз в такие-то сроки и, в лучшем случае, какие-то рекомендации. Мер ответственности нет. Ни за одно невыполненное постановление никто еще не ответил. Нарушаются Конституционные права граждан, они замерзают по вине исполнителей этой задачи, а спросить снова не с кого.

Этот пример объясняет, почему на Севере сложилась за последние годы ужасная социально-экономическая ситуация. Именно она вынудила более миллиона человек покинуть российский Север. Выехали, как правило, квалифицированные специалисты и трудоспособная молодежь. А остались, в большинстве, пенсионеры, у которых нет возможности перебраться на материк. Сегодня на Севере закрываются и забрасываются десятки населенных пунктов, предприятий, военные городки и заставы. Эти проблемы не остаются незамеченными.

Депутаты Государственной Думы провели недавно круглый стол по проблемам государственной политики в отношении Крайнего Севера с участием представителей профсоюзов и органов рабочего самоуправления. Основной темой обсуждения, как и ожидалось, стал вопрос северных коэффициентов, надбавок и пенсий. Единодушно было высказано мнение - правительство не оказывает в полной мере поддержку северным территориям. Приходится принимать немало усилий, чтобы обеспечить хотя бы частичное финансирование северных программ. От депутатов поступило предложение - государству не стоит распылять средства по всем северным территориям, а финансировать в большей степени регионы с особо жестоким климатом. Ведь есть районы, приравненные к северным, а северяне ездят туда отдыхать - погреться на солнышке, попить свежего молока и вволю поесть овощей и фруктов. Это замечание еще раз подтолкнуло на вопрос о том, что наступило время менять закон о районировании. Старый давно устарел. В нем финансирование напрямую зависит от количества проживающих на данной территории. Был приведен пример, что г. Мурманску долю финансирования от количества проживающих, а ведь Мурманск - незамерзающий порт и сама область - это не Якутия. Вчера снова показали поселок Депутатский, где из-за аварии дизельной станции никак не закончат восстановительные аварийные работы. А температура ниже 50 градусов. Вот вам и сравнение и принцип в районировании.

Новый закон о районировании, который разработан научными центрами правительство, вот уже почти восемь лет не решается внести в Думу на рассмотрение. Причина понятна, видимо, боится раздражать какую-то часть населения, кому придется урезать льготы.

Да, российский север не однороден и по климатическим условиям, и по отдаленности от центральной России, и по составу населения. И здесь необходим деффиринцированный подход к каждой обособленной группе населения.

На Севере проживает более 200 тысяч человек из числа малочисленных народов. Их вовлечение в цивилизацию и в общую систему народного хозяйства имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при дальнейшем развитии северных территорий.

Нельзя умолчать и о том, что сейчас параллельно идет так называемый процесс приватизации Севера частным капиталом. К власти в регионах Севера приходят крупные предприниматели. По этому вопросу очень убедительно прозвучало высказывание А. Поченка: "К приходу управленцев новой генерации к власти я отношусь положительно, ведь они знают, как зарабатывать деньги и как строить систему, чтобы она с наименьшими затратами давала возможность получения наилучшего результата. Поэтому я с огромным оптимизмом смотрю в будущее".

Я не случайно привел слова нашего главного "приватизатора". Но один из главных вопросов не дает покоя: готово ли его ведомство и, в целом, наше государство получить весомую долю прибыли за те богатства земли российской, которое оно отдает в руки частного капитала, а ведь они являются достоянием всего народа.

Есть ли у нас рычаги управления всем этим? Изучена ли мировая практика решения этих подходов - налогообложение, арендная плата, рента за использование месторождений, вопросы экспортирования добытого, да еще одно, пожалуй, первостепенное - где безупречно частные чиновники, которые будут, не щадя живота, радеть и контролировать долю прибыли государства в этом деле и чтобы она точно попадала в государственную казну, а не мимо. Ведь примеры приватизации больших предприятий и очень многое другое убедительно показывают, что правительство во многом ошиблось в своих ожиданиях и расчетах. И в то же время Государственной Думе поднимаются вопросы пересмотра результатов и законности проведенной приватизации. Но, увы. Если есть нарушения - это дело прокуратуры и суда. Закон братной силы не имеет.

Вопросов много. Поживем - увидим.

Обзор подготовлен из материалов обозревателей центральных СМИ.