Введение, или -- начало
  История города Тында
  Администрация
  Прогулка
  Организации торговые и другие
  Масс-медиа
  Культурный и прочий досуг
  Окресности. Район и БАМ
  География
  Архив и разные документы
  Разности
  Другое


Тындинская №1 - остров стабильной нормальности

 

21 сентября 2002 года достояние не только нашего города, но и Амурской области - первая Тындинская гимназия отпраздновала свой десятилетний юбилей. "Гимназия изначально была, есть и будет тем Чистым Истоком, от которого наши выпускники начинают свой путь в "Прекрасное Далеко"", считает ее создатель В. Самолюк.

Сегодня ему слово.

 

Рождение первой Тындинской гимназии проходило в период бурного расцвета инновационных процессов в сфере образования, под знаком широкого движения педагогической общественности за демократизацию и гуманизацию школы, за "личностно ориентированный подход", за педагогику сотрудничества и т.п.
В воздухе носилось предчувствие небывалого будущего, вдохновенного, светлого и радостного. Разбуженная перестройкой мысль требовала немедленных созидательных действий. И вот долгожданный и прогрессивный Закон РФ "Об образовании" (1992г.) предоставил счастливую возможность действовать. Именно под сенью нового Закона созревало правовое сознание участников творческого процесса. Это он (закон) позволил ломать устоявшиеся стереотипы, раздвигать границы возможностей образовательного пространства, вызывать к жизни дремавшие мощные педагогические и организаторские таланты.

Несомненно, мысль о создании гимназии в столице БАМа созревала и билась не один год, но возможность ее реализации открылась лишь в сентябре 1992г. Зато какая удивительная возможность!

В течение трех недель, с 1 по 20 сентября, удалось совершить настоящее чудо - подготовить необходимые юридические документы, получить разрешение во всех мыслимых и немыслимых инстанциях, убедить, вдохновить и принять на работу известных и авторитетных в городе учителей, организовать набор первых гимназистов в 10-й и 11-й классы.

21 сентября 1992г. с благословения настоятеля Хабаровского кафедрального собора игумена Тихона в гимназии прозвучал первый звонок, известивший о рождении уникального гуманитарного образовательного учреждения, в котором уже десятый год чудесным образом сбываются мечты многих детей и взрослых о хорошем образовании, о свободе выбора, о духовном возрастании в истине, о добрых отношениях учителей и учеников, о светлом будущем.

И девиз гимназии "Честь. Достоинство. Отечество. Прилежание", и нравственный призыв "Спеши делать добро", и замечательный герб, и справедливый Кодекс гимназиста, и душевный гимн не дают усомниться в благородстве целей и задач, поставленных перед гимназией современностью. Нет также оснований для сомнений в истинности и научности используемых здесь современных образовательных технологий.

Евангельская мудрость советует оценивать людей по их делам. 335 жизнеспособных выпускников гимназии говорят о славных делах педагогического коллектива ярко и наглядно. 61 медалист, в том числе 22 - золотых. 327 выпускников поступили в высшие учебные заведения с первой попытки, 7 человек учатся в среднетехнических учебных заведениях и готовятся к дальнейшей учебе в ВУЗах. Многие выпускники, получив высшее образование, продолжают учебу в аспирантурах или на вечерних факультетах университетов. Особенно греют сердца педагогов талантливые и очень трудолюбивые выпускники, которые упорным трудом добились значительных успехов. Такие как Денис Кравченко, получивший хорошее инженерное образование в Санкт-Петербургском государственном техническом университете. В настоящее время он обучается в аспирантуре, является одним из лидеров петербургской молодежи, работает помощником депутата Государственной Думы. Алексей Белобородов, Сергей Иванов, Юрий Сакович, Александр Усманов - выпускники Московской Академии ФСБ, надежные защитники российской государственности. Лилия Ковизина - выпускница юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель начальника юридического отдела Октябрьской железной дороги. Светлана Самолюк - выпускница факультета иностранных языков Российского государственного педагогического университета им. Герцена, преподаватель английского языка РГПУ и студентка юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Илья Прейс, Надежда Бабаева, Федор Белобородов - благополучные выпускники знаменитого и неприступного МГИМО. Ольга Семенова - выпускница Московской финансовой академии при правительстве РФ. Авторитетный диплом помог ей обрести в столице интересную и высокооплачиваемую работу. Дмитрий Мокляк - выпускник Московской академии милиции, сотрудник управления МВД Дальневосточной железной дороги в г. Тынде. Сергей Овчинников - выпускник Московской юридической академии, подающий надежды начинающий столичный правовед. Дмитрий Коваленко - талантливый студент Московского музыкального института им. Гнесиных. Мария Ковальчук, Константин Шахназарян - прилежные студенты Московского физико-технического университета им. Баумана. Егор Курник, Елена Бредихина, Григорий Козлов, Денис Сухоруков, Ольга Глыбина - счастливые студенты почтенного МГУ. Иван Садырин, Екатерина Филиппова, Ольга Путенихина, Мария Мотырева, Ирина Будлова, Анна Мирошникова, Михаил Ткачук, Ника Мельникова, Юрий Боев, Яна Фурлет, Ольга Гулиева, Максим Тортладзе, Ольга Мусихина, Яна Лунькова, Анастасия Белая, Нина Грачева, Василий Лазука, Денис Жданов, Алина Гель, Дарья Стрелова, Белла Шарапова, Наталья Климчук, Сергей Голубев, Наталья Румянцева, удивляющие своими способностями профессоров знаменитых московских и питерских университетов. Денис Леонов, Дмитрий Шестак, Виктория Сарнавская, Дмитрий Никоноров, Дмитрий Кутурченко, Елена Бусовикова, Вероника Рыбакова, Оксана Власюк, Элеонора Тур, Елена Лукиша, Василий Гибалкин, Андрей Збитнев, Артем Усачев и многие другие перспективные молодые тындинцы, осваивающие интересные и полезные профессии в высших учебных заведениях Новосибирска, Томска, Омска, Иркутска, Благовещенска, Хабаровска, Владивостока.

Практически о каждом выпускнике гимназии можно сказать как о человеке состоявшемся. Любознательных наших питомцев, победителей многих городских и областных олимпиад можно встретить не только в крупных студенческих городах России, но и в США, Германии, Франции, Украины, Белоруссии. Однако самая большая "колония гимназистов" обосновалась в столичных престижных университетах Москвы и Санкт-Петербурга - 112 человек, а в именитых ВУЗах Сибири и Дальнего Востока "грызут гранит науки" 158 родных студентов. Все они помнят своих учителей, благодарны им, стараются не подвести. Отрадно, что около 60% выпускников гимназии поступили в высшие учебные заведения на бюджетные места.

"Виновниками" замечательных достижений выпускников Тындинской гуманитарной общеобразовательной гимназии №1 являются звездные учителя - профессора, высокие профессионалы, владеющие секретами педагогического мастерства. В гимназической обстановке сотрудничества и взаимопомощи, свободы выбора и ответственности, доброжелательности и творческого содружества они смогли сполна открыть все свои дарования.

Особенно ярко вспыхнули педагогические таланты популярных и почитаемых гимназистами учителей - Гель Натальи Николаевны, учителя литературы высшей квалификации, создателя гимназической "литературной гостиной", Румянцева Юрия Августиновича, учителя истории высшей квалификации и любимого всеми учениками бессменного организатора и ведущего самой популярной в городе игры интеллектуального клуба старшеклассников "Брейн-Ринг", отличника народного просвещения. Мотыревой Нины Ивановны, учителя математики высшей квалификации, победителя городского и лауреата областного конкурсов "Учитель года", заслуженного учителя Российской Федерации, Марцинкевич Ольги Владимировны, учителя истории высшей квалификации, заместителя директора по научной работе высшей квалификации, психолога, руководителя научного общества гимназистов, известного Тындинского журналиста, отличника народного просвещения. Гибалкиной Натальи Викторовны, учителя географии высшей квалификации, творческого заместителя директора гимназии по учебной работе высшей квалификации.

Самых теплых слов благодарности и признательности заслужили своим результативным трудом Буренина Людмила Казимировна, учитель химии высшей квалификации, лауреат премии Сороса, Кацуба Марина Леонидовна, учитель биологии высшей квалификации, организатор и ведущий интеллектуальной игры "Звездный час", отличник народного просвещения, Высоцкая Елена Владимировна, учитель английского языка высшей квалификации, автор учебного пособия для гимназистов, Краева Мальвина Николаевна, учитель физики высшей квалификации, отличник народного просвещения, Красикова Иржина Романовна, учитель информатики высшей квалификации, руководитель городского методического объединения учителей информатики, Пакулова Ирина Владимировна, учитель французского и латинского языков высшей квалификации, автор учебной программы латинского языка, Гагась Марина Владимировна, художественный руководитель знаменитой и известной на Дальнем Востоке Академии моды, педагог дополнительного образования высшей квалификации.

В создании, становлении и развитии Тындинской гуманитарной общеобразовательной гимназии №1 приняли самое живое участие талантливые вузовские педагоги: профессор Мельникова Лариса Ивановна, зав. кафедрой психологии Амурского ИППК, доценты Довнар Галина Петровна, зав. кафедрой литературы БГПУ, Назарова Татьяна Васильевна, преподаватель кафедры русского языка БГПУ, Саяпина Галина Сергеевна, зав. кафедрой культурологии БГПУ, Братченко Сергей Леонидович, преподаватель кафедры психологии РГПУ им. Герцена, Чусов Александр Николаевич, зам. декана инженерно - строительного факультета СПбГТУ, Лапицкий Олег Иванович, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров БГПУ, и многие другие преподаватели ВУЗов, плодотворно сотрудничающие с гимназией.

Весомую лепту в укрепление престижа гимназии внесли преподаватели английского языка из США Патрик Лайли (1993г.), Хайди Шрек (1995г.), Чарльз Мак Клеллан (1999г.). Невероятным трудолюбивым и честным отношением к своим учительским обязанностям, исполнительностью и дисциплиной, доброжелательностью и открытостью они оказали благотворное влияние на гимназистов и всех сотрудников гимназии. Повседневное общение гимназистов с носителями английского языка побуждало их к добросовестной учебе и самосовершенствованию.

Полезный след в развитии гимназической педагогической мысли оставил научный эксперимент гимназии и Амурского государственного университета по совместному обучению студентов в гимназических аудиториях. В рамках эксперимента в 1997/1998году на базе гимназии был открыт 12 класс как первый курс АмГУ. Лекции по программам I курса факультета социальных наук гимназистам - студентам читали преподаватели университета, а семинары проводились учителями гимназии. Успех эксперимента впечатлял. Все гимназисты - студенты блестяще (без "троек") сдали зимнюю и летнюю сессии и были зачислены на бюджетные места II курса факультета социальных наук АмГУ.

Участие в таком интересном и ответственном эксперименте помогло учителям гимназии значительно повысить свой профессиональный уровень, успешно защитить звание учителя высшей квалификации. Не случайно Амурский государственный университет предложил гимназическому коллективу продолжить совместную работу. С 1 сентября 2002г. в гимназии вновь открыт 12 класс как I курс АмГУ. В течение года счастливые студенты будут изучать премудрости современных информационный технологий, а со следующего года продолжат обучение на II курсе АмГУ в г. Благовещенске.
Без преувеличения Тындинскую гуманитарную общеобразовательную гимназию №1 можно назвать хорошей школой как для детей, так и для многих взрослых. В настоящее время здесь работает 19 "титулованных" учителей высшей квалификации, что составляет 69% от общего количества гимназических педагогов.

В своей работе педагогический коллектив гимназии руководствуется принципами гуманистической психологии. В стенах гимназии царит атмосфера взаимного доверия и уважения прав личности на свободный выбор, атмосфера любви к ближнему, уверенности в завтрашнем дне; здесь ценится желание добра и справедливости, любознательность, честность, трудолюбие. Педагоги гимназии уверены, что неталантливых детей нет. Эту точку зрения разделяют и ветераны, и молодые специалисты, и недавно пришедшие в гимназию из других школ такие опытные учителя как Румянцева Анна Ивановна, Федорченко Зинаида Павловна, Панаева Татьяна Августовна, Тумановская Татьяна Александровна, Севиров Николай Павлович, Гордиенко Лариса Викторовна, Еремина Елена Яковлевна.

Приятно сознавать, что гимназия стала стартовой площадкой для творческого успеха многих известных ныне педагогов - Кац Тамары Витальевны, Камардиновой Валентины Тимофеевны, Кочетовой Раисы Семеновны, Плотниковых Галины Петровны и Валерия Адиевича, Ольхова Павла Анатольевича, Савельевой Натальи Алексеевны, Федорец Елены Алексеевны, Мотовниковой Елены Николаевны, Скорняковой Любови Павловны, Бириной Людмилы Степановны, Хаминской Лидии Ивановны и других.

Многие из них, уезжая из Тынды в другие регионы, или переходя в другие учебные заведения, остаются добрыми друзьями гимназии, вспоминают былое с благодарностью.
А уж благодарность гимназистов не имеет границ. В своих сочинениях, в стихах и даже песнях о гимназии они признаются в любви, восхищаются, желают процветания и долголетия, хороших учеников и здоровья, терпения и успехов. Став студентами, наши выпускники шлют гимназии открытки, телеграммы, благодарные и сердечные письма, звонят учителям, а на каникулах бегут проведать родную гимназию, иногда прямо с вокзала.
Любовь и благодарность наших учеников - вот главный источник творческого долголетия гимназии, ее несгибаемой педагогической и организаторской мощи, ее интеллектуального и духовного потенциала.
Именно любовь и благодарность двигала Снежаной Кокаревой и Оксаной Лебедевой, когда они сочиняли и впервые исполняли вдохновенный гимн гимназии.

 

I.
Это было в двадцатом веке,
В девяностых его годах.
Там, где стужа смиряет реки,
Там, где трасса идет в горах.
Встало здание в колонах белых,
Что гимназией мы зовем.
Превратившись в руках умелых
В самый лучший средь Тынды дом.
Припев:
Гимназия, гимназия!
Ты - Бамовская дочь
Да здравствует гимназия
И все догматы прочь.
Да здравствует содружество
Старанья и ума,
И педагогов мужество,
И наши имена!

II.
Мы отучимся и разъедемся
Станем взрослыми, а пока
Здесь поучимся, не поленимся,
Будем слушать Самолюка.
В зале Розовом потанцуем мы.
Под "Ямаху" мы попоем.
Наши силы непредсказуемы
Восходящим российским днем!

 

Что же, если не любовь водила рукой Ирины Трофимович (11 класс), когда она писала в своем сочинении: "Гимназия - это мой второй дом, а учителя мои вторые родители, гимназия - это лучшее, что было в моей жизни. Спасибо тебе огромное, гимназия, что ты есть". Ольга Селина признается, что гимназия помогла ей стать уверенной в себе, общительной, раскрепощенной, свободной, обрести хороших друзей. "Гимназия научила меня хорошо учиться, красиво чувствовать, верить в светлое будущее, стать ответственным и благодарным человеком", - считает Денис Кравченко. "Я очень благодарна родителям за то, что они разрешили мне учиться в гимназии. Каждый вечер я засыпаю с мыслями о моей завтрашней встрече с любимыми учителями, друзьями, новыми знаниями. Я люблю гимназию. Мне с ней всегда хорошо и весело. Я счастлива...", написала Оксана Власюк. А Дмитрий Коваленко и Даша Стрелова утверждают, что "гимназия - это школа 21 века. Она вдохновляет, зовет в страну знаний, помогает найти свое место в жизни".

Перечитывая сочинения гимназистов разных лет, вглядываясь в их светлые лица, очень хочется верить в скорое пришествие долгожданного светлого будущего в наше многострадальное Отечество.

Празднуя свой десятилетний юбилей, Тындинская гуманитарная общеобразовательная гимназия №1 уверенно смотрит в будущее. Ей есть чему радоваться: она внесла весомый вклад в дело реформирования школьного образования. Подавляющее большинство ее выпускников - это духовно и физически здоровые, свободные и мыслящие, любознательные и деятельные, ответственные и воспитанные, хорошо образованные и патриотически настроенные российские граждане.

В успехах гимназии есть немалая заслуга ее учредителей, попечителей, мудрых защитников гуманизма в образовании: Марка Борисовича Шульца, Семена Самуиловича Звеняцкого, Юрия Леонтьевича Саковича, Валерия Игоревича Гаврисевича, Федора Сергеевича Панченко, Анатолия Петровича Школьницкого, Владимира Николаевича Садовского, Сергея Ивановича Терещенко, Ирен Олеговны Шульц и многих других неравнодушных сторонников здравого смысла.

Педагогический коллектив гимназии выражает огромную благодарность дальновидным управленцам из Комитета по образованию Администрации Амурской области Макарьевой Нине Павловне, Селюч Марине Григорьевне, Носыревой Лидии Ивановне, Федирко Петру Андреевичу, Брагиной Наталье Владимировне, руководству городского управления образования - Туктаровой Фариде Гайзуллаевне, Прилепской Валентине Михайловне, Ивановой Антонине Михайловне, Гавриловой Вере Андреевне, Мищенко Елене Зиновьевне за терпение и лояльность, методическую и материальную поддержку в период гимназической весны.

Мы также помним и чтим светлую память Клинкова Александра Ильича, Лаевского Иосифа Авраамовича, добрых друзей гимназии.

Особую признательность и сочувствие заслужили наиболее одиозные наши земляки - противники гимназического образования. Их предвзятое отношение к самому факту существования первой Тындинской гимназии обеспечило нам отличную и бесплатную рекламу, а навязчивое требование "не пущать" и "отнять" вынуждало создателей гимназии очень внимательно изучать, добросовестно соблюдать и активно пропагандировать все действующие нормы российских законов прямо или косвенно причастных к образовательной сфере. Таким образом, неуемная "бдительность" пристрастных критиков серьезно укрепила правовое сознание многих участников и сторонников гимназического движения. Воистину, "не было бы счастья, да несчастье помогло". Сегодня, вспоминая прошлые баталии, педагогический коллектив от всей души желает нашим заблудшим оппонентам скорейшего просветления, искреннего покаяния и духовного возрождения.

Достойно пройдя трудные испытания, гимназия состоялась как остров стабильной нормальности. В чем же ее стабильность и нормальность? - можете спросить Вы, внимательный читатель. Попробуем ответить кратко.

Во-первых, стабильность гимназии обеспечивается нормальными взаимоотношениями участников учебно - воспитательного процесса. Педагогической конструкцией "ученик - учитель -родители - педагогический коллектив - администрация" управляет сотрудничество и партнерство, гуманность и уважительность, требовательность и терпимость. Педагоги гимназии вооружены результативными образовательными технологиями, в том числе и актуальной теорией известного психоаналитика Э. Берна о возможностях различных (положительных и отрицательных) сочетаний "Я - позиций" в отношениях между людьми.

Жизненная позиция "Я личность - педагог (+), Ты личность - ученик (+)" ориентирует учителя и ученика на партнерские отношения в совместной образовательной деятельности, на успех в учебе; вызывает взаимное уважение и доверие; признает право другого на ответственный выбор.

Во-вторых, ученики в гимназии защищены от воздействия агрессивной социальной среды, от разлагающего влияния уличных вождей, соблазнов, страстей. "С кем поведешься, от того наберешься", - гласит народная мудрость. Гимназисты водятся с себе подобными - начитанными, умными, интересными собеседниками, спортивными и сильными, добрыми и отзывчивыми, совестливыми, воспитанными, трудолюбивыми.

В-третьих, гимназическая законность и порядок, эстетическая обстановка, чистота и уют, вежливость персонала, безопасность и душевный комфорт настраивают учеников на нормальный рабочий лад, воспитывают у них уважение к труду, бережливость и хозяйственность, культуру поведения и чувство благодарности.

В-четвертых, гимназия открыта для общения и сотрудничества. Гимназические педагоги щедро делятся секретами своего профессионального мастерства. Впервые в педагогической практике гимназия выступила в роли коллективного организатора системы дополнительного образования для школьников города. Здесь успешно действовали такие популярные объединения как Институт благородных девиц, школы бизнесменов и гардемаринов, социологическая лаборатория и международный клуб, литературная гостиная, ежегодный массовый Тындинский фестиваль "Молодые таланты". В настоящее время в гимназии успешно работают победитель и лауреат многих региональных и областных конкурсов, знаменитая Академия моды, интеллектуальный клуб старшеклассников города "Брейн - Ринг", студия иностранных языков, хореографический ансамбль "Стать", КВН, гимназические конкурсы "Умники и умницы", "Звездный час", "Зов джунглей", студия профориентации и другие познавательные, развлекательные и полезные объединения.

В-пятых, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - приглашает в гимназию еще одна народная мудрость. Приходите, приводите своих замечательных детей, увидите все сами и порадуетесь вместе с нами. Ведь успех гимназии - это и ваш успех. Ибо какие наши дети сегодня - такое наше с вами будущее завтра.

В. Самолюк, директор Тындинской гуманитарной общеобразовательной гимназии №1