История города Тында
  Администрация
  Прогулка
  Организации торговые и другие
  Масс-медиа
  Культурный и прочий досуг
  Окресности. Район и БАМ
  География
  Архив и разные документы
  Разности
  Другое


Узел связи

Современному человеку, как и жившему до Рождества Христова, трудно представить свою жизнь без услуг связи. От рождения слово с названием "Почта" ненавязчиво следует за нами по пятам.

Когда мы ностальгически вспоминаем первые годы строительства БАМа, говорим в основном о работе строителей, железнодорожников, первопроходцев, военнослужащих. Забываем вспомнить тех, без чьей работы невозможно было ни строительство БАМа, ни более или менее сносное существование тех, кто его приехал строить. Особо хочется сказать о работниках узлах связи.

Под звоны праздничных фанфар раздаются награды, звучат имена. И в эти мгновения как-то забываем о людях, к чьи услугам прибегаем регулярно с момента основания поселка Тындинского и начала строительства БАМа. Коллектив Тындинского узла связи сформировался уже в первые годы строительства, многие работники начинали свою трудовую деятельность в этом коллективе задолго до начала стройки. Основной состав его сохранился. У таких работников как Антакова З.Г., Скобченко А.Ф., Митрофанова М.3., Дружинина Л.А., Зорина Т.И., Антонов А.П., Васильева М.И., Васильева Н.Н. в этом коллективе прошла большая часть их жизни. Вместе шаг за шагом осваивали зону БАМа.

Государство заботилось о технике, о масштабах строительства, о сроках сдачи объектов и совершенно не обращало внимания на то, как налажен быт, создана ли сеть услуг, необходимых для нормального существования. За цифрами забывались люди, словно все должно был наладиться само собой, без всяких усилий со стороны. Маленький узел связи поселка Тындинского трещал по швам от навалившегося на него объема работ, от потока писем, посылок, людей, захлебывался от бездорожья, недоступности тех мест, куда приходилось доставлять почту. Телефонистки глохли после смены от тех перегрузок, которые приходилось испытывать.

Машины ГАЗ-66 доставляли почту туда, где с трудом проходили вездеходы. Шли по тайге, по бездорожью к строителям, переправлялись через реки, ехали по неокрепшему льду. Шоферы помнят эпизоды, когда начальник отделения связи Рыкалин Владимир Викторович выходил из машины и шел впереди нее, проверяя надежность пути, а водитель вел машину следом, ориентируясь на спину своего начальника. Наконец достигали цели. Радостные и восхищенные крики строителей ("Как вы сюда попали?") были наградой за долгий, опасный и изматывающий путь. Не эти ли посылки и письма из дома помогали строителям совершать подчас невозможное?
Бывало и такое - почтовая машина добиралась до места, а строители уже ушли дальше. Тогда - короткий отдых и снова в путь. Туда, где их с нетерпением ждали. Весь этот путь освоения зоны БАМа прошел шофер узла связи Антонов Я.И., с 1971 года он остается бессменный водителем.

Профессия почтальона была в молодом городе особо значимой, его ждали в каждом доме. Выписывали газет и журналов много, а машин; чтобы их развозить адресатам не было. Помните, в детском стихотворении: "Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?" Сказать, что сумки были толстые, все равно, что не сказать ничего. Тяжесть сумки почтальона, с которой приходилось ходить от дома к дому, может оценить только тот, кто хоть однажды это испытал на себе. Газет и журналов было так много, что все они в сумке не помещались, часть из них приходилось нести в руках, прижимая к груди и животу. Почтальонами были молодые девушки и женщины, чьи профессии на всесоюзной стройке оказались невостребованными, это была еще и самая низкооплачиваемая работа. Особого образования здесь не требуется, но существенным и необходимым условием являются такие человеческие качества как, доброта, отзывчивость, душевная теплота, альтруизм. Без таких качеств работа почтальона становиться невыносимой.

Васильева Мария Ивановна приехала в Тынду в 1977 году из города Беломорска. Была поваром, шофером, потом пошла работать на почту. Здесь и нашла свое призвание. Ей нравилось быть почтальоном, так как она работала с людьми и для людей. "Кругом люди, постоянно среди людей. Незнакомые люди на улице останавливаются, здороваются, улыбаются, потому что узнали. Спрашивают о делах, о здоровье",- с улыбкой вспоминает годы работы почтальоном Мария Ивановна. Жила в Восточном, а работала в Тындинском узле связи. Рейсовых автобусов не было, приходилось добираться на попутных машинах, нередко ходить пешком. Помните, какие морозы были в 70-ые годы? Но на них никто скидку не делал. Почту нужно было доставлять во время. Васильева Мария, отработав день в Тынде, вечером брала почту и несла ее в Восточный. Было и такое: в 12 часов ночи до Восточного пешком, а в 4 утра назад. Молодость брала свое: после работы дискотека, концерты, сама принимала участие в выступлениях художественной самодеятельности. Молодость в те годы действительно была молодой. Не было привычки жаловаться на трудности жизни, плакаться на судьбу, на то, что тебя не понимают или в чем-то обделяют. Просто жили и радовались жизни. Не ждали, когда кто-то поможет и организует, а делали ее интересной для себя сами. Может поэтому, у Марии Ивановны и тех с кем она начинала работать в этом коллективе, нет сожаления о прожитых годах и желания начинать все сначала. Днем Васильева Мария перебирала почту, таскала тяжелые сумки с газетами и журналами, вечером танцы, концерт, а ночью училась - заканчивала заочно Хабаровский техникум связи. Сейчас работает бухгалтером.

Сегодняшним почтальонам тоже нелегко. Отношение к их профессии несколько изменилось, машины подвозят почву к домам, остается только разложить почту по ящикам.... А ящиков зачастую не бывает - последствия вандализма. Приходится доставлять почту в квартиру, рука почтальона тянется к кнопке лифта, а лифт не работает, тогда вперед - от этажа к этажу.

Сюда нередко приходят письма от родственников, потерявших своих родных, тех, кто когда приехал на строительство БАМа. Объявив в розыск, получают ответ: в списках мертвых не значиться. К работникам связи обращаются как к последней инстанции. Начинаются поиски пропавшего, через почтальонов от адреса к адресу выходят на того, кого так долго и безуспешно ищут. Родным сообщают новый адрес. Недавно пришло письмо от матери потерявшей сына. Пошли по адресу. Дома нет - давно сгорел. Подняли на ноги весь Мостострой, ЖКО и многих других. Парня нашли. Оказалось, что он живет в другом доме и матери не пишет. Большая заслуга в таких поисках Белкиной Галины Григорьевны, Березиной Веры Андреевны и еще многих и многих членов коллектива. Последнее время мы много говорим о бездуховности, жесткости и черствости, подобные случаи - пример обратного. Бездушные служащие и чиновники не берутся за дела подобного рода, ведь это не входит в их компетенцию. Коллектив связи считает своим долгом отвечать на подобные просьбы, хотя никто их к этому не обязывает, и в должностных инструкциях этот нет. Но они занимаются розыском, своей работой осушают чьи-то слезы. "Не почта, а розыскное бюро",- смеются женщины. Новый начальник узла связи Чингулин Сергей Николаевич совсем недавно приехал из Благовещенска и уже сумел по достоинству оценить высокий уровень квалификации кадров, благоприятную атмосферу в коллективе, личные и профессиональные качества каждого. О своем новом коллективе, своих подчиненных он говорит с удовольствием и нескрываемым чувством гордости.

Человечность - общая черта, объединяющая работников узла связи. Это коллектив с устоявшимися традициями, со своей своеобразной историей, которую еще предстоит изучить.

О. Владимирова