Алмазная война как пролог битвы за

минерально-сырьевые ресурсы Якутии

Ситуация, сложившаяся в последние годы в алмазно-бриллиантовом комплексе (АБК) России и вокруг него, получила в прессе броское название "алмазной войны". То, что происходит с отраслью, и впрямь напоминает длительную позиционную войну с противостоянием фронтов, периодическими атаками нападающей стороны и отсиживанием в окопах обороняющейся, разведывательными вылазками и подбрасыванием в стан врага прокламаций подрывного содержания... При этом постоянно корректируются направления атак, нападающими вводятся в действие структуры федеральной исполнительной власти, гибко меняются декларируемые для общественности причины противостояния, изобретаются новые методы борьбы. Состав же основных "вдохновителей" агрессии, объединенных корпоративными интересами, а также цель борьбы -- запасы природных алмазов в Западной Якутии и право распоряжения их добычей и сбытом -- остаются неизменными.

На фоне схватки, продолжающейся несколько последних лет, парадоксальными выглядят три четко сформулированных вопроса. Почему агрессор, выступая под патриотическими знаменами и такими же лозунгами, открыто действует с прямо противоположной целью -- развалить алмазно-бриллиантовый комплекс России? Почему государство в лице его конкретных чиновников в условиях жесточайшего экономического кризиса ведет беспощадную борьбу на уничтожение с государственной же по сути дела структурой -- одной из наиболее эффективных в мире (в производственном, технологическом и финансовом отношении) алмазодобывающей компанией "АЛРОСА"? Почему реформаторы-рыночники, возглавляющие федеральное правительство, применяют в борьбе совершенно нерыночные методы?

Ответы на эти вопросы, полагаю, заставят задуматься многих, прежде всего законодателей федерального уровня, а также их коллег из субъектов Федерации, поскольку они имеют немалые возможности защитить экономические интересы страны.

Старый партнер России

Изменение отношений собственности в России привело к образованию новых субъектов хозяйствования и управления в АБК. В 1992 году была создана компания "Алмазы России -- Саха" ("АЛРОСА"), впервые в нашей стране объединившая в рамках одной структуры добычу алмазов, их сортировку и реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Но вскоре вместо одного появились три продавца необработанных алмазов -- "АЛРОСА", Роскомдрагмет РФ, Комдрагмет Республики Саха. Почему потребовались дополнительные торговые каналы? Потому что возникли новые центры интересов внутри и вокруг алмазной промышленности. Свои права на ценный природный ресурс заявила Якутия. В сфере огранки через стремительно развернутую сеть совместных предприятий стал утверждаться зарубежный капитал. Резко возросла роль коммерческих банков. Поскольку охотников продавать алмазы за рубеж стало больше, то появились требования, и в первую очередь со стороны руководства Роскомдрагмета РФ, за которыми стоял иностранный ограночный капитал, о пересмотре отношений российской алмазодобычи концерном "Де Бирс". Именно это дало повод к "алмазной войне", именно здесь прошла "линия фронта" и определились позиции сторон.

Как известно, отношения эти возникли еще в начале 50-х годов буквально с момента зарождения отечественной алмазодобывающей промышленности. Организованная за десятилетия до того одноканальная система сбыта необработанных алмазов через Центральную сбытовую организацию (ЦСО) концерна "Де Бирс" показала высокую эффективность. Контролируя спрос и предложение с постоянным преобладанием первого над вторым, объединяя всех крупных продуцентов и создавая таким образом монополию производителя, "Де Бирс" богател сам и одновременно давал возможность богатеть алмазодобывающим странам.

Начав сотрудничать с "Де Бирс", наша страна постоянно улучшала свои позиции в этих взаимоотношениях, приобретала ряд преимуществ. Так, Россия независимо от ЦСО обеспечивает потребности отечественной промышленности в ювелирных и технических кристаллах, чем дальше, тем заметнее участвует в регулировании мирового алмазного рынка, осуществляет экспорт по устойчивым ценам, что обеспечивает стабильность алмазодобывающей отрасли. Именно поэтому "АЛРОСА" остается одним из немногих российских предприятий, которые расширяют выпуск продукции и даже вводят в строй новые производственные мощности.

Вполне естественно, что крупнейший в стране производитель 99,8% всей отечественной алмазодобычи, к тому же наделенный указами президента функцией монопольного экспортера, заинтересован в продолжении сотрудничества с "Де Бирс".

В этом же заинтересована и Якутия, поскольку около половины ее бюджета формируется за счет деятельности компании.

Однако в сотрудничестве с "Де Бирс", по крупному счету, заинтересована и Российская Федерация в целом, поскольку наполнение бюджета Якутии за счет налогов от добычи алмазов освобождает федеральный бюджет от существенных дотаций бюджету республики.

Таким образом, фронт сторонников продолжения сорокалетнего сотрудничества с "Де Бирс" налицо. Обобщенное его название -- государственные интересы. А кто же на другой стороне?

Чиновник России в стане ее врагов

Фронт противников более обширен и разнообразен. Прежде всего это иностранный ограночный капитал. Его проникновение в Россию связано с созданием большого количества совместных ограночных предприятий, причем в качестве местного соучредителя зачастую выступали государственные структуры -- от Роскомдрагмета РФ до Управления делами Президента РФ. Это явление можно считать чисто российским феноменом, так как в абсолютном большинстве стран коммерческая деятельность систем госаппарата в альянсе с частными фирмами невозможна. Иностранные совладельцы -- в основном это бывшие советские граждане, ныне имеющие преимущественно израильское или бельгийское подданство, -- обрели в лице заинтересованного чиновничества мощного покровителя и лоббиста, получили рычаги влияния в высших эшелонах власти. Вплоть до того, что не только Роскомдрагмет был проводником идей и документов СП, но и сами представители зарубежного ограночного капитала стали выходить на уровень первых руководителей государства.

Владельцы СП получили доступ к широкому ассортименту качественного сырья, которого они не имели бы, делая покупки на свободном рынке. Они работают с алмазами в России с минимальными затратами на основные средства производства, арендуют помещения у задавленных нуждой государственных ограночных предприятий, используют труд квалифицированных рабочих, на подготовку которых сами не затратили никаких средств. Но главное -- они обрели возможность вывозить алмазы за границу якобы для обработки их там "на давальческой основе", а зачастую просто нелегально. Причем закупали они камни в России по "оптовой" цене, устанавливаемой Роскомдрагметом, а перепродавали за рубежом, естественно, по мировой. Разница примерно в 10 процентов давала такую выгоду, что в последние годы этот бизнес расцвел пышным цветом. Благодаря ему в Израиле было создано несколько тысяч новых рабочих мест, более того -- эта страна, не добывая ни одного карата сырья, превратилась в шестого по значению в мире экспортера необработанных алмазов. Для придания операциям мало-мальской благопристойности был даже изобретен еще один российский феномен -- алмазный "полуфабрикат", когда на камень наносилась одна грань, и он таким образом как бы уходил из категории сырья, экспорт которого лимитировался соглашением с "Де Бирс".

Зарубежные фирмы, оперирующие российским сырьем, выполняли и свою стратегическую задачу -- оказание давления на "Де Бирс". Дело в том, что в последние годы относительно стабильный рост цен на алмазное сырье не сопровождался аналогичным ростом цен на отшлифованные бриллианты. Огранщики и дилеры стали жаловаться, что их марка сокращается до нуля, делая бизнес бессмысленным. В более выгодных условиях оказались те, кто приобретал исходный материал не через ЦСО, а по чрезвычайно привлекательным каналам -- через российские СП. Возникшая конкуренция должна побудить концерн "отпустить" цены, увеличить разницу между стоимостью алмаза и бриллианта (сегодня она составляет в среднем 9 процентов). Если бы в конечном итоге удалось развалить одноканальную систему, мировой алмазный рынок превратился бы в рынок покупателя, где право диктовать цены перешло бы к переработчикам. Должна ли Россия как алмазодобывающая страна содействовать такой стратегии?

На деятельность СП, многие из которых были ограночными лишь фиктивно, а на деле занимались чисто спекулятивной деятельностью, без всякого восторга взирали алмазодобытчики "АЛРОСА", не понимая, почему они должны дарить им часть своей экспортной выручки. Так же мало энтузиазма испытывала Якутия, которая не досчитывалась соответствующего объема налоговых поступлений. Для федерального бюджета подобная практика тоже означала сужение налогооблагаемой базы, хотя в Правительстве РФ беспокойства по этому поводу почему-то не выказывали.

Однако более всего "давальческие операции" раздражали "Де Бирс", поскольку размывали основы организованного рынка, создавали избыток предложения и провоцировали падение цен на некоторые категории товара. Последнее весьма ощутимо сказывалось на алмазодобытчиках. По подсчетам "АЛРОСА", в 1993--1995 годах "Де Бирс" недополучил по этой причине сотни миллионов долларов. Поэтому в очередном торговом соглашении, которое должно было бы начать действовать после истечения срока действия предыдущего (31 декабря 1995 года), содержался пункт о прекращении "давальческих операций".

Для большинства так называемых ограночных СП на территории России это означало конец доходного бизнеса и самоликвидацию, с чем, разумеется, не пожелали смириться ни иностранные держатели капитала, ни их московские партнеры и покровители. Проект нового торгового соглашения с "Де Бирс", проработанный в мельчайших деталях еще к началу 1996 года, восемь раз возвращался правительственными и президентскими инстанциями на "экспертизу" и "доработку".

Одновременно в прессе для легализации такого саботажа и создания искаженного образа в общественном сознании была развернута кампания по обвинению "АЛРОСА" в том, что она хочет превратить страну в "сырьевой придаток "Де Бирс" и "удушить российскую огранку". Примечательно, что заявляли об этом в основном руководители Роскомдрагмета, которые сами как раз и душили государственные предприятия системы "Кристалл" (московский завод им удалось удушить окончательно) в интересах СП. Патриотические лозунги звучали особенно фальшиво в устах людей, которые одной лишь аферой с "Голден АДА" нанесли казне ущерб почти в 200 млн долларов.

Примечательно также, что жупел "сырьевого придатка" использовался на фоне кардинального смещения приоритетов отечественной экономики в пользу экспортных сырьедобывающих отраслей.

К началу своей новой истории Россия пришла финансовым банкротом. Чтобы получить иностранные кредиты, сначала следовало заплатить по старым просроченным долгам. Международный валютный фонд, который разработал стратегию экономической реформы для России, дал ей рекомендации, которые он дает обычно странам-должникам: снижать внутреннее потребление и сокращать финансирование отраслей, работающих на внутренний рынок, при одновременном стимулировании экспортных отраслей, конкурентоспособных на внешнем рынке, с тем, чтобы полученную таким образом валюту использовать для оплаты внешних долгов, а часть направить на "критический" потребительский импорт во избежание социальных потрясений. Конкурентоспособными экспортными отраслями в России являлись как раз сырьевые отрасли. Интенсивный вывоз нефти, природного газа, цветных металлов, древесины, продуктов химической промышленности и нефтепереработки привел к тому, что уже с 1992 года стало формироваться положительное сальдо внешнеторгового баланса, которое к 1995 году достигло существенных величин. Однако вывоз рос при одновременном сокращении производства, что сужало сырьевую базу отечественной промышленности. А поскольку физический рост экспорта сопровождался снижением его эффективности, то это затрудняло погашение долгов. Серьезного притока иностранных инвестиций и выгодных кредитных заимствований вопреки ожиданиям не произошло.

Странно, однако, что такие ожидания вообще были. Вкладывать средства в развитие российской экономики никто не собирался изначально. Наша страна сегодня идет по пути, который уже прошли до нее в 80-х годах государства так называемого "третьего мира". Следуя рекомендациям МВФ, они оказались в платежном тупике, единственным выходом из которого было подчинение диктату сильнейшего в лице развитых капиталистических государств, а точнее -- их транснациональных корпораций. На смену жесткому силовому колониальному господству прошлого века пришла так называемая колониальная демократия с ее политико-экономическими и информационными методами воздействия, но с сохранением прежней сути: выкачиванием ресурсов из сырьевых периферийных экономик. Формируя новую колониальную страгетию, наиболее развитые государства мира стремятся дать достойный ответ на вызов XXI века, в который вступают в обстановке противоречия между высокой концентрацией накопленного капитала, производственного потенциала, передовых технологий, с одной стороны, и истощением национальных природных запасов -- с другой. В этом контексте трудно переоценить значение такого богатого ресурсного источника, как Россия.

На фоне изменений в структуре российского экспорта положение дел в алмазной отрасли выглядит более благополучно. По статистике ЦСО "Де Бирс", к концу 80-х годов вывоз алмазов из СССР достиг максимальных величин и в 1989 году составил 967,5 млн долларов. Однако в 1996 году "АЛРОСА" реализовала продукции уже на 1,44 млрд долларов. Из этого объема только половина (примерно на 700 млн долларов) была реализована на внешнем рынке через "Де Бирс". Так что если интенсификация алмазного экспорта имеет место, то лишь нелегальными и полулегальными усилиями СП при активном содействии "борцов" против статуса "сырьевого придатка".

Сам факт возниковения компании "АЛРОСА", обретения товаропроизводителем права самостоятельно сбывать свою продукцию означал для чиновников Роскомдрагмета и "Алмазювелирэкспорта" утрату значительной доли своей власти. Хуже того, все чаще начал звучать вопрос: а нужны ли эти структуры вообще, тем более в прежнем объеме? Это означало посягательство на многие должности. Вдобавок присутствовал и меркантильный интерес: из рук чиновников выпали рычаги, посредством которых они могли бы направлять алмазные потоки в сторону СП. Неудивительно, что в заинтересованных кругах стали разрабатываться планы расчленения единой компании и возврата к системе, когда горняки добывали и сдавали товар, ни о чем не спрашивая, а экспортеры продавали его, не отчитываясь перед ними. Предлагалось все это в виде "унитарного государственного предприятия" с названием "Росалмаз", в виде федерального алмазного центра и т.п. Но для того, чтобы отнять у "АЛРОСА" функцию реализации, надо было доказать, по крайней мере высокому начальству, что она с этим справляется плохо. А наилучшие возможности давали приостановка экспорта и неполучение компанией соответствующих доходов. Так что еще и эти соображения привели руководство Роскомдрагмета в первые ряды противников соглашения с "Де Бирс".

Свою лепту в процесс торможения внесла и часть госаппарата, занимавшаяся проблемами противостояния федерального центра и региона. Поскольку "АЛРОСА" является основным предприятием Якутии, обеспечивающим поступление бюджетных средств в республику и налоговые расчеты с центром, ее ослабение с неизбежностью влечет за собой финансовое оскудение субъекта Федерации, ставит его в зависимость от благоволения федеральной власти. Так что манипуляции с хозяйственным положением компании дают Москве реальные рычаги для усиления политического давления на Якутск.

Наконец, судя по всему, поучаствовали в затягивании процесса переговоров и коммерческие банки. Дело в том, что подписание торгового соглашения с "Де Бирс" было тем условием, которое буквально на следующий день открыло бы поток кредитов для "АЛРОСА" со стороны Эксимбанка США и консорциума крупнейших зарубежных банков, объединенных для этой цели английским Nat West. Но получение кредитов на выгодных условиях мирового рынка автоматически выводило компанию из-под влияния ее внутренних кредиторов с их жесткими условиями кредитования и высокой платой за предоставленные кредиты. Кроме того, был бы создан прецедент, означающий резкое расширение возможностей по привлечению капитала. На международном конкурентном поле российские банки заведомо проигрывали, а внутри страны они позволяли себе обставлять любой кредит требованиями открыть у них свой счет и проводить через этот счет часть ликвидных средств предприятия, в том числе и средств, идущих на воспроизводственные цели. Контроль (или управление) денежными потоками, обслуживающими реальный сектор, позволяет банкам извлекать дополнительную прибыль с минимальным риском. ОНЭКСИМбанк, например, рекомендовал компании проводить закупку материалов и оборудования у организаций, подконтрольных его группе. Кроме того, только в условиях острого финансового "кислородного голодания" "АЛРОСА" может пойти на разработанную Минфином совместно с банками систему сдачи алмазов в Госфонд под "вексельные кредиты", при которой банки приобретают ровно столько, сколько теряют производители. А в перспективе совсем неплохо получить собственность "безнадежного должника" в ходе начавшегося этапа "окончательной приватизации". Вот почему влиятельные российские коммерческие банки оказались в группе противников соглашения с "Де Бирс".

Однако вовлеченность российских банков и групп, стоящих за ними, в "алмазную войну" объясняется, по-видимому, не только интересом собственно к компании "АЛРОСА" или торговому соглашению. Вообще, столь напряженная суета вокруг предприятия неадекватна его скромной однопроцентной доле в общей сумме российского экспорта. Но дело в том, что компания -- ключ к Якутии, к ее колоссальному ресурсному потенциалу.

Что вскрывают алмазным резцом?

Республика Саха (Якутия) располагает практически всеми полезными ископаемыми, необходимыми для успешного развития и функционирования промышленности и сельского хозяйства. Сырьевой потенциал Якутии способен не только обеспечить необходимыми видами минеральных ресурсов Дальневосточный регион, но и стать мощной, высокоэффективной, экспортоориентированной отраслью народного хозяйства России.

В Якутии открыты и частично разведаны уникальные месторождения алмазов, редких металлов (ниобия), сурьмы и коксующихся углей. Причем качество запасов и их эффективность в мировом балансе сырья выглядят впечатляюще. Так, например, даже в условиях российского экономического кризиса доход от эксплуатации месторождений алмазов составляет около 0,5% ВВП России. Мировое лидерство по производству ниобия (84,9%) принадлежит Бразилии, которая одновременно занимает первое место в мире (без учета России) и по запасам этого металла (89,7%), сконцентрированного в двух крупнейших месторождениях -- Араша (70,1% мировых запасов) и Тапира (19,6% мировых запасов); однако якутское месторождение Томтор при сходной технологии переработки руд с вышеуказанными объектами превосходит оба месторождения по запасам и прогнозным ресурсам пятиокиси ниобия и в случае его разработки может на сотни лет стать ведущим поставщиком ниобия на мировой рынок (в настоящее время емкость мирового рынка колеблется в пределах 14,0 -- 18,0 тыс. в год).

Якутские месторождения сурьмы, даже без учета содержащихся в них высоких концентраций золота, по качеству запасов превосходят все, что известно по данной отрасли в мире; при этом следует подчеркнуть, что в Якутии имеются значительные перспективы выявления новых богатых месторождений сурьмы, аналогичных эксплуатируемым.

И, наконец, месторождения коксующихся углей Южной Якутии. Они привлекают крупными запасами и прогнозными ресурсами, компактным размещением, значительной концентрацией мощных угольных пластов и высоким качеством углей. Эти месторождения хорошо вписываются в транспортную (Байкало-Амурская магистраль и ее северное ответвление Тында--Беркакит--Алдан) и энергетическую (свободные мощности Зейской и Нерюнгринской электростанций) инфраструктуру региона, а также отличаются выгодной территориальной привязкой к стратегически важному району, включающему ряд промышленно-развитых стран, импортирующих для металлургической отрасли коксующиеся угли и другие компоненты металлургического производства.

Помимо уникальных, в Якутии известны месторождения мирового класса (по запасам и эффективности отработки) и других полезных ископаемых -- рудного золота, рудного олова, высококачественных железных руд, энергетических углей и природного газа. Общероссийское значение имеют месторождения нефти, россыпного золота, россыпного олова, полиметаллов (свинец, цинк), вольфрама, ртути, апатитов и цеолитов (высокоэффективные адсорбенты); по большинству полезных ископаемых имеются крупные утвержденные запасы, по ряду месторождений исследования остановлены на стадии поисково-оценочных работ (свинец, цинк и т.д.). Региональное значение имеют месторождения серебра, полудрагоценных и поделочных камней (хромдиопсид, нефрит, чароит, гидрогроссуляр, мамонтовая кость и т.д.), различные слюды, графит, облицовочные камни, минеральные воды, а также весь набор строительных материалов.

Изложенный перечень открытых и разведанных (или частично изученных) месторождений и видов минерального сырья ограничивается только степенью изученности региона. Гигантская (3,1 млн кв.м) территория Республики Саха (Якутия) опоискована неравномерно и недостаточно -- в истории крупных геологических открытий в Якутии последняя страница еще не написана. Однако даже при столь слабой изученности региона здесь имеются благоприятные перспективы открытия и других месторождений.

Ценность минерально-сырьевого потенциала Республики Саха (Якутия) заключается не только в крупных запасах и уникальных концентрациях полезных компонентов; многие месторождения различных видов минерального сырья характеризуются весьма благоприятным географо-экономическим положением. Так, например, в Южной Якутии крупные месторождения коксующихся углей и высококачественных железных руд образуют уникальное сочетание для создания новой высокоэффективной металлургической базы России. Благоприятное положение (по отношению к водным транспортным путям, энергетике и другим действующим элементам инфраструктуры) занимают месторождения алмазов, рудного и россыпного золота, полиметаллов, апатитов и т.д. Крупнейшее в мире месторождение редких металлов Томтор расположено в районе действующего Анабарского прииска АК "АЛРОСА"; при организации эксплуатации месторождения добытые ниобиевые концентраты (даже в объеме ежегодного мирового потребления ниобия на уровне 14--18 тыс. т) легко могут быть транспортированы в центральные районы страны с использованием Северного морского пути.

Долгое время камнем преткновения для освоения минерально-сырьевых ресурсов Республики Саха (Якутия) являлось отсутствие необходимой инфраструктуры -- транспортных путей и энергетики, а также наличие хотя и менее эффективных месторождений, но расположенных в более благоприятных регионах страны (республики Средней Азии). Однако строительство Байкало-Амурской магистрали и ее северного ответвления -- Тында--Беркакит--Томмот-- Якутск, а особенно распад СССР кардинально изменили ситуацию. Действительно, к настоящему времени основные месторождения важнейших полезных ископаемых бывших советских республик -- Казахстана, Киргизии и, частично, Узбекистана -- попали в руки иностранных компаний (по некоторым сведениям, преимущественно американских). Поэтому выбор России оказался весьма ограниченным. Европейская часть страны бедна полезными ископаемыми, а многие отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока либо не содержат важнейших сырьевых ресурсов, либо же оказываются еще более сложными для освоения, чем территория Республики Саха (Якутия).

Кроме того, выход железной дороги на р. Алдан (в 1998 г. планируется сдача во временную эсплуатацию участка Беркакит--Алдан протяженностью 294 км), ее дальнейшее продвижение на север (г. Томмот -- в 2000 г.) и выход на р. Лена в районе г.Якутска (станция Нижний Бестях -- в 2005--2010 гг.) существенно облегчает освоение минерально-сырьевых ресурсов не только Центральной Якутии и бассейнов крупных судоходных притоков Лены -- рек Вилюй и Алдан, но и других перспективных регионов Республики Саха (Якутия) с использованием многочисленных, хорошо освоенных зимников. Непосредственно в зоне влияния железной дороги Тында--Беркакит--Томмот--Якутск оказываются крупнейшие месторождения с разведанными и утвержденными запасами железных руд, коксующихся углей, апатитов, рудных и россыпных месторождений золота, месторождения слюды-флогопита, различных облицовочных материалов и т.д. В зоне влияния транспортной сети, которая образуется после прихода в г.Якутск вышеупомянутой железной дороги, оказываются месторождения нефти и газа, энергетических углей, рудного и россыпного золота, рудного и россыпного олова, полиметаллов и т.д. Не менее эффективно работает на перспективы ускоренного промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов Республики Саха (Якутия) и основная ветка БАМа, с которой при необходимости могут быть проброшены два небольших ответвления на север. Одно из них свяжет БАМ с Чаро-Токкинским железорудным районом, в котором сосредоточены крупные разведанные и утвержденные запасы железных руд, в том числе качество железных руд Тарыпахского месторождения позволяет производить концентраты высокой чистоты с содержанием железа 68--70% (так называемые суперконцентраты), пригодные для использования в порошковой металлургии и других прогрессивных технологиях получения металла. Второе северное ответвление свяжет БАМ с Токкинским угленосным районом, где по месторождению Эльга разведаны и утверждены значительные запасы коксующихся углей.

Захват через... приватизацию

Такими видятся перспективы освоения минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия) отечественным и зарубежным финансовым и деловым кругам. И надо признать, что при самом жестком экономическом подходе эти перспективы представляются достаточно реальными и привлекательными.

Дополнительной причиной, способствующей приближению сроков освоения минерально-сырьевых ресурсов Республики Саха (Якутия) из далеких десятилетий XXI века в ближайшие 5--10 лет, является постоянно декларируемое желание правительства страны и определенной части деловых кругов интегрироваться в мировую экономическую систему. Это желание подкрепляется жесткой необходимостью возврата крупных внутренних и внешних государственных долгов, которые не могут структурироваться бесконечно. Данная ситуация позволяет предполагать, что в условиях продолжающегося экономического кризиса правительство страны просто обречено на принятие мер, стимулирующих ряд отраслей промышленности, могущих дать быстрый экономический эффект. В этом отношении, как уже отмечалось, наиболее перспективными являются экспортно-ориентированные отрасли, и в первую очередь -- отрасли горно-добывающей промышленности, которые наименее пострадали от экономических реформ. Кроме того, подобное направление развития промышленного производства будет, по-видимому, активно поддержано развитыми западными странами. Однако эта схема развития событий может быть реализована только в том случае, если основные объекты наиболее ценных ресурсов останутся в руках отечественных предприятий.

Но реализация событий по указанному выше варианту далеко не очевидна, так как во многих регионах страны наиболее эффективные месторождения важнейших видов минерального сырья уже переданы иностранным компаниям. В качестве примера можно привести уникальные месторождения рудного золота в Магаданской области и на Камчатке, а также крупное месторождение рудного золота в Амурской области, характеризующееся высоким извлечением металла при использовании наиболее простых технологических схем. В случае широкого применения федерального Закона "О соглашениях о разделе продукции" в варианте, активно продвигаемом реформаторами, процесс массового перехода лучших отечественных месторождений в руки иностранных фирм многократно ускорится, так как в России этот товар имеет реальную ценность. Причем данный процесс представляет интерес не только для иностранных фирм, но и для отечественных деловых кругов.

Из вышеизложенного убедительно следует, что при любом варианте развития событий имеется крупный экономический стимул для передела собственности на недра. А поскольку в Республике Саха (Якутия) большинство месторождений еще находится в руках государства, они и вызывают повышенный интерес финансовых и деловых кругов, которые, используя свое лобби в правительстве и влияние на средства массовой информации, пытаются организовать ход событий по своему усмотрению.

Анализ полуторагодовой возни вокруг алмазных проблем (которые, как правило, не стоят того внимания, которое им уделяют, но которыми можно легко взбудоражить общественность) показывает, что в изложенной выше стратегии приоритет отдан АК "АЛРОСА" как безусловно наиболее высокорентабельному в стране экспортоориентированному предприятию, имеющему все необходимое для дальнейшего развития и процветания в течение последующих 35--40 лет: лучшую в мире минерально-сырьевую базу, сравнительно новые действующие высокотехнологические предприятия, высококвалифицированный инженерный корпус, профессионально подготовленный персонал, энергичное руководство и т.д. При элементарной поддержке правительства и других структур исполнительной власти АК "АЛРОСА" через 4--5 лет спокойной работы может превратиться в мощную диверсифицированную структуру, обеспечивающую стабильные поступления в бюджет крупных валютных средств.

В свете изложенного возникает логичный вопрос: кто вправе распоряжаться уникальным сырьевым потенциалом Республики Саха (Якутия) и пользоваться его плодами? Сегодня российское законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос. Обозначились по меньшей мере три различных подхода к нему, и проблема регулирования отношений собственности на минеральные природные ресурсы начинает выходить на одно из первых мест в ряду проблем российского федерализма. Конституция РФ допускает возможность существования в сфере природопользования всех конституционно закрепленных форм собственности, в том числе частной, без ограничений по формам собственности или по видам природных ресурсов. Закон РФ "О недрах" придает преобладающее значение федеральной государственной собственности на природные ресурсы с делегированием субъектам Федерации и конкретным пользователям (инвесторам) определенного круга функций по распоряжению этими ресурсами и их использованию. С другой стороны, в конституциях практически всех республик говорится о том, что природные ресурсы являются "исключительным достоянием" населяющих их народов, чем утверждается первичность собственности субъекта Федерации и его право регулировать отношения в хозяйственной сфере. Да и в Федеративном договоре, подписанном в 1992 году и ставшем конституционным актом, сказано: "Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик".

Законодательные разногласия привели к определенной нелогичности в "алмазных" отношениях Якутии с федеральным центром. Республика считает месторождения своей собственностью, что подтверждено Федеративным договором. Алмазодобывающее предприятие Соглашением о разграничении государственной собственности между РФ и РС(Я) от 1992 года также отнесено к собственности Якутии. В Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственности власти РФ и РС(Я) от 1995 года подчеркивается, что в случае противоречий между нормативными актами РФ и РС(Я), изданными по предметам ведения Якутии, должен действовать правовой акт Якутии. Но на самом деле она не может реализовать права на такой предмет своей собственности и своего ведения, как алмазодобыча, поскольку все разрешительные рычаги на конечную стадию производственного процесса -- реализацию продукции -- находятся в руках Москвы. Сегодня республике отведена роль просителя, которого в лучшем случае выслушают, но не более, и даровано полное право обивать пороги столичных чиновников, вымаливая у них одобрения торгового соглашения с "Де Бирс", экспортной квоты и т.п. Такое положение не может не омрачать отношения Якутии с федеральным центром, провоцирует сепаратистские настроения, расшатывает здание российского федерализма.

Неизвестно еще, чем обернется реализация правительственного постановления ╧254, которое настойчиво пропагандировал А.Чубайс на встрече в Якутске с Кабинетом министров республики. Оно называется "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет". Суть его заключается в том, что собственность предприятий-должников через Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) будет перепродаваться новым, финансово состоятельным владельцам. И не для этого ли заслан в компанию "АЛРОСА" верный соратник А.Чубайса П.Мостовой? Уволенный с госслужбы, проходящий по уголовному делу, не закрытому прокуратурой, он оказался, как явствует из сообщений прессы, на видном посту в алмазной компании. Чьи руки готовятся взять такой выгодный кусок собственности? ОНЭКСИМбанка? Березовского? Или стоящих за ними иностранных компаний? И как воспримут такую схему "окончательной приватизации" своих предприятий субъекты Федерации? Должны ли они вообще подчиниться постановлению, если в Федеративном договоре сказано, что "федеральные органы не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к предметам ведения органов государственной власти республик"? Насколько силовые методы разгосударствления собственности сочетаются с интересами регионов и находящихся на их территории предприятий? Совместимы ли они с принципами федерализма?

Так или иначе очевидно, что битва за природные богатства Якутии вступает в новую стадию. Но чем бы она ни завершилась, в ней уже есть проигравший. Это многонациональный народ Якутии, который в большей своей части состоит из уроженцев разных регионов бывшего Советского Союза, создававших здесь в суровых природных условиях промышленность, в том числе алмазодобывающую, а сегодня делающих все возможное и невозможное для того, чтобы не дать ей погибнуть. Невыплата зарплат и пенсий, ухудшение условий жизни в "алмазных" городах, несвоевременная доставка туда самого необходимого для работы и даже продуктов питания, постоянно висящая над людьми угроза превращения в бездомных переселенцев -- все это на совести тех, кто готов принести в жертву своим сегодняшним и завтрашним меркантильным интересам жизнь целого региона...

В.ПРОКОПЬЕВ,

кандидат экономических наук.

Якутск--Москва.