В зоне чьих интересов БАМ?

О “стройке века”, БАМе, забытой после окончания 80-х годов, первыми вспомнили “Российские вести”, когда в редакцию в октябре 1996 г. пришла тревожная телеграмма о расформировании Байкала-Амурской железной дороги, которую подписали, пять тысяч железнодорожников и жителей БАМа. Редакция провела тщательное расследование, результаты которого были опубликованы, а в начале 1997 г. вновь вернулась к теме, дав слово всем заинтересованным лицам.

В результате было принято специальное постановление Правительства, ведь на территории магистрали находятся немалые запасы природных богатств, - уголь, медь, железная руда, неисчислимые лесные богатства. Тогдашний первый вице-премьер Олег Лобов предлагал, сделана БАМ свободной экономической зоной, дать льготы для привлечения как российских, так и зарубежных предпринимателей. Но, к сожалению, у нашей исполнительной власти среди многочисленных недостатков есть и такой, как отсутствие преемственности. Правительство и вице-премьеры сменялись, а новые люди в старых кабинетах отвечают просто: нет денег.

На самом же деле нет правительства, которое принимало программу освоения БАМа. Мы вновь наступаем на одни и те же грабли: смотрим не на целесообразность того или иного проекта, не на его выгодность иди невыгодность для государства, а на то, кто его заказывал.

Денег особых и не нужно. Если бы по замыслу прошлого правительства на БАМе была бы создана особая экономическая зона, то эта территория могла бы прокормить и себя, и треть страны.

К счастью, в проекте закона об особой экономической зоне в районе БАМа, которым располагает редакция, все пожелания прошлых правительств учтены. Там есть пункты и о привлечении инвестиций и технологий как отечественных, так и зарубежных, о таможенных ставках в размере 50% об утвержденных тарифах, о налоговых льготах для российских и иностранных предпринимателей, об освобождении резидентов от обязательной продажи иностранной валюты и многое другое.

Как у любого другого, и у этого законопроекта тоже есть противники, главный аргумент которых: хватит нам “зон”, где не платят налоги. Но какие налоги сегодня имеет государство с БАМа? Мы вновь призываем всех участников решения проблемы БАМа руководствоваться только целесообразностью и трезвыми расчетами. Если БАМ - это действительно еще одна кладовая природных богатств страны, то ему необходима свобода, хотя бы и в рамках экономической зоны.