Про расформирование дороги говорилось много и многими. Некоторые утверждали, что без этого не обойтись, другие говорил, что такое решение - серьезная ошибка. Каковы настоящие резоны такого действия, мне не понять. Уменьшается аппарат управления? И куда девать этих людей? Было объявлено, что всех пристроят, работает программа переселения. Разорвали по кускам дорогу, которая проектировалась и строилась именно как целое. Все равно, что передать управление травматологическим отделением больницы институту им. Склифосовского в Москве, "скорую помощь" подчинить МЧС, психиатрическую службу пусть курируют спецы из "Кащенко". А главного врача сократить - во какую зарплату с'экономим!
Не понимаю я! Может есть в этом "великая сермяжная правда". Но одни экономисты резко "за", другие - так же резко "против". Сами посмотрите, что говорят и пишут.
"Мы считаем, что решение Министерства путей сообщения расформировать Байкало-Амурскую железную дорогу принято без учета стратегических интересов России в дальневосточном регионе. Ситуация не новая. Как только в государстве возникают финансовые сложности, железнодорожникам перекрывают каналы получения доходов, и это немедленно сказывается на БАМе. Сегодня в стране можно многое закрыть, и, прежде всего, нужно закрыть "черные дыры" в Чечне. Но БАМ закрывать нельзя - это наша стратегическая опора на Дальнем Востоке. Стальной ниточкой привязан к России Дальний Восток, и обрывать эту нить опасно. Да и какие на то причины? БАМ - дотационная дорога? Но ликвидацией эту проблему не решить - дотации, пусть и в скрытой форме, но останутся. Наши исследования показали, что, если мыслить стратегически, то БАМ уже сегодня может быть рентабельным. Эта дорога нужна стране, потому что рано или поздно сырьевые богатства прилегающей к ней территории будут востребованы. Как ускорить этот процесс с наибольшей выгодой - об этом сказано в концепции экономического развития региона БАМа, которая разработана в нашем институте".
Е. Кибалов, заведующий сектором Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, кандидат экономических наук.
А. Кин, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, бывший секретарь Ученого совета АН СССР по проблемам БАМа.
Примаков 19.11.98 года, на заседании
ассоциации экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье":
"Россия не может быть великой и не сохранится в качестве великой державы,
если мы не освоим Дальний Восток".
Н. Аксененко, первый вице-премьер правительства России:
"Комплекс БАМ - это выход к богатствам огромного региона и кратчайший транзит
"Восток-Запад".
Геннадий Комаров, начальник Восточно-Сибирской железной
дороги: "Думать о БАМе, значить думать о будущем России".
Евгений Богданович, замминистра путей сообщения:
"Значение магистрали БАМ возрастает с каждым днем".
Он же 19 сентября 1996 года провел совещание с работниками аппарата
управления дороги. 512 специалистов и служащих дороги должны быть
уволены со 100% гарантией трудового и бытового устройства. Работают комиссии,
изучающие возможность переселения, трудоустройства и обеспечения жильем персонально.
Дорожные предприятия и учреждения, с целью сохранения их коллективов, будут
переподчинены отделениям в составе Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорог.
То, что БАМ стал первой дорогой - жертвой реформ в отрасли (из 19 дорог планируется
сделать 5-8) можно считать удачей, поскольку при расформировании других дорого
такого разбора ситуации не предвидится - вакансий не будет.
С. М. Бабаев Начальник Байкало-Амурской железной дороги:
То, что происходит с БАМом, - это не происки врагов магистрали. Просто сейчас
у МПС нет другого выхода, нет возможности свести доходную и расходную части
баланса. Дальше повышать тарифы на перевозки - это гибель, как для отрасли,
так и для промышленности в целом. Единственно приемлемый путь - решать проблемы
перевозок меньшим количеством управленцев.
Из интервью Бабаева С. М. Начальника Байкало-Амурской
железной дороги корреспонденту газеты "Гудок":
Вопрос: - У вас два самых крупных грузоотправителя - угольщики
и лесозаготовители. Но последним дорога на экспорт практически закрыта. В чем
тут дело?
Ответ: - Восточные морские порты не успевают
перерабатывать поступающий поток грузов. Масса новых коммерческих структур гонит
экспортное сырье за океан, и, как ни странно, кто-то дает на это "добро". Везут
лес с Запада через всю страну, а наш, дальневосточный, не пропускают. Предлагают
реализовывать его на внутреннем рынке. Это значить - тащить его куда-нибудь
на Запад и продавать. А лесникам это невыгодно, вот они и работают "на склад".
Что ж это за рынок, если сгноить товар выгоднее, чем продать? План погрузки
леса нам министерство не снижает, а заявки на экспортную продукцию "режет".
На сентябрь мы заявляли около двух тысяч вагонов, а нам разрешили всего 180!
Да мы столько каждый день отгружать можем!
И вот еще информация:
В 1995 году по инициативе МПС на БАМе проводилось межрегиональное совещание по проблемам экономического освоения региона, на котором был создан фонд "БАМинвест". Внесли в него деньги 18 железных дорог России, ряд коммерческих банков и крупных фирм. Над этой программой полгода работали ученые Сибирского отделения РАН и специалисты австралийской компании "Интэк".
Как то странно получается: создать фонд освоения, чтобы через год спешно расформировать дорогу, регион которой этот фонд должен осваивать. Нет, я понимаю, что расчленение дороги не обязательно приведет к краху этой инициативы, но все же, все же...
Что важнее - сделать БАМ мертвым придатком Транссиба или иметь на востоке страны две конкурентоспособные магистрали?
И еще. В политике не бывает друзей, есть только чьи-то интересы. Для жителей Дальнего Востока БАМ является стратегической линии обороны. Рядом Китай, с его миллиардным населением и проблемами перенаселения, геополитические интересы Японии, других стран Юго-Восточной Азии. Да и Америка - не далекая абстракция. Здесь уже началась ползучая "китаизация". Десятки тысяч китайцев живут и торгуют по всему Дальнему Востоку. Заводят здесь семьи, даже смешанные. Куда денешь потом этого потомка, если он родился в России и живет здесь как ее гражданин? Такое уже было в период теплых отношений при Сталине и Хрущеве. Вот когда наберется их побольше и объявят Дальневосточную Китайскую Республику. А чтобы их защитили - попросят помощи у КНР.
Зона региона БАМ (вот сочетание придумали) характерна групповой концентрацией
полезных ископаемых. Недра здесь столь богатые, почти вся таблица Менделеева
под ногами.
Хотите узнать подробнее?
Игнатов А.