Город
Тында
|
 |
Город
Тында
|
Криминал
|
Душа и Бог
|
Природа, общество и человек
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
адрес: г. Тында, ул. Амурская 12, каб. 108
тел. 2-00-47
e-mail: bam@e-mail.ru
Учредитель ОАО "Трест Центробамстрой"

|
|
|
|
|
|
Шмаковский монастырь
Как невозможно представить Православную Церковь без монашества, так немыслимо
говорить об истории и сегодняшнем дне Приморья, умолчав о таком светильнике
веры, как Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь неподалеку от железнодорожной
станции Шмаковка.
Боговдохновенная мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежала
еще в 1862 году Архиепископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову). Основателем
монастыря стал иеромонах Алексей (Григорий Афанасьевич Осколков) происходивший
из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода. Предприниматели
рода Осколковых имели дело в Сибири и конкурировали со знаменитыми Строгановыми.
Один из предков Григория Афанасьевича учредил на Байкале Посольский монастырь.
В августе 1895 года отец Алексей прибыл из Камчатской епархии для устроения
иноческой обители в диких краях необжитой тайги. Всяческое воздействие в устройстве
монастыря о. Алексию оказывал Владыка Камчатской епархии Макарий и генерал-губернатор
Приамурского края С.М.Духовской.
Первыми насельниками нового монастыря были иноки с о. Валаама, Устав Свято-Троицкого
Николаевского монастыря был взят в точности с Валаамовского и соблюдался с такой
же строгостью. Монастырь располагался у подножия и по склону горы Преображенской
и ограничивался руслом и долиной реки Уссури.
Храм с 12-ю куполами возвышался над всеми монастырскими постройками и имел форму
креста, висящая около 400 человек молящихся. Он был построен в 1899 году из
кедрового леса бригадой китайских строителей. В 1903 году, с увеличением числа
монашеской братии и богомольцев был построен новый, кирпичный храм на 1000 человек
и освящен епископом Евсевием.
Высочайшим Повелением Государя Императора Николая II монастырю был отведен лесной
участок для устроения обители. Первая порубка леса была употреблена на постройку
часовни в честь Казанской Иконы Божией Матери.
Ближайшими к храму монастырскими постройками были: корпус братских келий, трапезная
и дом настоятеля. Среди сооружений были также больница с аптекой, хлебопекарня,
мастерские, дом для рабочих, школа, гостиница, кухня.
К югу от основных застроек располагались ближние и дальние скотные дворы, свечной
завод, пасека, сад и огород, кладбище.
Третья группа монастырских строений раскинулась вдоль берега протоки р. Уссури
и включала: рыбозасольный сарай, где солили, вялили, коптили и хранили рыбу;
маслобойню, сушильню для зерна; кузнечно-слесарную мастерскую с двумя большими
горнами; баню и прачечную; корейскую и китайскую еранзы, в которых жили работающие
в монастыре китайцы и корейцы.
Хозяйство монастыря было весьма обширным и хорошо налаженным. Кроме уже названных
служб монастырь имел свой кирпичный завод, паровую мельницу, электростанцию,
типографию. Монастырское хозяйство, где каждая мелочь была предусмотрена и разумно
использована, своим процветанием обязано одухотворенному труду иноков. Это отличали
все помощники монастыря: и светские лица, и люди духовного звания.
Главная же цель насельников монастыря была в заботе о спасении собственной души
и ближних своих, на которых монахи имели доброе влияние собственным примером
благочестивой и трудовой жизни. Кроме главного своего делания - стяжания Духа
Святого - иноки монастыря исключительных местных условий неустроенного края,
выступали с делами христианского милосердия и просвещения окружающего населения,
которое в первые годы было удалено от школы на 70-80 верст, а от врача и больницы
- на 120 верст.
Несмотря на скудность средств, монастырь открыл у себя больницу с аптекой и
школу с общежитием. Медицинская помощь оказывалась бесплатно, лекарства - за
умеренную плату, беднякам - бесплатно.
Летом 1901 года в Приморскую область от Попечительства Вдовствующей императрицы
Марии Федоровны о слепых был командирован глазной летучий отряд. Отрядом заведовал
врач В.М.Данченко, в работе отряда принимал участие монастырский фельдшер. Всего
было принято около 500 больных, сделано 299 операций. Содержание отряда и больных
было бесплатным. Через два года, в мае 1903 года в монастыре работал Второй
глазной отряд.
В годы Первой Мировой войны 28 послушников из запасных нижних чинов, как и в
Русско-Японскую, ушли на фронт. Братия приняли на свое полное иждивение десять
инвалидов войны и десять детей - сирот погибших воинов, на учебное время пятнадцать
мальчиков - детей раненых солдат. Монастырь регулярно слал в действующую армию
мед, белье, хлеб, скот, деньги, духовную литературу.
История Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря - это история края
и Православной России, ход которой был вероломно нарушен революционными бунтами
1917 года. С 1922 года начались притеснения со стороны светской власти - участь
обители была предрешена.
События Гражданской войны повлекли за собой сожжение Монастырского храма во
время боевых действий, и по причине скрывающихся в монастыре белогвардейцев,
которых монахи приютили, как и подобает по-христиански. В апреле 1923 года все
имущество монастыря было предано в ведение Приморского губернаторского земельного
управления. А через год братия вместе с настоятелем архимандритом о. Сергием
(Озеровым) оставила монастырь.
С 1939 года на основных землях монастыря размещается военный санаторий.
В год столетия монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2
утвердил Указ Св. Синода от 22 февраля 1995 года: "Возобновить монашескую жизнь
в Свято - Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии.
И снова здесь, как встарь, звонят колокола над монастырской часовней, где с
большим трудом обустроена Преображенская Церковь, собирая на богослужение местных
жителей и приезжих верующих.
В монастыре несут послушание 9 монахов, 2 из них в канун праздника Благовещения
Пресвятой Богородицы приняли монашеский постриг, который совершил Епископ Владивостокский
и Приморский Вениамин. Все они по возрасту не старше 30-ти, но кротость и смирение,
с которыми они несут послушание являются убедительным примером местным жителям
и приезжим курортникам.
Кроме них в монастыре трудятся несколько послушников из жителей поселка. В разговоре
монахи немногословны, как и подобает по монастырскому Уставу, но душевное расположение
иноков ко всем посещающим храм покоряет сердца, даже тех, кто зашел мимоходом.
Каждый день иноков наполнен постоянным трудом и молитвами, среди них не слышно
криков, споров или ссор между собою, потому что нет злобы, ненависти, зависти,
наоборот, во всем видна простота, мир, любовь и тишина. Помимо каждодневного
совершения служб братия трудятся на возведении жилищных построек в подворье
разрушенного в прошлом монастыря, благоустройство территории часовни ведут посильный
ремонт дороги ведущей к храму. Иеромонахи (священники) проводят регулярные встречи
и беседы с отдыхающими санатория "Изумрудный".
Богослужения совершаются каждодневно в домовом храме, освященном в честь преподобных
Сергия и Германа Валаамских и в монастырской часовне. По окончании воскресной
и праздничной литургии в небольшом храме следует краткая проповедь Слова Божьего
к народу, которую проникновенно произносят иеромонахи.
Следует отметить чудесное исполнение монастырского хора, профессионального управляемого
настоятелем монастыря архимандритом о. Феофаном. Божественное песнопение разливается
под купольным сводом храма, преображая людские сердца и вдохновляя верующих.
Словом и делом Шмаковский монастырь вновь указует нам дорогу и к личному спасению
и к возрождению Православной России.
Т.И.Филеткина