Сплав на катамаране в июле 2008г. по рекам Тунгир - Олёкма.

Длинной зимой определился маршрут летнего отпуска. После недолгих дебатов решили пройти  водный маршрут   по рекам Тунгир и Олёкма   пройденный 6 лет назад. Время сплава - июль месяц, продолжительность около трёх недель. Состав команды из 3х человек в последний момент по уважительной причине уменьшился до двух. Плавсредство представляет собой катамаран 4ку с рамой из жердей и натянутой палубой размером 2х2 метра. Для установки паруса взяли с собой две двухметровые дюралевые трубы от штатной рамы в качестве мачты. Сплав начинается в п.Тупик, что расположен на берегу реки Тунгир в 100 км от г.Могоча. До Могочи из Тынды оптимальным средством доставки является поезд Нерюнгри-Новосибирск, а до п.Тупик автобусом, но необходимо иметь ввиду, что автобус Могоча-Тупик ходит только два раза в неделю, понедельник и суббота. Отправление в 13ч. местного времени. На двоих у нас оказалось очень много снаряжения и поэтому мы рассматривали различные варианты заброски из Могочи до Тупика. Созвонившись со своим двоюродным брательником живущим в Могоче (несказанно повезло), я узнал, что у него есть бортовая УАЗка на которой он нас любезно закинет до Тупика на берег Тунгира если мы заправим его бензином . Воодушевлённые этим сообщением мы пересмотрели свои взгляды на собранное снаряжение и добрали ещё немного, затем ещё немного, затем.... .В итоге 14 июля около трёх часов ночи мы благополучно сгрузили наши пожитки на перроне ст.Могоча Читинской области. Серёга должен подъехать утром, поэтому перетаскав за несколько ходок наши неподъёмные баулы в зал ожидания сели на неудобные кресла и дремля стали ждать утра. Серёга приехал в 7 часов утра. Мы шустренько загрузились в машину и поехали к нему домой попить чайку и забрать его сына Саньку (Серёга решил ещё и порыбачить с ночёвкой). В 9 утра прикупив хлебушка мы тронулись в путь.

Серёгина УАЗка

Дорога от Могочи до Тупика грунтовая, в начале очень даже неплохая, грейдерованная. Утро, довольно прохладно, я еду в кабине с Серёгой, а его сын Санька с моим товарищем (тоже Серёгой) в кузове одевшись в предусмотрительно взятые хозяином машины фуфайки. Проехали половину пути и на вершине перевала остановились перекурить и сфотографироваться.

перекур на перевале

На перевале установлен плакат и есть шаман дерево, куда все проезжающие навязывают разные тряпочки и верёвочки.

Санька, брательник и я

Около 12 часов дня мы приехали в п.Тупик и стали искать место для сборки катамарана и ночёвки. На другой стороне Тунгира, через мост, находится с.Заречное, дальше которого мы проехать не смогли и поэтому найдя тихое место между посёлками мы встали на берегу. Стоит жара. Мы потихоньку собираем катамаран, Серёга с Санькой нам помогают. Собрав катамаран  мы спустили его на воду и отдали в распоряжение нашим извозчикам, так как на такой посудине они не разу не плавали.

Испытания на воде

Мы поставили палатку, а ребята установили штатный тент на кузове машины. Мы расстелили коврики и спальники, а они всё, что взяли с собой. И не известно кому было более комфортно ночью. Так как я взял с собой коротковолновую радиостанцию (потому, что являюсь радиолюбителем и мой позывной UA0JHD)  установил антенну и попробовал провести пробную радиосвязь. Получилось не плохо, провёл несколько связей на диапазоне 20м.  Утром закидав манатки на катамаран, распрощавшись и сфотографировавшись на память мы оттолкнувшись от берега отправились в долгожданное      путешествие.

фото на память: я, Санька и брательник

Погода хорошая, переменная облачность, без дождя. Тепло. Отошли несколько километров от посёлка и встретили первую живность, реку переплывал как видимо волк (какой-то облезлый,  линяет наверное). Включили навигатор GPS которым затем всю дорогу баловались, то скорость замеряли, то расстояние до очередной избы. Записали координаты почти всех избушек на Тунгире (может пригодится когда нибудь). Координаты зимушек по Олёкме у нас были, нашли отчёт в интернете, но некоторые были давно заброшены, а некоторых вообще не нашли. Тунгир в верхнем течении сильно петляет и при малой воде (что и было в нашем случае) бывает настолько мелким, что приходилось таскать катамаран через многочисленные мели и перекаты.

зверь облезлый

По берегам очень часто встречаются стоянки местных рыбаков или охотников в виде стола с навесом и лавками, а также жерди в виде шалаша (накинул сверху брезентик вот и домик).

лавочка с видом на природу

Стоит жара, поэтому купаемся сваливаясь за борт прямо в одежде, которая высыхает на нас моментально. Вода прогревается настолько, что ночью на фоне прохладного воздуха кажется горячей. Спим прямо на катамаране не причаливая к берегу так как мелко настолько, что оттолкнувшись от одной мели тут же наезжаем на другую. За ночь периодически просыпаясь и отталкиваясь от берега проходим по навигатору от силы 5 - 6 километров. Всю ночь на борту включена лампочка от аккумулятора, дабы местные охотники не приняли нас за плывущую дичь и не подстрелили случайно.

фигвам на катамаране

Днем следующего дня на берегу показалась собака, которая прыгнула в воду и поплыла к нам. С хозяйским видом залезла на борт, но от предложенного хлебушка отказалась и была отправлена обратно в воду. Затем она целый день бежала по берегу за нами, а с наступлением темноты начала лаять и громко выть. Пришлось позвать её на катамаран, но ночью она сбежала в неизвестном направлении. Видимо местные собаки чувствуют себя в лесу как дома (как говорится бешенной собаке семь вёрст не крюк).

местные собаки хлеб не едят

Днем Серёга пробует ловить на спиннинг, а я потихоньку благоустраиваю наш ковчег. Рыба почему-то не хочет ловиться, хотя Серёга рыбак серьёзный и ассортимент блёсен взял с собой внушительный. Прошли "Мадьярский перекат". Так называется место где во времена гражданской войны в 1918-19 г. белые расстреляли отряд венгров воевавших на стороне красных. В августе 1963г. на правом берегу установлен памятник истории местного значения. Когда мы проходили здесь шесть лет назад, то встретили группу школьников из Тупикской школы которые под предводительством директора ежегодно проводили здесь раскопки и исследования мест боёв тех лет.  Сейчас по словам местных охотников директор умер и дело заглохло. На левом берегу стоит небольшая избушка. Раскопки мы табличка на памятникеизбушка на мадьярском перекате

не  нашли, видимо где то дальше в лесу.  Стоит жара, речка местами настолько мелкая, что тащим нашу лайбу между камнями выискивая фарватер. К нашему удивлению встречаются лодки местных рыбаков и охотников которые идут на моторе, а там где очень мелко на шестах. Лодки деревянные, плоскодонки. Мотор установлен так, что винт  погружен в воду по самому минимуму.

очень мелко

Встретившиеся местные мужики рассказали, что в малую воду из Тупика вниз они плывут на деревянных лодках, в п.Гули (это ниже Тупика в 170км) пересаживаются на более быстроходную "казанку" и идут до п.Средняя Олёкма, так как ниже воды побольше.

Карты этого района (двушки генштабовские скачали в интернете и распечатали) совместно с навигатором позволяют очень хорошо ориентироваться в любую погоду. Иногда попадаются очень живописные и интересные места, к примеру река поворачивает почти на 180 градусов, а берег представляет собой ровную словно обрезанную скальную стенку высотой метров тридцать.

стенка

По утрам очень густые туманы, которые рассеиваются только когда подогреет солнце. Сразу после этого наступает неимоверная жара от которой некуда спрятаться. В лесу прохладно но комары, а на солнце жара и пауты которые чем жарче тем злее. Если рано утром плыть потихоньку, то довольно часто встречаются пасущиеся копытные. Они заходят в воду и жрут какие то водоросли.

пасущееся мясо

Наскальная живопись популярна во все времена, от древнего человека до наших дней. Попадались надписи тридцатилетней давности, авторы наверное уже бабушки и дедушки. Надписи были и в таких местах куда кажется только альпинисты могут забраться.

наскальные рисунки

Когда нам надоело просто сплавляться мы решили устроить днёвку и порыбачить. К этому времени рыба стала ловиться на блесну, а это очень азартное занятие. Ловится в основном окунь, но попадаются и щучки правда не очень крупные. Нам на двоих этого очень предостаточно и у нас наступила рыбная диета. Готовим рыбу в различных вариантах и сочетаниях.

азартное занятие

Привели в порядок наше судно, поставили мачту для паруса и небольшую палатку из жердей.

наш пароход стал иметь солидный вид

Для проведения связи установили антенны. Вечером я связался с помощью радиостанции с друзьями радиолюбителями, которые перезвонив нашим родственникам по телефону передали им от нас приветы.

антенное поле

Провёл несколько связей с другими радиолюбителями находящимися в различных районах страны и за рубежом. Вечером когда садится солнце наблюдаем очень красивые виды.

Живописные закаты

Часто попадаются утки с выводком утят. Даже днём видим ходячее мясо.

много мяса

Через 350км (по навигатору) мы пришли в Среднюю Олёкму. Посёлок расположен чуть ниже слияния Тунгира и Олёкмы на живописном высоком берегу, откуда открывается красивый вид на реку. Я сходил в магазин где прикупил водки, сигарет Серёге, и выпросил две баночки пива. Продуктов у нас своих навалом (на две зимовки) ничего брать не стал. Хозяйка пояснила, отсутствие пива и газировки это следствие малой воды в Тунгире, ведь завоз делается из Могочи через Тупик и на лодках по реке. Её муж сидит в Тупике и ждёт подъёма воды. На причале встретились ещё два туриста, которые шли  на купленной в Тупике деревянной лодке с помощью шестов. Вообще по рассказам местных аборигенов, по Олёкме народ сплавляется довольно часто и на разных судах, от надувных лодок до туристских сплавных средств. Заходят как со стороны Тунгира, так и с самой Олёкмы. По рассказам, рыбалка лучше по Олёкме, а мясо стреляют на переходах через Тунгир. Ниже Средней Олёкмы река стала гораздо солиднее и мы готовились к более серьёзной рыбалке. Хотелось поймать тайменя. Но погода спутала все планы, небо затянуло тучами, загремел гром и начались ливни. Грохотало так, что скалы тряслись, а вода в одну ночь поднялась на полтора метра по уровню. Понесло грязь и о рыбалке осталось лишь мечтать. Тут нас очень выручил навигатор с отмеченными в нём избами. Берега и так высокие залило и на ночёвку встать практически негде. Да и ливневые дожди с ветром колбасили палатку так, что того и гляди унесёт.

вечеромВ сухую погоду ночуем в палатке. Вечер у костра приятнее, чем в избе, но когда весь день проведёшь в сырости, лучше охотничьей избы ничего нет.

когда сыро, лучше в избе!

Между тем уровень воды в реке колеблется, скорость течения в Олёкме гораздо выше, чем в Тунгире и на перекатах доходит до 16 км. в час (по навигатору). Олёкма становится более широкой и дующий иногда встречный ветер доставляет определённые трудности. Парусность катамарана с установленной на нём палаткой и мачтой довольно приличная, поэтому даже при  хорошем течении приходится упираться вёслами, чтобы двигаться вперёд. Рыба  всё же ловится и у нас есть из чего приготовить очередной деликатес.

рыба есть всегда! Местные пацаны из Средней Олёкмы подсказали как нужно "шашлычить". Свежий окунь не чищеный и не потрошеный насаживается на палочки и жарится над углями. Чешуя у него крепкая и поэтому он не разваливается, а жарится в собственном соку. Только солить и перчить нужно непосредственно перед употреблением.

Шашлычим

Олёкма очень красивая река, живописные утёсы и сопки отражаются в ней в солнечную и безветренную погоду.

зеркало воды

Встречаются места где на многие километры тянутся каменистые берега.

не заночуешь

Иногда река разбивается островами на протоки, и указанные на карте избушки можно пройти мимо. Видимо поэтому мы нашли несколько избушек не указанных в GPS. Охотники умеют выбирать места для зимушек, некоторые стоят в очень живописных местах.

избаДаже при очень высоком уровне воды в реке, затопления избы наверняка не будет.

Сырость сделала своё коварное дело, подмокший хлеб немного заплесневел и нам приходится подсушивать его и обрезать плесень. В итоге мы полностью перешли на хлебобулочные изделия собственного приготовления в изготовлении которых достигли довольно высоких результатов в многочисленных сплавах и походах.

вот он какой - ПЕНИЦИЛИН !

По мере продвижения река вошла в гористую местность, стали появляться скальные утёсы поросшие невысокой травой и лиственными деревьями. Уровень воды в результате ливней поднялся, и мы если не мешает встречный ветер несёмся по течению с довольно высокой скоростью.

живописные утёсы

При очередной остановке попалось место напоминающее брусчатку, так плотно были уложены плоские камни, между которыми проросла трава, что казалось их кто то уложил специально.

Природная брусчатка

Наш катамаран  благоустроился, появилась лавка и грести стало удобнее.

появилась лавка

На горизонте появился хребет под названием "Рубцы". Его вид полностью оправдывает своё название. Как мех у гармошки.

ХРЕБЕТ РУБЦЫ

До Усть-Нюкжи осталось совсем недалеко, по берегам стало встречаться гораздо больше избушек и навесов. Стали встречаться сенокосы. Прошли стоянку эвенков оленеводов. Вместо чумов большие армейские палатки, сохнет бельё и бегают детишки между оленями.

оленеводы

Воды в Олёкме много течение очень быстрое, грести не надо, только подруливаем. По навигатору определяем скорость движения.

11 км/ч

Довольно приличная скорость. Да и пройденное расстояние приличное.

пройдено 600км.

Наконец видим п.Усть- Нюкжу, но это ещё не конечная точка нашего путешествия. Ведь нам необходимо пересечь реку Нюкжу, что бы добраться до ст.Юктали откуда на поезде вернуться домой.

п.Усть-Нюкжа

Когда подошли к месту слияния речек поняли, что прежде чем мы перегребём Нюкжу, нас снесёт вниз и видимо прилично. Течение Нюкжи ещё больше чем в Олёкме. Неожиданно к нам подьехал мужик на моторке и прицепив нас на буксир перетащил на другую сторону Нюкжи. Вверх по течению вместе с нами его лодка не смогла двигаться, поэтому остановились прямо напротив слияния (чему были очень рады, а так же благодарны мужику из Усть-Нюкжи) и начали разбирать нашу посудину. До станции километров 5, время к вечеру. Приняли решение заночевать возле железной дороги. Серёга остался ставить палатку и варить жратву, а я отправился в посёлок на разведку, благо подвезли возвращающиеся с работы путейцы на вахтовке. Во ознаменовании окончания похода и в предверии дня железнодорожников прикупил немного еды и пешком вернулся назад.

Цивилизованая еда

На другой день приехал наш товарищ из Тынды и организовал нашу эвакуацию в Юктали, где мы провели день у Гены Медведева (очень интересная личность). Сам таёжник, имеет технику для заброски туристов зимой и летом в тайгу. У него отличная большая баня во дворе, в которой мы и попарились и заночевали.

дома у Гены

Утром Гена везёт нас на вокзал, грузимся в рабочий поезд (у него платформа куда мы кинули наши баулы) и едем домой. Впереди целый день езды, сегодня день железнодорожника, нас трое, мы железнодорожники и у нас есть припасённое заранее пиво.

Едем домой

Катамаран - баллоны "Сталкер" 4ка

Время в походе - 21день

Пройдено около 650км. по рекам Тунгир и Олёкма

Съедено рыбы - много

Впечатлений - много

Впереди сплавов и походов  - очень много

Калиновский Сергей (на фото справа)

Юрлов Сергей (на фото слева)