Статья 1. Основание города и его статус.
1.1. Настоящий Устав закрепляет исторически сложившееся название поселения - "город Тында".
1.2. Город Тында, основанный как поселок Тындинский в 1927 году, получил статус города в 1975 году в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 ноября 1975 года.
Статья 2. Герб города.
2.1. Официальным символом города является герб, отражающий самобытность и традиции города, особенности развития экономики, место и роль города Тында в освоении региона Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
2.2. Герб города Тында зарегистрирован в установленном порядке в Государственной Герольдии при Президенте Российской Федерации, его изображение прилагается к настоящему Уставу.
Статья 3. Территория города.
3.1. Граница города Тында установлена в соответствии с решением Малого Совета Амурского областного Совета народных депутатов от 13 октября 1992 года и определяет его территорию.
С городом Тында административно связано внутригородское муниципальное образование - Беленький сельсовет, в состав которого входят поселки Беленький и Джелтулак.
Территорию местного самоуправления города Тында составляют территория в границах городской черты и территория Беленького сельсовета.
Изменение границ города производится органами государственной власти Амурской области с обязательным учетом мнения населения города и по согласованию с муниципальным Советом.
Официальным документом, фиксирующим границу города, является план города. (Схема городской черты прилагается к настоящему Уставу).
3.2. Все земли в пределах городской черты находятся в ведении органов городского самоуправления при соблюдении прав собственников на землю и иных законных пользователей земельных участков.
3.3. Собственники земельных участков, арендаторы и другие землепользователи обязаны рационально использовать отведенные им территории, содержать их в надлежащем порядке, проводить работы по благоустройству и озеленению.
3.4. Отнесение земель города к категориям:
городской застройки, общего пользования, городские леса, сельскохозяйственного, природоохранного, оздоровительного, промышленного и иного назначения в целях их соответствующего использования производится в плане земельно-хозяйственного устройства города, разработанном на основании инвентаризации земель и утверждаемом муниципальным Советом.
Конкретное использование земель, отнесенных к той или иной категории, осуществляется в соответствии с Генеральным планом города.
3.5. Город Тында не имеет административно-территориального деления.
По инициативе граждан города могут выделяться внутригородские территории общественного самоуправления: микрорайоны, поселки, кварталы и др.
  Границы таких внутригородских территорий устанавливаются Главой городского самоуправления.
Статья 4. Население города.
Население города Тынды представляет собой граждан Российской Федерации, проживающих в городе и имеющих постоянную прописку или прошедших регистрацию в установленном законом порядке.
Статья 5. День города.
Ежегодно, в третью субботу сентября, традиционно отмечается День города - общегородской праздник, сопровождаемый народными торжествами и гуляниями, ярмарками, культурно - спортивными и другими массовыми мероприятиями.
День города, как официальный городской праздник, учрежден в связи с празднованием 20-летия со дня образования города Тында по решению муниципального Совета от 14 сентября 1995 года, которое закрепляется настоящим Уставом.
Статья 6. Почетный гражданин города Тынды.
Звание "Почетный гражданин города Тынды" присваивается гражданам за особые заслуги в общественной, культурной, хозяйственной, благотворительной и иной деятельности на благо города и пользующимся всеобщим уважением горожан.
Порядок присвоения, права и льготы удостоенных звания "Почетный гражданин города Тынды" определяются Положением, утвержденным решением муниципального Совета от 14 сентября 1995 года. (Протокол N 8.)
Статья 7. Основные принципы городского самоуправления.
7.1. Городское самоуправление основывается на следующих принципах:
- законности;
- гласности;
- соблюдения прав жителей города в осуществлении городского самоуправления;
- ответственности органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города;
- экономической и финансовой самостоятельности городского самоуправления;
- государственной поддержки и гарантий городского самоуправления;
- невмешательства органов государственной власти в пределы компетенции городского самоуправления, кроме случаев, предусмотренных законом;
- судебной защиты законных прав и интересов как населения города, так и органов городского самоуправления.
Статья 8. Право граждан города на участие в городском самоуправлении.
8.1. Обладателем всех прав самоуправления в городе является его население. Активными субъектами городского самоуправления являются граждане, обладающие избирательными правами.
8.2. Граждане города имеют право участвовать в решении вопросов местного значения как непосредственно, так и через своих представителей в органах городского самоуправления.
Статья 9. Формы участия граждан в осуществления городского самоуправления.
9.1. Граждане города участвуют в осуществлении городского самоуправления посредством их права:
- избирать и быть избранными в органы городского самоуправления;
- обращаться в органы и к должностным лицам городского самоуправления и получать ответы на свои обращения в течение одного месяца;
- знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и интересы гражданина;
- получать полную и достоверную информацию о деятельности органов городского самоуправления;
- входить с правотворческой инициативой по вопросам местного значения;
- участвовать в городском референдуме;
- участвовать в массовых обсуждениях вопросов городской жизни, проектов планов и программ социально-экономического развития города;
- участвовать в работе органов территориального общественного самоуправления.
- участвовать в обсуждении вопросов местного значения на собраниях (сходах) граждан, созываемых в городе.
Статья 10. Функции городского самоуправления.
10.1. Приоритетным направлением в осуществлении городского самоуправления является создание для жителей города благоприятной среды обитания, охраны их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.
10.2. В ведении городского самоуправления находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы городского самоуправления.
К вопросам местного значения относятся:
- принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное социально-экономическое развитие города;
- содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции общественной безопасности, осуществление контроля за ее деятельностью;
- регулирование планировки и застройки территории города;
- создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
- контроль за использованием городских земель, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- организация, содержание и развитие энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное дорожное строительство и содержание городских дорог, находящихся на обслуживании муниципальных предприятий;
- благоустройство и озеленение городской территории;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- организация ритуальных услуг и содержание городских кладбищ;
- организация городского архива;
- организация транспортного обслуживания населения;
- координация деятельности предприятий, оказывающих населению услуг связи;
- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- защита прав потребителей;
- создание условий для деятельности городских учреждений культуры;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- организация и содержание муниципальной информационной службы;
- создание условий для деятельности местных средств массовой информации;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- создание условий для развития физической культуры и спорта;
- обеспечение социальной защиты и содействия занятости населения;
- участие в охране окружающей среды;
- обеспечение пожарной безопасности.
10.3. Органы и должностные лица городского самоуправления исполняют ряд полномочий, возложенных на них органами государственной власти. В том числе:
- ведение записи актов гражданского состояния;
- организация деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности;
- осуществление государственного архитектурно-строительного контроля.
10.4. Установить, что в ведении Беленького сельсовета находятся вопросы местного значения, определенные ст.3 Устава Беленького сельсовета.
Статья 11. Структура городского самоуправления.
11.1. Структуру городского самоуправления составляют органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления в городе.
К органам местного самоуправления города относятся:
1) представительный орган городского самоуправления - муниципальный Совет г.Тынды;
2) орган местного самоуправления, осуществляющий организационные и исполнительно- распорядительные функции - муниципалитет г.Тынды (администрация города).
К выборным должностным лицам местного самоуправления относится Глава городского самоуправления - мэр города Тында.
Глава городского самоуправления - мэр города подотчетен населению города непосредственно и муниципальному Совету.
11.2. Внутригородское муниципальное образование - Беленький сельсовет самостоятельно устанавливает структуру органов местного самоуправления и действует на основании Устава Беленького сельсовета.
Статья 12. Муниципальный Совет - представительный орган городского самоуправления.
12.1. Представительным органом городского самоуправления является Тындинский городской муниципальный Совет (далее - муниципальный Совет), состоящий из 9 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в порядке, установленном федеральными законами и законами Амурской области.
12.2. В состав муниципального Совета входит по должности Глава городского самоуправления - мэр города.
12.3. Муниципальному Совету принадлежит право
выступать от лица всего населения города в отношениях с другими органами городского самоуправления, органами государственной власти, иными государственными и общественными организациями.
Статья 13. Организация деятельности муниципального Совета.
13.1. Муниципальный Совет правомочен, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
13.2. Глава городского самоуправления,избранный населением города, входит в состав муниципального Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые им нормативные акты и решения. Он обеспечивает соблюдение порядка и процедурных правил рассмотрения и принятия решений муниципальным Советом.
13.3.Основной организационной формой деятельности муниципального Совета являются заседания, на которых рассматриваются вопросы местного значения, отнесенные к компетенции муниципального Совета.
13.4. Первое заседание муниципального Совета
созывается не позднее 25 дней после его избрания.
Первое заседание вновь избранного муниципального Совета открывает председатель городской избирательной комиссии.
13.5. Заседания муниципального Совета, кроме первого, открывает и ведет Глава городского самоуправления, а в его отсутствие - заместитель Главы городского самоуправления.
13.6. Заседание муниципального Совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов вместе с Главой
городского самоуправления.
13.7. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания по инициативе Главы городского самоуправления, а также по требованию одной трети депутатов муниципального Совета или не менее 5% граждан города, обладающих избирательным правом.
13.8. На заседаниях муниципального Совета вправе присутствовать и выступать руководители отделов и другие должностные лица муниципалитета, председатель городского суда, прокурор города, представители средств массовой информации, политических партий и общественных объединений, жители города.
Муниципальный Совет может принять решение о проведении заседания закрытым.
13.9. Муниципальный Совет самостоятельно определяет свою структуру.
Депутаты вправе избрать из своего состава руководителя муниципального Совета - заместителя Главы городского самоуправления, ведающего вопросами деятельности муниципального Совета в отсутствии Главы городского самоуправления - мэра города.
Совет в целях реализации своих полномочий может образовывать постоянные, временные комиссии и рабочие группы.
Функции и полномочия комиссий и других рабочих органов Совета, а также порядок организации их работы определяются Регламентом муниципального Совета.
13.10. Организационно-техническое, юридическое и хозяйственное обеспечение деятельности муниципального Совета осуществляется отделами муниципалитета.
13.11. Депутаты муниципального Совета вправе объединяться в группы или фракции по партийной принадлежности или иным политическим интересам. Группа или фракция должна состоять не менее чем из трех депутатов и подлежит регистрации в муниципальном Совете.
Статья 14. Регламент муниципального Совета.
Муниципальный Совет на основании настоящего Устава принимает Регламент, регулирующий вопросы внутренней организации и деятельности, а также порядок принятия решений.
Статья 15. Полномочия муниципального Совета.
15.1. В исключительном ведении муниципального Совета находятся:
1) принятие Устава города, внесение в него изменений и осуществление контроля за его соблюдением;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
15.2 В ведении муниципального Совета находятся вопросы принятия общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных настоящим Уставом:
1) установление за счет бюджета дополнительных льгот и преимуществ гражданам, проживающим на территории города;
2) установление порядка образования внебюджетных и валютных фондов, определение их статуса и целевого назначения, утверждение отчетов об их исполнении;
3) утверждение в соответствии с законодательством правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений;
4) определение в соответствии с законодательством условий приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия муниципального Совета;
5) определение порядка и условий приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества;
6) определение в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
7) определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами;
8) определение в соответствии с законодательством порядка предоставления, изъятия и распоряжения земельными участками на территории города.
15.3 В ведении муниципального Совета находится также рассмотрение иных вопросов, отнесенных законодательством к компетенции представительных органов местного самоуправления, в т.ч.:
1) решение в соответствии с законодательством вопросов административно-территориального устройства, внесения представления в органы государственной власти области об установлении и изменении границ муниципального образования;
2) утверждение генеральных планов развития муниципального образования;
3) объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры и определение правил их охраны и использования;
4) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренном законодательством, защита их прав;
5) принятие в соответствии с законодательством решений, устанавливающих административную ответственность;
6) внесение законопроектов в областной Совет народных депутатов;
7) передача полномочий органов городского самоуправления органам государственной власти области;
8) принятие решений о передаче отдельных полномочий муниципального Совета Главе городского самоуправления, органам городского самоуправления;
9) предъявление в случаях, предусмотренных законодательством, в суд или арбитражный суд исков о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также общественных объединений.
Статья 16. Контрольная деятельность муниципального Совета.
16.1. Муниципальный Совет осуществляет контрольную деятельность по наиболее важным вопросам городского самоуправления. Объектом контроля являются выполнение бюджета города, планов и программ социального и экономического развития, деятельность органов и должностных лиц городского самоуправления, выполнение собственных решений.
16.2. Муниципальный Совет вправе осуществлять контроль за соблюдением правил пользования природными ресурсами, экологических, санитарных, строительных и других норм, за проведением мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные изменения экологической ситуации или другие негативные последствия.
16.3. Контрольная деятельность муниципального Совета осуществляется в формах: депутатских слушаний, депутатских расследований, направления депутатских запросов. Муниципальный Совет вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов.
Статья 17. Решения муниципального Совета.
17.1. По вопросам своей компетенции муниципальный Совет принимает решения.
17.2. Решение принимается в коллегиальном порядке и считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании.
17.3. Решения по вопросам исключительного ведения муниципального Совета, досрочного прекращения его полномочий в случае самороспуска, принятия отставки Главы городского самоуправления, выражения недоверия должностным лицам муниципалитета, принятия Устава города и внесения в него поправок и дополнений принимаются не менее чем двумя третями голосов от числа депутатов, избранных в муниципальный Совет.
17.4. Право внесения проекта решения на рассмотрение муниципального Совета принадлежит Главе городского самоуправления, депутатам Совета, гражданам города, органам территориального общественного самоуправления.
17.5. Проекты решений о городском бюджете, о введении местных налогов и сборов, об освобождении от их уплаты могут быть приняты к рассмотрению муниципальным Советом только при наличии заключения соответствующих отделов и должностных лиц муниципалитета.
17.6. Решение муниципального Совета вступает в силу с момента подписания его Главой городского самоуправления, если самим решением не предусмотрен иной срок.
Решение Совета о введении или отмене местных налогов и сборов вступает в силу по истечении десятидневного срока с момента его опубликования в местной печати.
Порядок опубликования решений устанавливается Регламентом муниципального Совета.
17.7. Решения муниципального Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, расположенными на территории города, должностными лицами и гражданами.
Невыполнение ими решений муниципального Совета влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
17.8. Решение муниципального Совета утрачивает силу в случаях:
- истечение срока его действия;
- отмены решением самого Совета;
- признания его в судебном порядке несоответствующим законодательству.
Статья 18. Прекращение полномочий муниципального Совета.
18.1. Полномочия муниципального Совета прекращаются по истечении срока, предусмотренного настоящим Уставом.
Полномочия муниципального Совета в связи с истечением его срока прекращаются в день официального объявления результатов выборов Совета нового созыва.
18.2. Полномочия муниципального Совета могут быть прекращены досрочно в случае принятия решения Совета о самороспуске.
Статья 19. Взаимоотношения муниципального Совета с органами государственной власти.
19.1. Взаимоотношения муниципального Совета с органами государственной власти строятся на основе Федеральных Законов, Устава и Законов Амурской области, настоящего Устава, договоров и соглашений, заключенных между органами государственной власти и органами городского самоуправления. Контроль со стороны органов государственной власти области за органами городского самоуправления допускается только в части обеспечения соответствия деятельности последних федеральному и областному законодательству.
19.2. Для осуществления права заключать договоры, входить с законодательной инициативой в Амурский областной Совет народных депутатов, предъявления в суды исков о признании нарушающими права городского самоуправления актов государственной власти и государственных должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений муниципальный Совет и муниципалитет (городская администрация) наделяются правами юридического лица.
Статья 20. Депутат муниципального Совета.
20.1. Депутат муниципального Совета представляет интересы своих избирателей и всего населения города, cтроит свою деятельность в представительном органе городского самоуправления в соответствии со своей предвыборной программой, руководствуется законодательством Российской Федерации и Амурской области, а также настоящим Уставом, отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в год. В рамках своих полномочий рассматривает поступившие к нему заявления, жалобы и предложения, способствует их своевременному рассмотрению.
20.2. Депутат или группа депутатов муниципального Совета вправе обращаться с запросом к органам государственной власти области, органам и должностным лицам городского самоуправления, руководителям расположенных в городе предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы по вопросам, входящим в компетенцию муниципального Совета и по вопросам своей депутатской деятельности.
20.3. Депутаты ведут работу в муниципальном Совете на непостоянной основе.
20.4. Правовой статус депутата муниципального Совета, условия осуществления депутатской деятельности, его основные права и гарантии определяются законодательством Российской Федерации и Амурской области, в том числе:
- депутату муниципального Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита его прав, чести и достоинства;
- депутат муниципального Совета информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;
- по вопросам депутатской деятельности депутат муниципального Совета пользуется правом безотлагательного приема выборными должностными лицами городского самоуправления, руководителями и должностными лицами органов городского самоуправления, руководителями предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений и воинских частей, расположенных на территории города. Все вышеуказанные лица, к которым обратился депутат, обязаны проинформировать об этом депутата в трехдневный срок со дня получения обращения.
Окончательный ответ предоставляется депутату не позднее двадцати дней со дня получения обращения;
- депутат муниципального Совета имеет право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в средствах массовой информации, учредителем (соучредителем) которых являются органы городского самоуправления города Тынды, в порядке, предусмотренным Уставом редакции или заменяющим его договором. При этом материалы, представленные депутатом по поручению муниципального Совета, постоянной комиссией, подлежат опубликованию в срок, согласованный с депутатом, но не позднее десяти дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается;
- депутат муниципального Совета имеет право на обеспечение в установленном порядке документами, принятыми органами городского самоуправления, выборными должностными лицами городского самоуправления, а также документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти и общественными объединениями;
- депутат муниципального Совета в период своих полномочий, а также в течение года после их окончания не может быть уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации по инициативе администрации без согласия муниципального Совета;
- депутат муниципального Совета на территории муниципального образования пользуется правом бесплатного проезда на всех видах общественного городского и пригородного транспорта (за исключением такси). Проезд осуществляется по удостоверению депутата. Депутату для поездок при осуществлении депутатской деятельности на территории муниципального образования предоставляется служебный транспорт муниципалитета по его заявке;
- депутат муниципального Совета в связи с осуществлением депутатских полномочий имеет право пользоваться телефонной, электронной и другими видами связи, которой располагают органы городского самоуправления.
Статья 21. Основания прекращения депутатской деятельности.
21.1. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы муниципального Совета нового состава.
21.2. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
- письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
- утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
- выезда депутата на постоянное место жительства за пределы муниципального образования;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
- признание депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- признание депутата безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- занятие должности, несовместимой с депутатским статусом.
Решение о прекращении полномочий депутата в этих случаях принимается муниципальным Советом.
21.3. Депутат муниципального Совета может быть отозван избирателями в связи с выражением ему недоверия населения из-за систематического невыполнения своих депутатских обязанностей, нарушения депутатской этики. Отзыв депутата производится в порядке, определенном соответствующим Законом Амурской области.
21.4. Полномочия депутата муниципального Совета могут быть прекращены в связи с самороспуском Совета.
21.5. Полномочия депутата муниципального Совета также могут быть прекращены в связи с прекращением полномочий муниципального Совета в случаях, предусмотренных статьей 95 Закона Амурской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области". Полномочия депутата в этом случае прекращаются со дня прекращения полномочий муниципального Совета.
Статья 22. Глава городского самоуправления - выборное должностное лицо городского самоуправления.
22.1. Глава городского самоуправления является высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города, представляющим интересы его населения и осуществляющим организационные, распорядительные и контрольные функции в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Уставом, он же является мэром города и руководит деятельностью городской администрации - муниципалитетом.
22.2. Глава городского самоуправления избирается населением города ( в том числе и Беленького сельсовета) сроком на четыре года путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании.
Порядок проведения выборов Главы городского самоуправления определяется соответствующим Законом Амурской области.
22.3. Главой городского самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года на момент выдвижения, постоянно или преимущественно проживающий в городе не менее одного года.
22.4. На Главу городского самоуправления распространяются гарантии выборной должности, установленные законодательством области.
Денежное содержание Главы городского самоуправления - мэра города устанавливается муниципальным Советом в соответствии с законодательством области о муниципальной службе.
22.5. На Главу городского самоуправления распространяются ограничения, связанные с выполнением им своих полномочий, определенных статьей 18 Закона Амурской области "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Амурской области".
22.6.Глава городского самоуправления приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным Главой городского самоуправления. Текст присяги утверждается муниципальным Советом.
Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов муниципального Совета, почетных граждан города, представителей общественности и транслируется по городскому радио и телевидению.
Глава городского самоуправления - мэр города приносит присягу не позднее двухнедельного срока со дня официального объявления результатов выборов.
22.7. Глава городского самоуправления - мэр города может быть отозван населением непосредственно в порядке, установленном законодательством области.
22.8. Глава городского самоуправления:
- представляет городское муниципальное образование во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также в международном сотрудничестве;
- председательствует на заседаниях муниципального Совета, созывает его на очередные и внеочередные заседания;
- подписывает решения муниципального Совета, обнародует их, организует их исполнение;
- ежегодно отчитывается перед Советом о своей деятельности;
- вносит предложение в муниципальный Совет о назначении местного референдума;
- решает иные вопросы, возложенные на него как Главу городского самоуправления федеральными, областными законами и решениями муниципального Совета.
Статья 23. Полномочия мэра города.
23.1. Мэр, как руководитель городской администрации:
- разрабатывает схему управления отраслями городского хозяйства, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан;
- управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных организаций, предприятий, учреждений;
- разрабатывает и вносит на утверждение муниципального Совета структуру муниципалитета (городской администрации);
- организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений муниципального Совета, собственных решений всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории города;
- заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными;
- представляет муниципальному Совету ежегодный отчет о деятельности муниципалитета;
- назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц муниципалитета; утверждает в должности и освобождает от нее начальника милиции общественной безопасности (местной милиции);
- определяет штаты, организует работу с кадрами муниципалитета, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
- вправе отменять приказы руководителей структурных подразделений муниципалитета, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам, законам области, настоящему Уставу и иным нормативным актам органов местного самоуправления;
- вправе применять в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и муниципальных служащих структурных подразделений муниципалитета;
- наделяет структурные подразделения муниципалитета правами юридического лица;
- представляет в муниципальный Совет проект городского бюджета и отчет о его исполнении;
- представляет на утверждение муниципального Совета планы и программы социально-экономического развития муниципального образования;
- открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, распоряжается средствами городского бюджета, образует и распоряжается средствами внебюджетных, валютных и иных фондов, подписывает финансовые документы;
- организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
- рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;
- представляет интересы муниципалитета, принимает меры по защите интересов города, городского хозяйства в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах власти и управления;
- оказывает содействие избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов;
- вносит ходатайства о награждении и присвоении почетных званий, присвоении звания "Почетного гражданина г.Тынды";
- исполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством и настоящим Уставом.
23.2. Мэр города вправе делегировать часть своих полномочий должностным лицам муниципалитета.
Статья 24. Правовые акты мэра города.
24.1. Мэр города в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, органами городского самоуправления и гражданами.
24.2. Правовые акты мэра вступают в силу с момента их подписания, если иной срок не предусмотрен в самом акте. Нормативные правовые акты мэра города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в местной печати.
24.3. Постановления и распоряжения мэра города могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы прокурором.
24.4. Правовой акт мэра утрачивает силу в случаях:
- истечение срока его действия;
- его отмены мэром;
- признания его в судебном порядке несоответствующим законодательству.
24.5. Ущерб, причиненный неправомерным действием или бездействием мэра города, возмещается им на основании решения суда.
Статья 25. Прекращение полномочий Главы городского самоуправления - мэра города.
25.1.Полномочия Главы городского самоуправления - мэра города прекращаются в случаях:
- истечения срока полномочий;
- личного заявления о сложении полномочий (заявление об отставке) в соответствии со ст.26 настоящего Устава;
- выезда за пределы города на постоянное место жительства;
- вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
- признания его недееспособным по вступившему в силу решению суда;
- стойкой неспособности в течение более четырех месяцев подряд по состоянию здоровья осуществлять полномочия;
- отзыва населением непосредственно в порядке, установленном законодательством области.
25.2. В случаях досрочного прекращения полномочий Главы городского самоуправления - мэра города новые выборы назначаются муниципальным Советом не позднее трех месяцев с момента их прекращения.
Статья 26. Право на отставку.
26.1. Глава городского самоуправления - мэр города вправе уйти в отставку, направив в муниципальный Совет письменное заявление с указанием мотивов отставки. По результатам рассмотрения муниципальный Совет принимает решение квалифицированным большинством голосов.
26.2. Муниципальный Совет принимает отставку или отклоняет ее, но на срок не более чем на один месяц, в течение которого Глава (мэр) вправе отозвать свое заявление.
Статья 27. Замещение должности мэра.
В случае досрочного прекращения полномочий мэра или временного его отсутствия обязанности мэра исполняет первый заместитель мэра. На первого заместителя мэра, временно исполняющего обязанности мэра, не распространяются полномочия, относящиеся к исключительной компетенции Главы городского самоуправления.
Статья 28. Муниципалитет - исполнительный орган городского самоуправления.
28.1. Муниципалитет города Тынды является исполнительным органом городского самоуправления, действующим под непосредственным руководством мэра и осуществляющим организационно-распорядительные функции.
28.2. В состав муниципалитета входят мэр города, первый заместитель мэра, заместители мэра, а также управления, комитеты, отделы, комиссии и другие структурные подразделения муниципалитета, созданные в соответствии со схемой управления городом и реализующие исполнительные, распорядительные и организационные функции в конкретной сфере управления.
28.3. Для осуществления своих полномочий муниципалитет наделяется правом юридического лица, открывает счета в банках, имеет свою печать.
28.4. Отдельные структурные подразделения могут наделяться правом юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках.
Статья 29. Должностные лица муниципалитета.
Должностными лицами муниципалитета (администрации города) являются: первый заместитель мэра города, заместители мэра города, руководители структурных подразделений и их заместители, обладающие исполнительно-распорядительными полномочиями, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Главой городского самоуправления - мэром города Тында.
Статья 30. Компетенция муниципалитета (администрации города).
30.1 В области планирования, бюджета, финансов и учета:
муницпалитет (городская администрация)
- разрабатывает и вносит на утверждение муниципального Совета проекты планов и программ социально-экономического развития города, бюджета и организует их исполнение;
- получает от предприятий, организаций, иных юридических лиц, расположенных на территории города, необходимые сведения о проектах их планов и мероприятий, которые имеют экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения города, осуществляет обязательное для таких планов и мероприятий согласование, вносит в них предложения по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием территории;
- рассматривает планы размещения, развития и специализации предприятий и организаций различных форм собственности, дает по ним заключения и в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие органы управления;
- осуществляет в соответствии с законодательством контроль за состоянием учета и отчетности расположенных на территории города предприятий и организаций, оказывает содействие органам государственной статистики, представляет им и получает от них необходимые статистические данные.
30.2. В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории города:
муниципалитет (городская администрация)
- управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, преобразования, использования, аренды объектов муниципальной собственности, вносит предложения в муниципальный Совет об отчуждении объектов муниципальной собственности;
- создает за счет имеющихся средств предприятия смешанной формы собственности, регистрирует их Уставы, участвует на долевых началах в создании и эксплуатации совместных предприятий;
- назначает и освобождает в порядке, установленном Уставом города, руководителей муниципальных предприятий;
- подготавливает с учетом мнения юридических лиц и граждан предложения муниципальному Совета о приватизации муниципального имущества; публикует в местной печати списки предприятий и организаций и условия приватизации; направляет в установленном порядке суммы, вырученные от реализации муниципального имущества, в бюджет города;
- содействует созданию на территории города предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, регистрирует в соответствии с законодательством предприятия;
- представляет в соответствии с законодательством и решениями городского Совета льготы и преимущества, в том числе налоговые, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
- заключает с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры сотрудничества в экономическом и социальном развитии города города, на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказание услуг;
- размещает в порядке, установленном законодательством, предприятия, учреждения, организации на подведомственной территории;
- приостанавливает строительство или эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории, ограничивает или запрещает использование питьевой воды в промышленных целях.
30.3. В области ценообразования: муниципалитет (городская администрация)
- организует и осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов, наценок, скидок в пределах своих полномочий;
- вносит на рассмотрение муниципального Совета предложения по дополнительной компенсации населению за счет средств городского бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а также оказанием услуг;
30.4. В области материально-технического обеспечения социально-экономического развития города: муниципалитет (городская администрация)
- осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и социального развития города;
- создает коммерческие территориальные и межтерриториальные организации снабжения и сбыта, заключает хозяйственные договоры с предприятиями, учреждениями, организациями любых форм собственности, в том числе с зарубежными партнерами, для привлечения их продукции, товаров и услуг на местный рынок;
- вправе производить по взаимному соглашению с предприятиями замену налогов, поступающих в городской бюджет, натуральным покрытием товарами или услугами предприятия;
- вправе выдавать (с передачей соответствующих материальных ресурсов) предприятиям и организациям местный заказ в размере до 5% объема производимой продукции (товаров) и оказываемых услуг.
30.5. В области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы: муниципалитет (городская администрация)
- предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- организует ведение земельного кадастра;
- регистрирует права собственности на землю, права землевладения, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды;
- планирует использование земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
- организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства города;
- взимает плату за землю;
- осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах своей компетенции;
- защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
- разрешает в пределах своей компетенции земельные споры;
- организует проведение работ по землеустройству, дает заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на территории города;
- определяет условия проведения изыскательских работ на территории города;
- осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области использовании и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории города;
- предоставляет в пользовние в установленном порядке водные ресурсы городского значения, разрешает в пределах своей компетенции споры о водопользовании, контролирует строительство и эксплуатацию сооружений водоснабжения;
- обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды;
- организует проведение на территории города гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
- организует проведение экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных организаций, загрязняющих воздушный и водный бассейны, не обеспечивающих функционирование очистных сооружений;
- информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения; сообщает в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природоползовании;
- принимает в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде.
30.6. В области строительства, транспорта, связи:
муниципалитет (городская администрация)
- организует подготовку генерального плана города и проекта планировки пригородной зоны, проектов детальной планировки и застройки районов, микрорайонов и других градостроительных комплексов, проектов инженерных сооружений и благоустройства города; разрабатывает правила застройки города в соответствии с его генеральным планом и вносит их на утверждение муниципального Совета; осуществляет контроль за соблюдением утвержденных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, организует экспертизу проектов;
- выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия;
- выдает разрешение на строительство на территории города всех объектов производственного значения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
- назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города;
- привлекает на договорной основе предприятия, другие организации к участию в развитии строительной индустрии и промышленности строительных материалов для производства на территории города;
- руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; контролирует обслуживание пассажиров на вокзале и в аэропорту, организует работу по безопасности дорожного движения;
- контролирует работу предприятий связи, обеспечивает развитие радио и телевидения.
30.7. В области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения: муниципалитет (городская администрация)
- организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
- распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшениии жилищных условий, предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
- осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-,газо-,энергоснабжения; принимает меры по обеспечению населения топливом;
- дает заключение по планам строительства в городе предприятиями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, электрических, водопроводных, канализационных, тепловых и газовых сетей и сооружений;
- организует благоустройство на территории города, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население, контролирует благоустройство производственных территорий, осуществляет озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создает места отдыха граждан, присваивает наименования улицам и другим частям города, устанавливает нумерацию домов;
- устанавливает удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения;
- организует рынки и ярмарки; контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли; организует закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов для нужд муниципальных учреждений и организаций;
- ведает кладбищами, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии мест захоронения.
30.8. В области социально-культурного обслуживания населения:
муниципалитет (городская администрация)
- осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуно-спортивными учреждениями, осуществляет их материально-техническое обеспечение; назначает и освобождает от должности руководителей соответствующих учреждений;
- планирует развитие на территории города сети учреждений образования; организует оказание школам методической помощи; содействует организации трудового обучения и профориентации школьников;
- организует на территории города работу культурно-просветительных учреждений;
- осуществляет охрану и организует использование расположенных на территории города памятников природы, культуры, истории;
- создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения;
- разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболевания населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;
- организует проведение общегородских мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.
30.9. В области социальной защиты населения:
муниципалитет (городская администрация)
- организует в соответствии с решениями муниципального Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;
- принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильцев, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;
- содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;
- предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);
- решает вопросы опеки и попечительства;
- разрабатывает и реализует программы повышения уровня занятости населения;
- планирует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и т.п. за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.
30.10. В области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан: муниципалитет (городская администрация)
- обеспечивает на территории города соблюдение законов, актов органов государственной власти и управления, охрану прав и свобод граждан; осуществляет контроль за соблюдением законности предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
- представляет в суд или арбитражный суд требования с признанием недействительными актов органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории города, а также права городских органов местного самоуправления;
- осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций; организует проведение противопожарных мероприятий;
- налагает в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения;
- принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
- регистрирует в соответствии с законодательством органы территориального общественного самоуправления, действующие на подведомственной территории;
- руководит городскими органами внутренних дел, создает за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции);
- руководит городскими органами записи актов гражданского состояния, городским государственным архивом;
- руководит в соответствии с законодательством государственным нотариатом;
- содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе;
- организует прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции;
- обеспечивает выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности;
- рассматривает хадатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий.
Статья 31. Правовая основа муниципальной службы.
Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, социальные гарантии муниципальных служащих, управление службой устанавливаются Положением "О муниципальной службе в городе Тынде", утвержденном муниципальным Советом в соответствии с Федеральным и областным законодательством о муниципальной службе.
Статья 32. Муниципальная собственность.
32.1. Население города обладает всей полнотой прав собственника в отношении имущества, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве муниципальной собственности города, и осуществляет эти права через органы и должностных лиц городского самоуправления.
32.2. В состав муниципальной собственности города входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов городского самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
32.3. В муниципальную собственность города безвозмездно, в установленном Законом порядке, передаются объекты, находящиеся в государственной собственности и служащие для решения вопросов местного значения.
32.4. Органы городского самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов, в т.ч. устанавливать ограничения на определенный срок по перепрофилированию отчуждаемых муниципальных предприятий при их приватизации и по изменению ассортимента выпускаемой продукции, а также получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае порчи или уничтожения объектов муниципальной собственности.
Органы городского самоуправления обладают правом на приобретение зданий, сооружений, объектов, вправе требовать от органов государственной власти передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий или иного имущества, находящегося в государственной собственности, в случае необходимости обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения города, функционирования его хозяйственного комплекса.
Органы городского самоуправления также обладают правом приобретения движимого и недвижимого бесхозного имущества.
32.5. Не подлежат отчуждению объекты муниципальной собственности, имеющее особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также для сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, городские системы водоснабжения и энергоснабжения, городские дороги и площадки, инженерные сети и сооружения).
32.6. Распоряжение объектами муниципальной собственности города, имеющими социально-культурное назначение: школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, больницы, поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом, осуществляется только по согласованию с муниципальным Советом.
32.7. Органы городского самоуправления в отношении имущества, переданного им в управление органами государственной власти, а также не находящимися в муниципальной собственности города предприятиями, организациями и учреждениями, осуществляют исключительно те права, которые определены решением соответствующего органа, организации или договором о передаче имущества в управление.
Статья 33. Права органов городского самоуправления в области земельных отношений.
33.1. В муниципальной собственности города состоят находящиеся в пределах территории города земельные участки и природные объекты, переданные ему в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Амурской области и зарегистрированные в поземельной книге города (реестре городских земель).
33.2. Органы городского самоуправления могут предоставлять в постоянное и временное пользования, передавать в аренду, передавать и продавать в собственность земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города, в соответствии с установленными ими на основе законодательства порядком предоставления и изъятия земель, а также распоряжаются земельными участками на территории города.
33.3. Муниципальный Совет утверждает перечень земельных участков, не подлежащих приватизации, а также земельных участков с расположенными на них объектами, передача и продажа которых во владение, пользование, собственность или аренду может осуществляться только с согласия муниципального Совета.
Предоставление, передача и продажа земель, состоящих в муниципальной собственности и не предусмотренных перечнем, осуществляется муниципалитетом самостоятельно.
33.4. Полномочия органов и должностных лиц городского самоуправления по использованию земли и других природных объектов определяются федеральным и областным законодательством, иными правовыми актами государственной власти в области землей и природопользования, а также настоящим Уставом.
33.5. Органы и должностные лица городского самоуправления осуществляют контроль за соответствием использования земель и других природных ресурсов на территории города всеми собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами требованиям земельного законодательства, Генеральному плану города, а также установленным в городе правилам пользования земельными и другими природными ресурсами.
Органы и должностные лица городского самоуправления осуществляют на территории города выделение земельных участков для федеральных, региональных и межрегиональных нужд на договорной основе или в порядке, установленном законодательством.
Статья 34. Взаимоотношения органов городского самоуправления с предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности.
34.1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов городского самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами, строятся на основе договоров.
34.2. Органы городского самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности, вправе предоставлять налоговые и иные льготы, преимущества юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в интересах населения и жизнеобеспечения города.
34.3. Органы городского самоуправления вправе в установленном законом порядке координировать участие предприятий, учреждений и организаций предприятий, организаций, учреждений, независимо от форм собственности в комплексном социально-экономическом развитии города, в том числе:
- объединять на добровольной основе их средства, а также средства граждан, бюджета города для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфрастуктуры;
- привлекать предприятия и организации различных форм собственности к строительству и содержанию городских дорог, объектов природоохранного и другого назначения, обеспечивающих функционирование городского хозяйства;
- определять порядок и осуществлять контроль за оптимальным размещением объектов социальной и производственной сферы с учетом нужд и интересов жителей города.
34.4. Органы городского самоуправления осуществляют государственную регистрацию предприятий, учреждений, организаций, при этом юридический адрес предприятия должен соответствовать фактическому месту нахождения предприятия (администрации предприятия).
34.5. Органы городского самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, организаций, учреждений, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их устав, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчет об их деятельности.
Отношения между органами городского самоуправления и руководителями муниципальных предприятий, учреждений, организаций строятся на контрактной основе в соответствии с законодательством о труде.
34.6. Органы городского самоуправления вправе выступать учредителями унитарных муниципальных предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц всех организационно-правовых форм и различных форм собственности.
Статья 35. Муниципальный заказ.
Органы городского самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории города, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной сферы, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения города, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Статья 36. Внешнеэкономическая деятельность органов городского самоуправления.
Органы городского самоуправления в интересах населения города в установленном законодательством порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Вопросы внешнеэкономической деятельности на территории города Тында, затрагивающие интересы жителей, городского бюджета, социальной и коммунальной инфраструктуры города, согласовываются с органами городского самоуправления независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Статья 37. Финансовые ресурсы города.
37.1. Финансовые ресурсы города состоят из средств городского бюджета и средств целевых внебюджетных фондов, которые находятся в собственности городского самоуправления.
37.2. Доходы городского бюджета состоят из следующих поступлений:
- поступлений от местных налогов, штрафов, сборов и иных платежей;
- средств, выделяемых городу из областного и федерального бюджетов;
- от платы за землю, находящуюся в муниципальной собственности, а также за сданные в аренду здания, сооружения, иное муниципальное имущество;
- доходов от принадлежащих городу акций, других ценных бумаг, паев в акционерных обществах или товариществах, процентных платежей за предоставление займов, лотерей;
- доходов от муниципальных предприятий и предприятий смешанных форм собственности с долевым участием органов городского самоуправления.
- доходов от федеральных и областных налогов по нормативам, установленным областным законодательным органом.
37.3. Органы городского самоуправления за счет средств городского бюджета могут образовывать целевые фонды, в том числе и валютные, либо участвовать средствами городского бюджета в иных фондах, объединяющих в необходимых городу целях средства юридических и физических лиц.
Статья 38. Городской бюджет.
38.1.Городской бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения городского самоуправления. Консолидированный бюджет города включает в себя городской бюджет и бюджет Беленького cельсовета.
38.2. Органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют городской бюджет.
38.3. В доходной и расходной частях бюджета раздельно предусматривается финансирование решений по вопросам местного значения и осуществление и органами городского самоуправления отдельных федеральных и областных полномочий с передачей необходимых финансовых или материальных ресурсов.
38.4.Сумма превышения доходов над расходами городского бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными и областными органами государственной власти. Свободными остатками средств бюджета на начало планируемого года, а также доходами, дополнительно полученными при исполнении бюджета, распоряжается мэр города и включает их в отчет об исполнении бюджета.
Статья 39. Порядок утверждения городского бюджета.
39.1. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает мэр города и представляет его в муниципальный Совет не позднее декабря текущего года.
Муниципальный Совет рассматривает проект бюджета по докладу мэра.
39.2. В случае отклонения проекта бюджета мэр города повторно представляет его на утверждение муниципального Совета по истечении пятнадцати дней с момента его отклонения.
39.3. Утвержденный бюджет публикуется в местной печати.
Статья 40. Отчет об исполнении городского бюджета.
40.1. Муниципалитет ежеквартально представляет муниципальному Совету информацию о ходе исполнения бюджета.
40.2. Отчет об исполнении городского бюджета за прошедший год мэр представляет в муниципальный Совет не позднее первого полугодия текущего года.
40.3. Муниципальный Совет рассматривает и утверждает отчет об исполнении бюджета по докладу мэра.
40.4. Отчет об исполнении бюджета публикуется в местной печати для всеобщего сведения.
Статья 41. Внебюджетные фонды.
41.1. Муниципальный Совет устаналивает порядок образования целевых внебюджетных фондов. Мэр города распоряжается средствами внебюджетных фондов в соответствии с положениями, утверждаемыми муниципальным Советом.
41.2. Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах, которые открываются по постановлению мэра и изъятию не подлежат.
41.3. Мэр ежегодно отчитывается на заседении муниципального Совета об использовании внебюджетных фондов.
Статья 42. Резервный фонд мэра города.
42.1. В составе городского бюджета образуется резервный фонд мэра города для непредвиденных расходов, размер которого определяет муниципальный Совет ежегодно при утверждении бюджета. Резервный фонд используется мэром города для предотвращения или лик
видации катастроф, стихийных бедствий, финансирования непредвиденных расходов.
42.2. Мэр города ежегодно отчитывается перед муниципальным Советом об использовании резервного фонда.
Статья 43. Участие органов городского самоуправления в кредитных отношениях и организации
денежного обращения.
Органы городского самоуправления вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, выступать гарантом при выдаче кредитов предприятиям и организациям под залог средств городского бюджета, создавать муниципальные банки, страховые, инвестиционные и иные предприятия, в том числе с использованием средств городского бюджета, в порядке, предусмотренном законодательством и утвержденном муниципальным Советом.
Статья 44. Городской референдум.
44.1. Городской референдум проводится для решения непосредственно населением города наиболее важных вопросов местного значения.
44.2. В городском референдуме имеют право участвовать все жители города, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом.
44.3. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц городского самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, находящихся на территории муниципального обрахования, а также граждан города.
44.4. Решение, принятое на городском референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами городского самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган городского самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
44.5. Принятое на городском референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
44.6. Инициатива проведения городского референдума принадлежит муниципальному Совету непосредственно или по требованию не менее 10 % граждан от числа избирателей муниципального образования.
Глава городского самоуправления вправе внести на рассмотрение муниципального Совета предложение о проведении городского референдума по вопросам местного значения.
44.7. На городской референдум могут выноситься вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Это:
- установление и изменение границ города;
- использование земель на территории города;
- строительство социально-культурных и промышленных объектов;
- обсуждение возможности строительства и запрещение эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;
- планы и программы развития города;
- иные вопросы местного значения, отнесенные федеральным и областным законодательством к компетенции местного самоуправления.
44.8. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождении от должности депутатов и должностных лиц местного самоуправления;
- о принятии или об изменении городского бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- другие вопросы, не находящиеся в ведении муниципального образования.
44.9. Формулировка вопроса, выносимого на городской референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленный вопрос.
44.10. Порядок проведения городского референдума и определения его результатов устанавливаются соответствующими федеральными и областными законами.
44.11. Расходы, связанные с подготовкой и проведением городского референдума, производятся за счет городского бюджета.
Статья 45. Муниципальные выборы.
45.1. Муниципальные выборы органов городского самоуправления и выборных должностных лиц городского самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные настоящим Уставом в соответствии с федеральным и областным законодательством.
45.2. Порядок проведения муниципальных выборов и определения их результатов регулируется федеральным и областным законодательством.
45.3. Расходы, связанные с подготовкой и проведением муниципальных выборов, производятся за счет средств городского бюджета.
Статья 46. Иные формы непосредственного участия населения города в осуществлении городского самоуправления.
46.1. Жителям города обеспечивается право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам городского самоуправления, которые подлежат обязательному рассмотрению в сроки, установленные законодательством.
46.2. Население города имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам городской жизни, внесенные населением в органы городского самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании муниципального Совета с участием представителей населения.
46.3. Каждый житель города вправе получить достоверную и полную информацию, касающуюся деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления.
Статья 47. Проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в городе.
47.1. Население города, представители политических партий, общественных объединений вправе проводить на территории города собрания, митинги, уличные шествия,демонстрации с разрешения органа городского самоуправления.
47.2. О проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации подается заявление мэру города в письменной форме не позднее, чем за 10 дней до их проведения. Мэр может разрешить проведение этих акций и за более короткий срок.
В заявлении указываются: цель, форма, место проведения или маршруты движения, дата и время начала и окончания мероприятия, предполагаемое количество участников, фамилия, имя, отчество организаторов и лиц, ответственных за проведение, их место жительства и работы, дата подачи заявления.
47.3. При проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций организаторы и участники мероприятия обязаны соблюдать законы и общественный порядок.
47.4. Мэр вправе принять решение о запрещении проведения собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации только в случаях, если цель их проведения противоречит Конституции Российской Федерации, законодательству или угрожает общественному порядку и безопасности граждан.
Решение мэра о запрещении проведения соответствующих мероприятий может быть обжаловано в суд.
Статья 48. Система территориального общественного самоуправления в городе.
48.1. В городе по инициативе его жителей могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: домовые, квартальные, уличные комитеты, комитеты общественного самоуправления в микрорайонах, жилищных комплексах.
48.2. Территориальные границы деятельности органов общественного самоуправления устанавливаются муниципальным Советом по представлению этих органов с учетом особенностей территории города.
Статья 48. Правовой статус территориального общественного самоуправления.
48.1. Органы территориального общественного самоуправления в городе создаются и действуют в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым муниципальным Советом на основании законодательства Российской Федерации и Амурской области.
48.2. Компетенция органа территориального общественного самоуправления определяется Положением (или Уставом) о нем, а также решением муниципального Совета о передаче ему полномочий на основе взятых на себя населением и этим органом обязательств.
Органы территорального общественного самоуправления не наделяются властными полномочиями, за исключением случаев, когда это предусмотрено решением муниципального Совета или договором.
48.3. Формой непосредственного осуществления жителями города функций территориального общественного самоуправления являются собрания (конференции) граждан по месту жительства, которые принимают решения о создании и избрании органов общественного самоуправления, утверждают их Положения (Уставы).
Статья 49. Материальная основа деятельности органов территориального общественного самоуправления.
49.1. Материальную основу деятельности органов территориального общественного самоуправления в городе составляют:
- имущество, созданное ими за счет средств хозяйственной инициативы, а также приобретенное и переданное им другими организациями;
- финансовые средства, полученные в результате хозяйственной деятельности;
- добровольные взносы и пожертвования от физических и юридических лиц;
- средства из городского бюджета.
49.2. Имущество и финансовые средства органов территориального общественного самоуправления являются собственностью населения соответствующей территории города. Распоряжение имуществом и финансовыми средствами от имени населения осуществляется органами территориального общественного самоуправления (комитетами, советами и т.п.) в пределах компетенции, установленной Положением (Уставом) о соответствующем органе.
49.3. Органы городского самоуправления, а также граждане, не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органов территориального общественного самоуправления.
Статья 50. Взаимоотношения органов городского самоуправления с органами государственной
власти Амурской области и Российской Федерации.
50.1. Органы городского самоуправления строят взаимоотношения с органами государственной власти Амурской области на принципах сотрудничества и самостоятельности в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством, заключенными договорами и соглашениями. Взаимоотношения органов городского самоуправления и органов государственной власти Амурской области осуществляются посредством:
- заключения между ними договоров и соглашений, в том числе, по разграничению полномочий;
- передачи органам городского самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти области;
- возможности осуществления муниципальным Советом города права законодательной инициативы в Амурском областном Совете народных депутатов;
- участия органов городского самоуправления в координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органах, создаваемых при Амурском областном Совете народных депутатов и администрации Амурской области, а также других государственных органах области;
- гарантированности обеспечения передаваемых государственных полномочий и принимаемых нормативных актов материальными и финансовыми ресурсами.
50.2. Органы городского самоуправления в пределах своих полномочий от имени населения города вправе заключать договоры и соглашения с федеральными органами государственной власти.
50.3. Нахождение на территории города органов государственной власти не может ограничивать полномочия органов городского самоуправления.
50.4. В случае принятия федеральными или областными органами государственной власти законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции городского самоуправления, спор разрешается в судебном порядке.
Статья 51. Взаимоотношения органов самоуправления города Тынды с органами местного
самоуправления других муниципальных образований Амурской области и Российской
Федерации.
51.1. Мэр города вправе заключать с органами местного самоуправления других муниципальных образований Амурской области и Российской Федерации договоры и соглашения по различным вопросам взаимовыгодного сотрудничества в интересах населения.
51.2. Органы городского самоуправления могут входить в союзы и ассоциации с органами местного самоуправления муниципальных образований области, региона, Российской Федерации.
Статья 52. Участие города Тынды в международном сотрудничестве.
52.1. Органы городского самоуправления вправе осуществлять международное сотрудничество по вопросам экономического, культурного и иного характера, иметь города-побратимы в зарубежных странах, обмениваться делегациями.
Статья 53. Обязательность решений, принятых путем прямого водеизъявления граждан, решений органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления
53.1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами городского самоуправления и гражданами города.
53.2. Решения органов и должностных лиц городского самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
53.3. Решения органов городского самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти, а также другими органами городского самоуправления.
53.4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов городского самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством.
53.5. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием, органам городского самоуправление в порядке, установленном законодательством.
Статья 54. Рассмотрение обращений органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления
54.1. Обращения органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиям, учреждениями, организациями, к которым эти обращения направлены.
54.2. Муниципальный Совет обладает правом законодательной инициативы в Амурском областном Совете народных депутатов.
Статья 55. Судебная защита городского самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального образования города Тынды, органы городского самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Статья 56. Гарантии бюджетной и финансовой самостоятельности городского самоуправления
56.1. Самостоятельность городского бюджета гарантируется:
- наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов;
- правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
- запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов;
- возмещение ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти области и органов местного самоуправления другого уровня.
56.2. Органы городского самоуправления вправе отказаться от выполнения решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы, если не обеспечена их компенсация.
56.3. Органы городского самоуправления вправе отказаться от выполнения переданных им государственных полномочий, а также от участия в осуществлении федеральных и региональных государственных программ, если они не обеспечены достаточными ресурсами.
Статья 57. Ответственность органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления
Органы городского самоуправления и должностные лица городского самоуправления несут ответственность перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Статья 58. Контроль за деятельностью органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления
Осуществление надзора за соблюдением федеральных законов, законов области и Устава города органами и должностными лицами городского самоуправления возлагается на органы прокуратуры Российской Федерации.
Решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц городского самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Статья 59. Принятие Устава города.
59.1. Устав города Тында принимается муниципальным Советом большинством не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов, подписывается Главой городского самоуправления и депутатами.
59.2. Устав регистрируется в установленном законом порядке в Амурском областном Совете народных депутатов.
Статья 60. Внесение поправок в Устав города.
60.1. Инициатива по внесению изменений и дополнений в Устав города принадлежит муниципальному Совету, Главе городского самоуправления, группе депутатов не менее 50 % от их установленного числа, органам территориального общественного самоуправления, группе граждан не менее 5 % от числа граждан, проживающих на территории города и обладающих избирательным правом.
60.2. Инициатива граждан о внесении изменений и дополнений в Устав города выражается в форме сбора подписей на подписных листах установленного образца.
60.3. Решение о внесении изменений и дополнений в Устав рассматривается и принимается муниципальным Советом в порядке, установленном для принятия настоящего Устава.
Статья 61. О вступлении Устава города в силу.
Устав города, зарегистрированный областным Советом народных депутатов в соответствии с законодательством, вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).